Консультация для педагогов и воспитателей "Игры и развлечения на воздухе. Методика проведения подвижных игр на воздухе в зимний период"
консультация

Консультация для педагогов и воспитателей "Игры и развлечения на воздухе. Методика проведения подвижных игр на воздухе в зимний период

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и воспитателей

«Игры и развлечения на воздухе. Методика проведения подвижных игр на воздухе в зимний период»

 

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита.

Подвижные игры на свежем воздухе оказывают закаливающее действие на детский организм, что повышает его устойчивость к простудным респираторным заболеваниям, увеличивают двигательную активность детей, способствуют более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.  И зима — не повод отменять прогулки на свежем воздухе! Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку. А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие, они должны быть заняты интересным делом.

Подвижные игры в этом отношении занимают особое место – они считаются универсальным и незаменимым средством физического развития. Именно подвижная игра помогает ребёнку обрести друзей, выразить себя в интересной для себя деятельности. Во время проведения подвижных игр на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и  инициативу в действиях. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными видами деятельности.

В ходе игры важно знать и обращать внимание на внешние признаки утомления. В каждой возрастной группе он разный. Нормальным считается чуть возбуждённое лицо, немного сниженное внимание, но четкое выполнение заданий и, главное отсутствие жалоб в чём – либо! В том случае если движения детей нечётки, неуверенны, пробуждение конфликтности, отказ от участия в игре, необходимо перейти к другой деятельности и снизить нагрузку.

Для организации подвижной игры необходимо, чтобы дети упражнялись в освоении основных видов движений. Это ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье, катание, бросание и ловля. 

Методика проведения подвижной игры включает в себя:

- сбор детей на игру,

 - создание интереса,

- объяснение правил игры,

- распределение ролей,

- руководство ходом игры,

-  подведение итога.

Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста имеет свои особенности, которые необходимо учитывать педагогу. Подбор игр нужно осуществлять с учетом возрастных особенностей детей, их представлениями, умениями, навыками, знаниями об окружавшем мире. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.

Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для использования маленькими детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают. Чтобы привлечь внимание детей дошкольного возраста рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который также подскажет детям движения и заменит в игре правила.

 Также важно использовать в играх разнообразные двигательные задания, с ходьбой, с прыжками, с бегом.

 Важно учитывать состояние детей. Если дети возбуждены, следует провести спокойную, малоподвижную игру.

Подготовка к игре состоит из нескольких моментов.

 Первый - это ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр, что позволяет педагогу подобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей, в зависимости от условий проведения и количества детей.

Второй момент - это подготовка к проведению конкретной игры, как распределить играющих и как использовать пособия.

Третий момент подготовки - подготовка площадки к игре. Также, важное значение имеет одежда детей, она должна быть удобной и не стеснять движения.

Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста всегда организует воспитатель, в старшем дошкольном возрасте, подвижные игры дети могут организовывать самостоятельно. Воспитатель сообщает название игры, излагает ее содержание, объясняет правила. Надо раскрыть только самое главное. Объяснение должно быть кратким, четким. Объясняя игру впервые, воспитатель сам показывает детям движения, которые могут затруднить их.

 Подвижная игра предусматривает выполнение основных образовательно-воспитательных задач, таких, как развитие и совершенствование движений детей, приучение детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач зависит от того, как педагог заинтересует и привлечет детей к игре.

 Важным условием является общение детей со взрослым и сверстниками. В освоении детьми новых движений воспитателю принадлежит ведущая роль, важно чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником. Для совершенствования движений педагог может использовать разные приёмы: личный показ, пояснение, указания. Особенно важно поощрять детей, хорошо выполняющих движение.

Активное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей.

Как организовать подвижные игры в зимний период?

 Снег дарит уникальную возможность насладиться всеми прелестями зимних забав. Катание с горок, игра в снежки, сооружение снежного городка и лепка снеговика - это лишь малый список традиционных развлечений, которые могут превратить обычную зимнюю прогулку в увлекательный досуг.

Существует масса интересных игр для детей самого разного возраста, позволяющих ребёнку активно двигаться, воспитывать характер и творчески развиваться. Не секрет, что зимой дети двигаются намного меньше, чем летом, и на свежем воздухе они проводят намного меньше времени. Организация зимних игр связана с рядом специфических моментов, которые необходимо учитывать. Поскольку игры проводятся на улице при минусовой температуре, надо следить за тем, чтобы все дети, участвующие в игре, двигались активно и ни в коем случае не оставались без действия на морозе. Для этого следует выбирать игры с более частой сменой водящих, игры, по правилам которых дети не будут надолго выбывать из них. Будет лучше, если более подвижные и менее подвижные игры будут чередоваться. В заключении следует проводить игру менее подвижную.

Какие предметы можно использовать для проведения зимних игр? Это могут быть мячи, санки, клюшки, флажки и т.п. И лучше будет, если все эти предметы будут яркими.

На прогулке можно заняться не только подвижными играми, но и развитием наблюдательности, внимания, умения ориентироваться.

Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у детей пользуются игры-эстафеты, аттракционы. Такие развлечения помогут педагогу содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания и праздники.

После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме.

Подвижные игры обогащают содержание прогулок, увеличивают их продолжительность.

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников?

·        Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание.

·         Повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.

·        Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками.

·        Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы,  лыжные трассы и т.д.

Следите за тем, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми".

В консультации описаны подвижные игры, в которые родители могут поиграть вместе со своим ребёнком на прогулке....

Развитие двигательной активности дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период.

Предлагаю опыт работы проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период в ДОУ. Данный материал будет полезен воспитателям....

Подвижные игры на воздухе в зимний период.

Уважаемые родители, предлагаю вам подвижные игры с кратким описанием,  для для детей разной возрастной категории. от 3 до 7лет....

Консультация "Организация подвижных игр на воздухе в зимний период"

В консультации помещен материал, в котором пишется о пользе подвижных игр на воздухе в зимний период и их пользе для детей, а также предлагаются варианты игр....

Подвижные игры на воздухе в зимний период

Играть для ребенка - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие физические качества, воспитываются инициатива, самостоятельн...

Консультация для педагогов "Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке.Особенности организации в зимний период"

Консультация для педагогов" Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке......

Методика проведения подвижных игр в зимний период.

Как организовать зимой игру с ребенокм на прогулке? Советы и рекомендации разработаны на основе методической литературы. Материал предназначен для педагогов дошкольного образования , а также будет инт...