Консультация для педагогов "Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке.Особенности организации в зимний период"
консультация по физкультуре на тему

Смирнова Ромцева Марина Владимировна

Консультация для педагогов" Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_podvizhnye_igry.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 16 г.Выборга"

Консультация для педагогов

«Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности детей на прогулке. Особенности организации в зимний период»

Воспитатель: Смирнова Марина Владимировна

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение,  улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

В течение года прогулки проводятся ежедневно.  Прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов, при соответствующем санитарным нормам температурном режиме и силе ветра. При несоответствующих погодных условиях прогулка может быть сокращена, либо отменена вообще. 

Структура прогулки выглядит следующим образом:
1. Наблюдение; 
2. Трудовая деятельность; 
3. Подвижные игры
4. Индивидуальная работа; 
5. Самостоятельная деятельность детей (игровая и двигательная)
6. Спортивные упражнения;

Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

 Рекомендуется проводить две - три игры в течение прогулки. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки.

Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В зимний период целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом (например, по ограниченной поверхности), метанием (снежков), прыжками. В сырую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.  В летнюю жаркую погоду проводятся игры с водой.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей. Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение,   приучаются  действовать  в   соответствии   с  указаниями.

Подвижные игры классифицируются по:

1) степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности);
          2) преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.);
           3) предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

В подвижных играх (или играх с правилами) ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать.

         В зимнее время особое внимание уделяется зимним спортивным упражнениям. Постройки на территории детского сада способствуют развитию интереса к разным видам движений: ходьбе и бегу по снежному лабиринту, по снежным валам, метанию снежков, спуску с горки и т.п.         Однако без правильного педагогического руководства дети не всегда могут реализовать свои возможности и потребности.

Педагогу следует позаботиться о создании дружеской эмоциональной атмосферы, которая располагала бы детей к добровольному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности и самостоятельности.

При подборе подвижных игр и развлечений важно учитывать индивидуальные возможности и способности детей.

Младшие дошкольники

Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, выполняют некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п.), побуждающих их к различным двигательным действиям; рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

Младший и средний возраст больше всего любит играть с песком. Для этого возраста можно проводить игры с песком. Зимой любимое развлечение малышей - санки, и катание на них надо широко использовать на прогулках. Так же в зимний период чрезвычайно важно, чтобы малыши совместно с воспитателем учавствовали в сооружении разнообразных построек и лепке фигур из снега. Для этого необходимы различные предметы: лопатки, совочки, ведерки и т.п.

В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

Старшие дошкольники

Дети более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.

Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений.

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования, где успех команды зависит от действий коллектива детей в целом.

Во время их проведения надо приучать воспитанников выполнять определенные правила. Дети должны научиться:

1. Начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя.

2. Быстро и четко занимать места для начала игры.

3. Играть честно без обмана; если был пойман  во время игры, быстро выходить на определенное место.

4. Во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой.

5. Не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться.

6. Не убегать за границы площадки.

7. Не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться.

8. Играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок.

Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева.

Требования к одежде детей: в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это способствует воспитанию личностных качеств в целом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Подвижные игры как условия повышенной двигательной активности детей на прогулке»

Подвижные игры на прогулке - комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности....

"Подвижные игры, как условия повышенной двигательной активности детей на прогулке"

Педагогам в ДОУ о прогулках на свежем воздухе, с проведением  подвижных игр, как одним из средств закаливания детского организма....

Консультация для педагогов: «Подвижные игры как условия повышенной двигательной активности детей на прогулке".

В консультации рассказывается что такое подвижные игры, что они формируют и развивают....

Подвижные игры, как условия повышения двигательной активности детей на прогулке» консультация для педагогов

Рассмотрим вопросы организации рациональной двигательной активности детей и методические приемы руководства ею в процессе игр и упражнений на прогулке....

Консультация для родителей «Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности детей на прогулке. Особенности организации в зимний период»

Значение для физического развития дошкольникаСтруктура прогулкиИгры и развлечения на свежем воздухе....