Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду в старшей группе "Мытье стульчика"
план-конспект занятия (старшая группа)

Шулятьева Елена Валентиновна

Занятие построено с учетом программы Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости" по трудовому воспитанию детей 5-6 лет. Основная цель состоит в формировании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Дети должны уметь формулировать замысел своей трудовой деятельности, выбирать материал и необходимые инструменты и оборудование, самостоятельно выполнять трудовые действия для достижения конечного результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                 общеразвивающего вида «Увинский детский сад №1»

Конспект образовательной деятельности

по организации хозяйственно-бытового труда

с детьми старшей группы

«Мытье стула»

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Шулятьева Елена Валентиновна

2023

поселок Ува

Конспект образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда с детьми старшей группы «Мытье стула»

Цель: Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Содействовать возникновению и развитию положительного отношения к собственному труду, удовлетворения от самостоятельного трудового усилия;

Содействовать овладению умением формулировать замысел, выбор материала и необходимых для его преобразования средств деятельности (инструменты, оборудование);

Упражнять в самостоятельном выполнении трудовых действий, преодолении возникающих трудностей, достижении конечного результата, формулируя самооценку продукта деятельности;

Побуждать к проявлению культуры организации и выполнения деятельности в соответствии с тремя правилами труда: костюм чистый, рабочее место в порядке, результат труда —стул чистый, на нем приятно сидеть.

 Способствовать развитию в процессе  хозяйственно-бытового труда таких нравственных качеств, как заботливость, добросовестность, ответственность, аккуратность;

Содействовать возникновению и развитию эмоционального отклика на эстетические качества предметов как к результату труда;

Побуждать к  развитию любознательности к трудовой деятельности взрослых.

Материал, оборудование: Герой – Незнайка, стул детский, таз, мыльница с мылом, губка, фланелевая салфетка, рабочие тряпки, рабочие тазики для грязного оборудования, по два ковшика и ведра с теплой водой с салфеткой на краю.

Столы стоят в форме буквы П, посередине - скамейки с оборудованием, перед детьми стол для показа, рабочий стол для протирания тазов.

Предварительная работа:

«Театр взрослого» - мытье стула;

Индивидуальное обучение мытью стула в режимных моментах;

Обучение организации рабочего места.

Словарная работа:

Методические приемы: Вербальные – объяснение, обсуждение, рассказывание способов действий, решение проблемной ситуации;

Игровые – персонаж – Незнайка, проблемная ситуация, стимулирование детей к трудовой деятельности, общая игра «Стираем»;

Практические – эмоциональный и технический показ выполнения трудового действия, упражнение для закрепления умений, анализ результата, самостоятельный отбор ребенком инструментов для трудовых действий и расположение их на рабочем месте, последовательная уборка.

Ход образовательной деятельности:

1 часть. Мотивация деятельности.

Дети цепочкой заходят в группу, встают по краю ковра напротив Незнайки.

Вос-ль. Незнайка, доброе утро! Чего это ты такой довольный сегодня!?  

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Я для вас купил книгу, очень интересную. Хочу, чтобы вы ее прочитали.

 Вос-ль: Спасибо, Незнайка. Мы очень любим читать книги. Но слушать удобнее сидя на стульях. Присаживайтесь, будем читать Незнайкину книгу. (Дети видят грязные стулья).                                                                                                                            Вос-ль: Что случилось? (Грязные стулья). Пока мы играли, делали зарядку, Незнайка, ты запачкал наши стулья?!

Незнайка. Нет, я ничего не делал.

Вос-ль: Нам не нравится, что стулья грязные! Что же делать? У нас одежда чистая, если сядем на грязные стулья, она станет грязной. Мама огорчится… Да и неприятно ходить в грязной одежде, нам же еще целый день находиться в детском саду… Значит, их надо сделать чистыми!  (Надо вымыть).

Н. Я еще не знаю, как мыть стул.

В. Чтобы чему-либо научиться, стать УМЕЛЫМ нужно внимательно смотреть и слушать. Я с удовольствием покажу и расскажу! Один грязный стул сделаю чистым. Мне понадобится ОДИН таз, ОДНА губку, ОДИН кусочек мыла, ОДНА ЧИСТАЯ, СУХАЯ ТРЯПОЧКА. Проверю, готова ли я к работе: костюм чистый, сухой, пол – сухой, на столе сухо. Но нужно закатать рукава, сделать их короткими.      

Театр воспитателя. Показать детям удовольствие от работы.  

Образный – эмоциональный показ деятельности воспитателем:

В. Возьму грязный стул, переверну его. Опущу губку в таз. Отожму губку так, чтобы не капала вода. Намылю губку. Начинать надо с того, чтобы протереть нижнюю, невидимую сторону сиденья, а потом перекладины слева направо.  Дальше буду стирать грязь с ножек. Сполосну губку. Вот вода стала грязной. Отожму воду и опять намылю губку. Потру спинку сверху. Теперь потру сиденье стула. Опущу губку в воду и проверю, не осталась ли грязь? Возьму сухую тряпочку и протру стул. Тряпочка осталась чистой, но влажной.

В. Один стул, Незнайка, я сделала чистым и сухим, вот кто сделает чистыми остальные стулья? (Я, Я, Я,Я……)                                                                        В: Дождись нас, Незнайка, мы сейчас позавтракаем  и помоем стулья, а потом и почитаем твою книгу.

2 часть трудовой деятельности.

Дети заходят в группу цепочкой с песенкой «Улыбка» и сразу встают около столов.

В. Как все красиво стоят. Вы приготовились трудиться?

Какие три правила труда надо выполнить?

1. Что для этого нужно сделать сначала? (закатать рукава) (и костюм был чистым).

2.Второе правило: чтобы было чистое рабочее место.

3.Третье правило? Чтобы чистым был результат.

Мальчики, готовы к труду? И девочки готовы.

Приготовим ладошку.

Итак: загибаете мизинец.

1-й компонент - задумка. Что же мы ЗАДУМАЛИ сделать? ( вымыть грязный стул и сделать его чистым). Кто же в нашей группе хочет стать УМЕЛЫМ и пообещал Незнайке сделать стулья чистыми? (я, я, я…) 

2-й компонент – выбор материала. Что же будет материалом в труде? (грязные стулья).  Принесу стул, поставлю подальше от стола, чтобы удобно было. Несите свои стулья (идут двумя колоннами)

3-й компонент – выбор средств преобразования. А что же будет орудиями нашего труда? (мыльница с мылом, губка, сухая тряпочка, таз с водой) А губка сама будет протирать «по щучьему веленью»? (нет, руками)

Я принесу сначала таз. Теперь принесу мыльницу с мылом и губкой, поставлю около таза слева (потом окажется справа). Теперь принесу салфетку. Кладу ее справа от таза (потом окажется слева). Встану на свое место.

Все вам понятно. Готовьте место для работы. (Дети готовят оборудование, встают за столы. Проверяем расположение оборудовании).

А голова будет думать или не нужна? (нужна, чтобы чисто сделать). А вот КАК делать по порядку … и должна подсказать голова. Подходите ко мне, я покажу КАК ПРАВИЛЬНО МЫТЬ СТУЛ.

4-й компонент – система действий. Технический показ.

Я покажу КАК правильно мыть стул ТАК, чтобы не оставить НИ ОДНОГО ГРЯЗНОГО МЕСТА, и сделать это БЫСТРО.

Перед работой проверяю костюм – рукава закатаны? Костюм чистый, сухой.

Возьму грязный стул, переверну его. Опущу губку в таз. Да там и воды нет!  С.А. налейте мне воды, пожалуйста, в  тазик. Очень аккуратно С.А. наливает воду, старается не пролить на стол. Как хорошо, С.А., что на край ведра ВЫ положили тряпку, чтобы ковшик обтирать. А то ведь с ковшика тоже может капать вода.

(Няня в это время наливает воду в тазы детям, готовит оборудование для уборки)

Смотрите, КАК буду делать по порядку:

-Намочу губку, отожму ее так, чтобы не капала вода.

- Переложу в левую руку, а в правую возьму….мыло, намыливая, скажу…(1,2,3 – мыло положи).  Что теперь делать с губкой? (переложить в правую руку снова).

-Начинать надо с того, чтобы протереть нижнюю, невидимую сторону сиденья, а потом перекладины слева направо.  Дальше буду стирать грязь с ножек, со всех сторон каждой ножки. Стала губка грязная. Грязь надо в воду отдать. Отжать, как следует. Если не сделаешь, то грязная вода запачкает пол.

Вот смотрите, что будет, если вы губку не отожмёте.(Берёте стул, поднимаете над тазом и прижимаете губку к ножке, показываете, как капает вода грязная в таз). Сейчас она в тазик капает, а если стул будет стоять на полу, тогда будет грязный пол. Это будет плохая работа. Ведь пока мы со С.А. будем за вами пол мыть, гулять будет некогда. Если будете правильно делать, получится БЫСТРО И ХОРОШО. Всё будет чисто: и пол, и стул, и костюм,                                    

Поэтому хорошо сполосну губку. Вот вода стала грязной. Отожму воду и опять намылю губку.

-Переверну стульчик. Потру спинку сверху, и, наконец, сиденье стула. Опущу губку в воду и проверю, не осталась ли грязь?

-Стул стал чистым, но ВЛАЖНЫМ, сидеть на неё  неприятно. Возьму сухую тряпку и протру в том же порядке. Подсказывайте порядок: сначала нижнюю невидимую часть сиденья, перекладины слева направо, ножки со всех сторон, потом спинку и сиденье. Посмотрите, какая стала тряпка  влажная, но чистая. Стульчик чистый. Стульчик унесу к Незнайке, а оборудование уберу на место.                                                                              

Посмотрите, КАК  я понесу тазик с водой, чтобы не пролить на пол – вот так, за края буду держать двумя руками, поднесу к ведру, наклонюсь и медленно солью. Затем протру таз рабочей тряпкой и поставлю на скамейку. Потом унесу мыльницу с мылом и губкой на поднос. Влажную светлую салфетку положу в таз. Теперь проверю, не осталось ли капелек на столе, протру их рабочей тряпкой. Теперь все чисто и сухо. Положу тряпочку в таз.

-Я свою работу сделала! У меня стул чистый, костюм сухой, пол сухой, стол сухой. Я молодец!

Все понятно? С чего начнете мыть стульчик? (С нижней невидимой стороны сиденья).

Идите к своим рабочим местам. Проверьте – рукава закатаны, костюм сухой, чистый. Начинайте мыть свои стульчики.

Трудовая деятельность детей.

5-й компонент – результат. Ребенок берет свой стул и ставит около Незнайки.  Убирает все оборудование на столе.

 Дети, которые закончили раньше, играют в общую игру «Стираем»

Когда все дети подойдут:

В. Давайте посмотрим, в порядке ли наша одежда? А наши рабочие места? С.А. проверьте, есть ли капельки на столе? (няня проверяет, дети исправляют свои ошибки)

Стулья чистые? Молодцы!

3 часть трудовой деятельностью

В. А сейчас можно и посидеть. Приятно?

Кого же мы сегодня учили и чему? (Незнайку мыть стул)

Почему надо мыть стулья? (быть чистыми, опрятными, приятно сидеть).

А кто же у нас УМЕЛЫЙ оказался? (Я, я, я…) 

А еще мы позаботились о С.А., все за собой прибрали, протерли стол.

В. Теперь можно и сказку почитать, которую принес Незнайка (А.С.Пушкин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду «Служба чистоты».

Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду «Служба чистоты». Интеграция образовательных областей: область социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическ...

Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Умелые руки не знают скуки»

Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Умелые руки не знают скуки»...

Конспект занятия по хозяйственно – бытовому труду в старшей группе «Как мы Федору трудиться учили».

Конспект разработан для, формирование у детей положительного отношение к труду и его результатам....

План-конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду "Протирание стульчиков от пыли"

План-конспект занятия по ХБТ «Протирание стульчиков от пыли»Цель занятия: закрепление умения детей поддерживать порядок и чистоту в групповой комнате: протирать стульчики вл...