Детское художественно-речевое творчество.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Самолюк Инна Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Произведения устного народного творчества, в частности малые фольклорные формы, передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению, позволяют создать в общении с ребенком особо теплые и ласковые отношения. В них воплощается эмоциональная форма общения с ребенком-дошкольником, оказывающая особое воздействие на развитие его умственных способностей и речевых навыков.

 К малым фольклорным формам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, потешки, дразнилки, сказки и хороводы. Это поистине сокровища русской народной культуры и народной мудрости. Они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей дошкольников.

 Проблема развития речи, воображения, памяти, мышления, обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм на сегодняшний день имеет особую значимость.

 Поэтому я решила глубже изучить эту тему и выбрала направление по самообразованию - «Детское художественно - речевое творчество» (малые фольклорные формы). И поставила перед собой следующие задачи:

«Прививать детям любовь и уважение к художественному слову и к устному народному творчеству. Обогащать словарный запас ребят с помощью малых фольклорных форм».

Прежде чем приступить к работе над выбранной темой я, с помощью наблюдений, бесед, срезов знаний, изучила уровень сформированности художественно-речевого творчества детей. Проанализировав результаты, я пришла к такому выводу.

- Многие ребята испытывают затруднение в понимании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могут лишь рассказывать, о ком идет речь в данном произведении, создавая при этом единый наглядный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословиц и поговорок остается для ребенка закрытой.

У детей возникают ассоциации, причем часто не на содержание всей пословицы или поговорки, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу.

В работе с загадками, я так же выявила некоторые причины детских ошибок при их отгадывании. Не смотря на то, что в дошкольном возрасте ребята уже владеют определенными знаниями и умениями по отгадыванию загадок, все же они часто допускают некоторые неточности:

-Невнимательно слушают текст загадки; не точно запоминают ее содержание; не имеют достаточного количества знаний об объекте; не могут правильно проанализировать содержание, сравнивать и обобщить признаки, указанные в загадке и т.д.

Изучив и проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что той работы, которую мы проводим с детьми по приобщению их к истокам русской народной культуры не достаточно. Поэтому необходимо включать произведения малых фольклорных форм фольклора, в частности загадки, не только в специально организованные занятия, но и в другие виды деятельности ребенка, как в детском саду, так и дома. Это позволит нам научить дошкольников отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Из анализа других жанров малых фольклорных форм, я поняла, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, колыбельные песни, считалки и дразнилки. Но большинство из них не достаточно владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешку или сказку, они только называют ее персонажей, повторяют за педагогом знакомое содержание, а анализировать и делать выводы самостоятельно не умеют.

Приступая к работе над выбранной темой, я решила, прежде всего, глубже изучить весь необходимый материал, привлечь к сотрудничеству родителей, вызвать у детей интерес к разучиванию потешек, поговорок, скороговорок, колыбельных песенок и хороводов. В основном моя работа была направлена на то, что бы с помощью фольклора познакомить детей с истоками русской народной культуры, с элементами художественно-речевого творчества и активизировать их творческое восприятие. И для того, что бы расширить и углубить знания детей родителей по фольклору я наметила и провела следующие мероприятия:

-Прежде всего, я провела анкетирование родителей, в ходе которого попыталась выяснить используют ли родители малые фольклорные формы фольклора в воспитании своих детей в домашних условиях и какие, с какой целью они это делают. В результате чего мне удалось узнать, что многие родители имеют представления о том, что такое фольклор, некоторые на практике применяют некоторые его формы, а часть родителей с интересом относиться к тому, что в группе ведется расширенная работа по этой теме;

-Также я организовала с детьми фольклорный кружок «Родничок», Где дети с удовольствием учатся отгадывать и загадывать загадки, разучивают новые пословицы, поговорки, считалки и потешки. Знакомятся с новыми жанрами малых фольклорных форм, такими как дразнилки и прибаутки. Благодаря этому у ребят улучшаются речевые навыки и умения, совершенствуются и развиваются познавательные процессы, обогащается словарный запас;

Затем через детей я вышла на родителей и попыталась привлечь их к совместной работе. Моей целью было показать им важность и значимость фольклора в культурной жизни детей, в развитии разговорной речи, в ознакомлении ребят с окружающим миром и мн. др. Я считаю, что мне это удалось. Потому что многие родители откликнулись на мои просьбы, активно включились в совместную работу: помогли мне обновить уголок ряженья, сшили для своих детей сарафаны и косынки. А так же, с удовольствием, поддержали мою идею оформить для группы альбом «Копилка народного творчества». В котором они записали не только те потешки, поговорки, загадки и скороговорки, которые разучивают с детьми дома, но и те, что учили когда-то сами со своими родителями. А так же те, что унаследовали от своих бабушек и дедушек. Каждая семья красочно оформила свою страничку, а в ее оформлении принимали участие не только взрослые, но и дети. В результате этой работы нам удалось пополнить нашу копилку новыми и интересными материалами.

-Кроме этого я проводила с родителями индивидуальные беседы и консультации, в ходе которых давала советы по поводу того, как правильно укладывать детей спать, как прививать малышам любовь к народному творчеству, как знакомить их с малыми фольклорными формами.

-Также мною была оформлена и выставлена в родительском уголке папку-передвижку, с помощью которой я знакомлю родителей с тем материалом, который мы изучаем с детьми в группе. Это дает возможность родителям повторять и закреплять пройденный материал с детьми дома.

За период моей работы я заметила, что у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они стали чаще использовать в своей речи пословицы, поговорки, загадки и скороговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, в подвижных играх самостоятельно применяют считалки. Ребята научились понимать их тематику и их значение, научились анализировать содержание, делать определенные выводы. Использование фольклорных произведений в работе с детьми помогло мне научить ребят ориентироваться в окружающей обстановке, способствовало познавательному развитию дошкольников, активизировало их творческое восприятие, память, мышление, воображение, обогатило словарный запас детей. Использование потешек и поговорок помогло мне наладить контакт с детьми, как в процессе занятия и режимных моментах, так и в повседневной жизни. А русские народные сказки помогли мне открыть для ребят новую страницу эмоциональной жизни, они научились сострадать, сопереживать, сочувствовать героям.

Со стороны родителей я заметила заинтересованность в совместной работе по приобщению ребят к истокам русской культуры, к устному народному творчеству, к фольклору. Они теперь не только разучивают с детьми загадки, пословицы и поговорки, но и объясняют малышам их смысл. Родители понимают что, знакомя своих детей с фольклорными произведениями, они тем самым, приобщают ребят к художественному наследию своей национальной культуры, оказывают разностороннее воздействие на их воспитание.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие для детей старшей группы ,включающее художественно-речевую и музыкальную деятельность "Мы живём в России"

Обобщение и систематизация знаний детей о своей стране .Воспитание чувства любви к Родине ....

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

Развитие художественно-речевой активности и словесного творчества дошкольников.

Презентация посвящена  формированию и развитию одного из основных компонентов речи- связной речи, творческого рассказа, умению мыслить и рассуждать, соблюдая определенный план и закономерность....

Презентация: "Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы и творчества."

Детский совет форма, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивать у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».

В ФГОС (п.1.4.) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы являет...

Праздник "День народного единства 4 ноября" 2021г. в детском саду № 24 «Аленький цветочек», г. Новошахтинск. Подготовила и провела Чеботарева Л.П., музыкальный руководитель. Часть изучаемого материала в детском саду о творчестве Калмыкии.

Задачи мероприятия:Познание. Способствовать расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.Художественное творчество. Развивать творчество детей посредством практической де...