Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной к школе группе по теме: « Перелётные птицы» ( с использованием интерактивного оборудования « MIMIO» )
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Обогащение словаря; развитие связной, диалогической, грамматически правильной речи дошкольников старшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной к школе группе по  теме: « Перелётные птицы»

( с использованием интерактивного оборудования « MIMIO» )

Цель: обогащение словаря; развитие связной, диалогической, грамматически правильной речи.

Образовательные задачи:

Формировать лексико – грамматический строй речи: образование прилагательного от существительного; образование сложных прилагательных; уменьшительно – ласкательной формы от существительного и прилагательного.

Развивающие: совершенствовать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое восприятие, память , внимание, логическое мышление.

Развивать мелкую и общую моторику.

Развивать умения согласовывать речь с движением.

Воспитательные: воспитывать  внимательное и  бережное отношение к птицам.

Воспитывать уважения друг к другу: умение слушать, не перебивая.

Словарная работа: активизация и уточнение словаря по теме « Перелётные птицы»

Материалы и оборудование: письмо, разрезная картинка « Скворец», иллюстрации с различными видами птиц, интерактивный стол « MIMIO», мячик.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Постановка цели занятия.

Здравствуйте ребята! Я сегодня нашла в кабинете письмо. Не знаю, кто его прислал, но оно адресовано детям детского сада № 23, подготовительной группе « Облачко». Вы не знаете это кому?( Это наша группа, это мы). Значит это письмо нам. Интересно? ( Да!). Тогда надо прочитать его.

« Привет ребята! Девочки и мальчики, если хотите узнать, кто прислал вам это письмо, то выполните все задания по порядку»

- Ой, какое загадочное письмо. Девочки и мальчики, а вы хотите узнать от кого оно? Тогда внимательно слушайте задания.

II. Основная часть.

 Ребята посмотрите, какой хороший сегодня день, какое сейчас время года? (Весна)

-А какие вы знаете признаки весны(называют ответы)

-А птиц, которые прилетают, как можно назвать одним словом? ( Перелётные).

- А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? ( стаей) Правильно, стаей, но ещё могут лететь вереницей, поодиночке, клином.

- А теперь ребята давайте проверим, как хорошо вы знаете перелётных птиц. Давайте отгадаем загадки:

1. Отгадывание загадок, описательные рассказы детей о перелётных птицах).

« Ты его узнаешь сразу:

  Черноклювый, черноглазый,

   Он за плугом важно ходит,

   Червяков, жуков находит». ( Грач)

А кто хочет нам рассказать о грачах?

(Грач – довольно крупная птица. Оперение почти чёрное, отливающее фиолетовым блеском. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле. Они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнёзда грачи строят на деревьях, где – нибудь ококло деревни или на опушке рощи. Когда появляются птенцы, родители их заботливо кормят червячками, комарами и мухами).

« На шести – весёлый дом

   С круглым маленьким окном.

   Чтоб уснули дети,

    Дом качает ветер.

   На крыльце поёт отец –

   Он и лётчик, и певец». ( Скворец)     

(Скворец -  красивая птица с блестящим оперением. Прилетев домой, скворцы рассаживаются на ветки ококло своих домиков – скворечников и радостно насвистывают.В  скворечник они приносят прутики и сухие травинки, устилают гнёздышко перьями и пухом. Когда появляются птенцы, родители летают в луга, поля и огороды, ищут для птенцов корм – червяков, улиток и насекомых).

« Прилетает к нам с теплом,

   Путь проделав длинный.

   Лепит домик под окном

    Из травы и глины». ( Ласточка)

( Это небольшая красивая птичка, стремительная в полёте. Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, грудка белая, горлышко красновато – коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины смешанной со слюной, а также шерстинок животных, перышками других птиц.Когда появляются птенцы, родители носят им еду: мошек, комаров. Уже через месяц птенцы покидают гнездо).

 « Гнезда не строит никогда.

    Яйцо соседям оставляет

    И птенчика не навещает». ( Кукушка)

(Эта птица немного крупнее голубя, гнезда не строит.Эта птица называется кукушкой. Когда заботливая работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда – кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик своё яичко. Окрас у кукушки серый, чёрный, белый или коричневый).

« Это старый наш знакомый.

   Он живёт на крыше дома-

   Длинношеий, длинноклювый,

   Длинноносый, безголосый.

   Он летает на охоту

   За лягушками к болоту». (Аист)

(С древних времён птица аист считалась символом успеха и удачи!Аисты всегда селятся рядом с человеком. Пара аистов вьёт большое гнездо из веток.Гнездо служит домом для аистов много лет.Питаются аисты лягушками, ящерицами, змеями.На Благовещенье к прилёту аистов люди выпекали печенье с изображением аиста!Дети подбрасывали печенье вверх и просили аиста принести хороший урожай).

« Маленький певец лесной

   Лучше всех поёт весной». ( Соловей)

(Как выглядит соловей? Он не большой, с длинными ножками, оперенье коричневое, а хвост чуть рыжеватый. Живут соловьи в зарослях кустарников, около рек.Свои гнёзда устраивают на нижних ветках у самой земли.В конце лета соловьи собираются в небольшие стайки, летают по лесу и подают ягоды, особенно они любят ягоды бузины. В начале сентября птицы улетают в теплые края).

2. Игра « Путаница» (Образование прилагательного от существительного).

 - Ой, этот листок, наверное, попал под дождь, смотрите! Он размыл некоторые слова. Вы поможете мне разобраться? ( Детям предлагаются ошибочные окончания слов в предложениях).

Наступил первый весна день. – ( Наступил первый весенний день).

Дует тёплый весна ветер. – ( Дует тёплый весенний ветер).

В небе светит яркое весна солнце,- ( В небе светит яркое весеннее солнце).

Птички распевают весёлые весна песни.-( Птички распевают весёлые весенние песни).

Какие мы молодцы, справились с этим заданием.

3. Игры на интерактивном столе  « MIMIO»

а) Игра « Угадай голосок»

 Ребёнок слушает пение птицы( голос), отгадывает название птицы, открывает шторку и сверяет правильный ответ или нет.

б) Игра « Птицы с птенцами» (Развитие грамматического строя речи)

 в) Игра « Перелётные не перелётные?»  ( исключение лишнего)

Физкультминутка. Игра « Хочу быть птичкой!

( Развитие умения согласовывать речь с движением. Развитие мелкой и общей моторики).

Я по улице гулял ( шаги на месте)

Скворцов и ласточек считал

Раз, два, три, четыре, пять( загибают пальцы на правой руке)

Буду их считать опять.

Рот открыл, смотрю я в небо(повороты туловища вправо – влево)

Влево, вправо. Я там не был.

Птичкой захотел я стать( руки вниз удивление)

И руками стал махать ( махи руками)

Крылья вверх и крылья вниз,

Только слышен ветра свист( указательный палец делает круговые движения)

Я подпрыгнул, чтоб взлететь ( прыжок, руки вверх)

Но пришлось на землю сесть ( присели).

4. Игра « Так бывает или нет?» ( развитие внимания и логического мышления)

- Послушайте внимательно предложения. Скажите чего не бывает, и как должно быть на самом деле.

Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? ( Нет).А кто высиживает яйца? (птицы).

Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? ( Нет). Из яиц птиц вылупились кто? (птенцы).

Дети сделали для аистов скворечники. Так бывает или нет?( Нет). Для кого дети сделали скворечники? ( для скворцов).

Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет?( Нет). Чем покрыто тело птицы? (перьями, опереньем).

Медведи строят гнёзда. Так бывает или нет? ( Нет). А как бывает? ( Птицы строят гнёзда).

Скворец живёт в будке. Так бывает или нет? ( Нет). А как бывает? ( Скворец живёт в скворечнике).

5.  Игра  с мячом « Назови ласково» ( Образование уменьшительно – ласкательной формы от существительного и прилагательного).

Пёстрая утка – (пёстренькая уточка)

Серая кукушка – (серенькая кукушечка)

Шустрая трясогузка – ( шустренькая трясогузочка)

Добрая птица – ( добренькая птичка)

Короткий хвост – ( коротенький хвостик)

Тонкая шея – ( тоненькая шейка)

Белое крыло – ( беленькое крылышко)

Острый клюв – ( остренький клювик)

- Очень хорошо мы справились с этим заданием.

6. Игра « Сложите картинку» ( развитие логического мышления).

Детям предлагаются конверты с заданием( разрезная картинка с изображением скворца)

- Ребята!Вы очень хорошо справляетесь с заданиями, и наверное совсем скоро мы узнаем от кокго нам пришло письмо! Выньте , то , что положено в конверт, сложите картинку, и вы узнаете кто прислал нам письмо.

 -  Что же у нас получилось? ( Скворец). Так значит это скворец нам принёс письмо.

 - Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? ( короткий) значит он какой? –( Короткохвостый).

А посмотрите какой у него клюв? ( Острый) значит он ( Остроклювый).

 - У него Чёрное крыло? Значит он какой? ( Чернокрылый)

У него чёрный глаз? Значит он какой? ( чёрноглазый)

 III.Итог:

- Итак, о чём мы сегодня с вами говорили? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, аистах. Все они какие? – ( перелётные) птицы.

 - А как вы к ним относитесь? Чем можно помогать птицам? Что нельзя делать по отношению к птицам?

 -  Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении заданий. Давайте под конец нашего занятия, мы, для наших гостей прочтём стихотворение, которое мы учили.( Дети хором рассказывают стихотворение).

Мусса Джангазиев « Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

 Будь другом птиц! Пусть под окном

 Поёт весною соловей,

И над просторами земли

 Летают стаи голубей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа

Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной группе с детьми с ОНР.Составление описания зайца.

1. Обогащать лексику детей притяжательными прилагательными от слова заяц. 2. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. 3. Упражнять в употреблении сложных предлогов ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Занятие по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы «Зимние забавы»

Данное занятие обучает детей рассказыванию и составлению предложений с использованием схем....

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы «Космос»

Закрепить знания детей о космосе, космонавтах. Учить составлять деформированные предложения. Развивать навык связной речи. Совершенствовать умение согласовывать речь с движением. Воспитывать чувство п...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия"

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы по лексической теме "Моя Родина - Россия"...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группе с ТНР "Аквариумные рыбки".

Цель занятия: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине "Кормление аквариумных рыбок".Основная задача: автоматизация звуков Р,Рь в связной речи....