Конспект занятия «Учим стихи руками» для детей логопедической подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Аршинова Ольга Николаевна

Использование способа мнемотехники позволяет детям быстрои качественному запоминать и воспроизводить стихотворные тексты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie2.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение:
«Детский сад №43 комбинированного вида»

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» на тему:
«Учим стихи руками» для детей подготовительной (логопедической)  к школе группы.

Подготовила и провела:
Аршинова Ольга Николаевна,
воспитатель I квалификационный категории

Саранск, 2015

Направление: «Художественно-эстетическое»

Тема: «Учим стихи руками»

Программное содержание:

  • Образовательное – помочь осмыслить и запомнить новое стихотворение, опираясь на свои схемы-модели (использовать при этом разнообразные приемы вырезывания). Учить выразительно читать стихотворение.
  • Развивающее – развивать чувство прекрасного, творческое восприятие окружающего мира, воображение, поэтический слух.
  • Воспитательное -  воспитывать интерес к поэзии, художественному слову, аккуратность в работе, взаимопомощь, любовь к природе.
  • Коррекционное – обогащать чувственный опыт детей, индивидуально корректировать речевые высказывания, развивать пальчиковую моторику, слуховое и зрительное восприятие.

Методические приемы:

  • Беседы
  • Показ
  • Пояснение
  • Художественное слово
  • Дидактические игры
  • Поисковые вопросы
  • Самостоятельная работа
  • Индивидуальная помощь
  • Анализ

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное – знать цвета (оттенки), соотносить формы и пропорции предметов окружающего мира.
  • Коммуникация – развивать монологическую, доказательную и эмоционально окрашенную речь.
  • Социализация – обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками. Развивать дружественные взаимоотношения.
  • Труд – широкое включение в трудовые связи со сверстниками и взрослыми через дежурство.
  • Художественное творчество – создавать работы по собственному замыслу, практическое их использование.
  • Чтение художественной литературы – формировать у детей целостную картину мира.
  • Безопасность – закреплять правила работы с ножницами.

Предварительная работа по образовательным областям:

  • ОО «Познание» - тематические беседы о цветах.
  • ОО «Коммуникация» - составление и отгадывание загадок о цветах.
  • ОО «Социализация»  -  наблюдения в природе, дидактические игры.
  • ОО «Художественное творчество» - свободное творчество детей с разными художественными материалами. Рассматривание альбомов «Весна», «Цветы».
  • ОО «Чтение художественной литературы» - чтение стихов о цветах и весне.
  • ОО «Труд» - ежедневное дежурство детей по занятиям.
  • ОО «Безопасность» - ТРИЗ: «Острые предметы: хорошо это или плохо».

Словарная работа: активизировать пассивный запас слов (золотистый, вертикальный, жанр, басня, пословица. сказка рассказ, чистоговорка и т.д.)

Оборудование:

  • Демонстрационные: предметные картинки, книга О. Высотской, её портрет.
  • Раздаточный: белые листы бумаги, цветная бумага, шаблоны, пастель, простые и цветные карандаши, набор для аппликаций.

Место проведения: помещение подготовительной (логопедической) к школе группы №1.

Ход занятия.

  1. Воспитатель: Каждого человека с детства сопровождают сказки, рассказы, загадки… то есть, все, что относится к жанрам литературы.
    Ответы детей: …
    Д: Басня – краткий поучительный рассказ (может быть стихотворение).
    Пословица – краткое народное изречение с поучительным смыслом.
    Сказка – рассказ с вымышленными лицами и событиями.
    Рассказ – изложение события.
    Чистоговорка – учит правильно произносить звуки.
    В: Дети, как вы считаете, что из перечисленного нами лучше запоминается?
    Д: То, что рифмуется.
    В: Что такое рифма?
    Д: …
    В: Давайте поиграем в игру «Придумай рифму».

    (Дидактическая игра с мячом «Придумай рифму»)

    В: Я предлагаю вам прослушать и выучить стихотворение О. Высотской «Одуванчик»

    Уронило солнце лучик золотой.
    Вырос одуванчик первый молодой.
    У него чудесный золотистый цвет.
    Он большого солнца маленький портрет.

    В:
    Вам понравилось стихотворение?
    С чем сравнивает автор одуванчик?
    Какие слова-признаки помогают лучше понять нам это сравнение?
    Назовите слова, которые рифмуются в стихотворении.

    В. читает стихотворение еще раз, предлагает выучить его, опираясь на схемы-модели, выполненные в форме аппликации самими детьми.
    В: На сколько частей можно разбить этот текст?
    В: Для этого, лист бумаги сложим пополам по вертикали каждую половину сложим еще раз. Сколько частей у вас получилось?
    Д: …
    В: Прежде чем мы приступим к следующему этапу работы, давайте вспомним правила обращения с ножницами и сделаем пальчиковую гимнастику.
    (Пальчиковая гимнастика «Цветок»)
    В: Как можно выразить фразу «Уронило солнце лучик золотой», используя художественный материал и инструменты.
    Д: …
    (Воспитатель выслушивает ответы детей, предлагает свой вариант, но выбор оставляет за детьми. В дальнейшем работа строится по этому принципу. Педагог выполняет образец на доске, дети сами решают: делать по аналогии, либо внести что-то свое.)
    В: как можно выразить слова «Вырос одуванчик первый молодой» (Вырезывает из квадрата круг, делает насечки по всему периметру.)
    Д: (Самостоятельная работа детей).
    В: «У него чудесный золотистый цвет» (В. Уточняет у детей, как можно выразить золотистый цвет).
    Д: …
    В: «Он большого солнца маленький портрет» (Эту часть воспитатель предлагает портретной рамкой (квадрат сложить пополам и вырезать С-образный элемент) и силуэтом солнца (вырезать по контуру)).
    В: Наклеиваем. У нас получилось стихотворение, «прочитанное руками» (Воспитатель читает стихотворение еще раз, предлагает озвучить свои работы детям)

    (Дети декламируют 2-3 раза стихотворение, опираясь на схемы-модели. Далее следует индивидуальное чтение произведения 2-3 детьми.)

    В: Дети, не правда ли, что таким образом легко учить стихи... и очень интересно!

    В конце занятия оформляется выставка детских работ, дети рассматривают, сравнивают, делают самоанализ.

Литература:

  1. Программа «Детство» -  примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. «Детство-Пресс», 2011.
  2. И.М. Петрова «Объемная аппликация», Москва, 2009
  3. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей логопедической подготовительной к школе группы «Снежная баба"

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Снежная баба"....

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: «В гости осень к нам пришла».

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме "Ранняя осень". Тема занятия: "В гости ...

Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной к школе группе по теме: « Перелётные птицы» ( с использованием интерактивного оборудования « MIMIO» )

Обогащение словаря; развитие связной, диалогической, грамматически правильной речи дошкольников старшего возраста...

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе. Тема "Возвращение весны".

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логоедической подготовительной к школе группе по лексической теме "Ранняя весна". Тема занятия "Возвращени...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе "Путешествие по городу Котельники"

Цель: Формировать знания детей о родном городе.Задачи:Образовательные:Учить узнавать и называть некоторые достопримечательности и рассказывать о них;Развивающие:Развивать мышление, речь, обогащать сло...

Конспект занятия по подготовке руки к письму в подготовительной к школе группе.

Цель:  Формирование навыка координации движения руки при письме. Задачи: 1. Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме сидя.2.  Формирование навыка удер...

Конспект коррекционно-развивающего занятия « Следствие вели…» для детей логопедической подготовительной к школе группы

Цель:Профилактика школьной дезадаптации посредством развития интеллектуальной сферы дошкольников, развития и совершенствования коммуникативных навыков.Задачи:Актуализация мотива взаимопомощи и ответст...