Социализация играючи или кооперативные настольные игры в работе психолога ДОУ.
статья

Серик Ирина Валерьевна

Материал выступления на РМО педагогов-психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_igrayuchi.docx181.77 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №1 «Сказка»

Социализация играючи

или

кооперативные настольные игры

в работе психолога ДОУ.

Материал подготовила

Педагог-психолог Серик И.В.

г. Приморско-Ахтарск

1. Социализация играючи или как с помощью настольных игр научить детей взаимодействовать друг с другом.

Почти все родители согласятся, что настольные игры — хороший и полезный способ наконец отвлечь ребенка от экрана смартфона, позвать друзей и устроить яркий семейный вечер. Но кроме очевидных плюсов в виде хорошего настроения, «настолки» имеют целый набор положительных педагогических моментов.

Настольные игры не только учат детей терпению в ожидании своего хода и соблюдению правил игры, умению красиво побеждать и достойно принимать поражение. Они помогают развивать softskills — «гибкие навыки», связанные не с предметными областями, а с личностными качествами и социальным взаимодействием: эмоциональный интеллект, критическое мышление, коммуникация, работа в команде.

Четыре навыка, которые может приобрести и развить ребенок, играя в настольные игры.

Способность понимать другого человека. Умение понять другого человека и взглянуть на мир его глазами — неоспоримо один из важнейших социальных навыков в наши дни. Игры, в которых необходимо предвосхищать действия соперника и использовать эту информацию для планирования своих ходов и действий, несомненно помогут развить этот навык.  Некоторые из таких игр требуют от участников постоянно просчитывать как свои действия, так и действия соперников на один или несколько ходов вперед — это, к примеру, простые классические игры как шашки, шахматы и домино или даже большие стратегические игры в духе «Колонизаторов» или «Каркассона», где игроки должны строить города и дороги, добывать ресурсы и торговать ими с соперниками.  Более простые игры, как вербально активный «Элиас» и его детская версия «ЭлиасДжуниор» или игры ассоциаций «Диксит», «Имаджинариум» и «Экивоки» тоже учат пониманию мыслей и слов другого человека, выраженных зачастую косвенно. Чем лучше игрок способен смотреть на ход партии глазами соперника, тем более успешен он будет как в игре, так и в жизни.

Гибкость социального взаимодействия Механика некоторых настольных игр полностью отдана на откуп воле случая. С одной стороны, может показаться несправедливым, что, вытянув не ту карту или выбросив определенное число на игральных костях, можно существенно осложнить себе партию или вовсе проиграть. С другой стороны, столкновение с такого рода неудачами полезно, и с ними проще справиться, если они случаются в контексте игры. Существуют и более стратегические игры, где фактор удачи не так существенен, однако положение дел на игровом столе постоянно меняется из-за действий других игроков. Идеальный пример — классическая карточная игра «Уно»: у вас в руке может быть наиболее подходящая к текущей ситуации карта, но другой игрок может изменить цвет карты, которая должна быть выложена далее, или может вовсе выложить карту, из-за которой вам придется пропустить следующий ход. Такие игры учат реагировать на изменения, которые вносят своими действиям другие игроки, а также справляться с игровыми «ударами судьбы», тем самым, обеспечивая множество возможностей для социального взаимодействия.

Невербальная коммуникация.Способность общаться, используя мимику и жесты — важная часть многих современных настольных игр. Улыбки, едва заметные движения глаз, расположение тела — все это может говорить о нас многое, в том числе и в игровой форме. Такие игры как «Визуал» и «Концепт», где нужно объяснять загаданные слова, не используя звуки, а иногда даже и жесты, — прекрасные аналоги набившему оскомину «Крокодилу». Столкновение с кем-нибудь взглядом в ходе игры будет не вызывать чувство неловкости и стеснения, а способствовать успешному завершению игровой партии. Настольные игры, механика которых заточена под невербальную коммуникацию, учат детей следить за своими жестами и мимикой, понимать эмоции своих соперников, эмоциональному интеллекту и эмпатии.

Командная работа. В последнее время в свет вышло множество кооперативных игр — где два и более игрока сотрудничают друг с другом, решая какую-либо общую задачу, а не соперничают. Завершение игровой миссии требует слаженной и сплоченной командной работой, ведь проиграть и победить игроки могут только вместе. Существует множество подобных игр как для детей, так и для взрослых, где участники либо совместно решают какую-то одну задачу, либо соперничают в командной борьбе. Для успешной игры в кооперативные настольные игры дети должны учиться слушать друг друга, быть настойчивыми (но не агрессивными) и внимательными к комментариям партнеров по команде.

Настольные игры — доступный и простой в освоении досуг, который поможет ребенку научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, работать в команде, отстаивать свое мнение и слушать других.

2. Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг  ребёнка?

Настольные игры — отличный способ весело провести время всей семьёй. И это не просто развлечение: такие игры тренируют реакцию ребёнка, помогают ему быстро принимать решения и заставляют работать его мозг. Среди всех настольных игр выделяются кооперативные — такие, в которых участники не соревнуются между собой, а играют против самой игры. Кооперативные игры учат общаться и договариваться с ровесниками и детьми более старшего возраста, даже с родителями. Дети начинают мыслить шире, выходя за пределы личных интересов. Такие маленькие и самостоятельные, они осознают потребность в коммуникации. И самое главное, командный досуг набирает популярность: спорт, настолки, игры. Ведь с их помощью можно приблизиться к решению вечной проблемы: поддаваться ли детям или давать им привыкать к поражениям?

Если вы хотите научить их прислушиваться к мнению более опытных людей, не забывайте о том, что есть способ куда мудрее — постараться решить проблему вместе. А ещё это просто здорово, когда можно попросить о помощи игрока по команде.

Настольные игры — популярный вид детского и семейного досуга, особенно сейчас, когда дети мало играют в дворовые игры, а родители слишком устают, чтобы придумывать игровые сюжеты. Это не только приятное совместное времяпрепровождение: они во многом способствуют когнитивному развитию ребёнка, мотивации к обучению, функций восприятия, памяти, мышления, произвольного внимания и контроля, учат соблюдать границы и правила. Настольные игры могут помочь усвоить такие навыки, как счёт, распознавание объектов, цветов, символов, они развивают категоризацию, воображение и символизацию — способность использовать символы-заместители предметов (карточки, фишки), на базе которой строится обучение чтению и письму. Недаром настольные игры стали неотъемлемым инструментом работы нейропсихологов и логопедов и активно используются в программах подготовки к школе.

Кроме того, совместные игры сближают родителей и детей, гармонизируют их взаимоотношения, объединяя их вокруг совместной деятельности.

Среди настольных игр выделяется отдельная категория — кооперативные игры, где участники играют вместе против поля и должны кооперировать усилия. Они отличаются отсутствием соревновательного момента и выручают семьи с выраженным соперничеством братьев и сестёр, а также детей с неустойчивой самооценкой, которые тяжело переживают проигрыш сопернику.

Что в эмоциональном плане получают дети от такой игры?

  • Контакт со сверстниками или семьёй.
  • Чувство включённости в совместный процесс, чувство ответственности за общий успех.
  • Навыки взаимодействия, кооперации, взаимопомощи.
  • Радость и удовольствие, а также возможность выпустить пар, прожить в игре те эмоции (азарт, злость, торжество, волшебное могущество), которые не получается реализовать в жизни.
  • Особенно важными оказываются такие игры в жизни детей, чувствительных к оцениванию, переживающих сложности в отношениях с членами семьи.

Занимательная кооперативная игра с ярким сюжетом — это не только интересно, но и полезно. А ещё это отличный способ весело провести вечер всей семьёй!

3.Пример кооперативных игр.

У издательства «Простые правила» недавно вышло две детских кооперативных игры: «Чудо-пони» и «бандито». Обе игры компактные, быстрые, подходят для разновозрастной компании.

Но самое главное, это игры не соревновательные, и могут играть вместе дети 4 и 8 лет, с мамой, бабушкой, и ещё все игроки общаются и договариваются в процессе!

В игре «чудо-пони» есть общая задача у всех игроков: выстроить совместными усилиями на поле квадрат из лошадок и сена, 5 на 5, то есть 25 карточек, до того, как вокруг всех этих лошадок выстроится квадратный забор (7 карточек забора по каждой стороне). Лошадок можно выпускать на поле тройками, причём у всех трёх лошадок должно быть что-то общее, скажем, все три лошадки серые, или все три – в зелёных попонках, или все три – с чёрными гривами. Игрокам надо договариваться о том, кто кому может дать карточку. Не обменять, а просто подарить – для общего дела.

P8257370

-Ваня, дай мне, пожалуйста, вон ту жёлтую лошадку в синей попоне, тогда я смогу выпустить трёх жёлтых лошадок!

-Да, бери, конечно!

Первыми выкладываем все карточки забора, потом – если можем – трёх лошадок или сено, а в конце – если повезёт – ломаем 2 секции забора карточкой «подкова».

Игра «чудо-пони» хорошо подходит для детей с 4 лет, и вполне годится как для игры втроём, так и для игры с 5-6 детьми. Пожалуй, основное ограничение – для игры нужен достаточно большой стол, поскольку в итоге мы выстраиваем квадрат 7 на 7 карточек.

4.Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей в игре, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

  • непосредственное общение с каждым ребенком;
  • уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Настольные игры в работе учителя-логопеда

Предлагаю Вашему вниманию игры на автоматизацию, дифференцию звуков С, Ш, Л, Р и классификацию по теме "Овощи-фрукты". Сделала это все специально без фона, на белом листе. Можно распечатать, заламинир...

Проект "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"

Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем свои игры, используя метод проектной деятельности....

Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"

Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственно...

План работы по якутским настольным играм

перспективный планкалендарный план...

Настольные игры в коррекционной работе логопеда.

Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любозна...

«Умные игры» Проект (краткосрочный) Тип: практико - ориентированный II младшая группа Проблема: -Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм. Обоснование проблемы: 1. Неумение и нежелание детей младшей группы играть в настольно –

laquo;Умные игры»Проект (краткосрочный)Тип: практико - ориентированныйII младшая группаПроблема:-Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.Обоснование проблемы:1. ...