Настольные игры в коррекционной работе логопеда.
статья

Гуркина Яна Аркадьевна

Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей».  Поэтому, настольные игры, естественно,  развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнкаУ  детей  развиваются  память, внимание, воображение.  В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца,  дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при  обучении в школе.

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Настольные игры в коррекционной работе логопеда.

Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?

Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей».  Поэтому, настольные игры, естественно,  развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка.

У  детей  развиваются  память, внимание, воображение.  В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца,  дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при  обучении в школе.

Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.

Настольные игры  в старшем возрасте  так же вырабатывают

привычки правильного поведения,

помогают детям осваивать правила игры,

не нарушать их,

«ходить» по очереди,

не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.  

Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы». 2. Дидактическая игра – форма обучения.

Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие детей (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.

Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. При обучении детей младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, пирамидками.

Важную роль в воспитании и обучении играют настольно – печатные игры.

В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Маленькие дети играют в разные настольно - печатные игры: парные картинки, лето, домино, складные кубики. К этому виду деятельности относится и раскладывание картинок, изображенных на кубе, фланелеграфе.

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации, обобщение предметов по существенным признакам.

Разнообразить этот вид занятий можно, предложив детям картинку на кубе. Воспитатель просит ребенка найти и показать пальцем собаку, кошку, утку, изображенных на разных сторонах куба. Ребенок поворачивает кубик, рассматривает, находит то, что нужно, радуется, когда узнает. Занятие с кубом очень полезно и для тренировки движений пальцев, что, в свою очередь, оказывает влияние на развитие активной речи.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т.п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.

Интересную или необычную информацию дети схватывают на лету и легко запоминают надолго. Такая память называется непроизвольной, и именно она преобладает у дошкольников. Однако постепенно детям надо научиться управлять своей памятью, ведь в школе их ждёт огромный поток новых сведений и правил, причём не всегда занимательных. Отсюда и возникает необходимость развивать в ребёнке умение запоминать. Настольные игры детям очень нравятся, почему бы не использовать такую возможность для полезного дела! :)

В играх память тренируется прекрасно: весело, познавательно, увлекательно! Этой цели служат как специально разработанные детские игры на память типа «мемори», так и более сложные игры для всей семьи, где для успеха надо помнить предыдущие ходы и вышедшие карты.

Умение читать – один из важнейших коммуникационных навыков, необходимых человеку. С детства ребёнок изучает окружающий мир, узнаёт много нового и интересного. Книги, планшеты, компьютеры и интернет – все эти источники информации используют текст. В древности немногие люди, умеющие читать и писать, пользовались уважением в обществе, а в современном мире навыки чтения являются жизненно необходимыми.

К сожалению, изучение букв, слогов и составление из них слов для маленького ученика может стать скучной и неинтересной задачей. Вспомните весёлого длинноносого Буратино, который с лёгкостью обменял свою Азбуку на развлечения! Что же делать? На помощь заботливым родителям приходят обучающие настольные игры для детей,  которы можно найти в магазине “Игровед».

Детские развивающие игры .

Доббль (Dobble или Spot It!) - это быстрая весёлая игра, развивающая зрительное восприятие, внимательность и реакцию. Несомненно подходит для разных возрастов, как и Дикие Джунгли. Официально рекомендована детям от 6 лет, но доступна и малышам, доставит удовольствие и взрослым :) Правила предлагают 5 вариантов мини-игр в Доббль, в соответствии с которыми игрокам требуется собрать больше карт или, наоборот, быстрее всех от них избавиться, указав на одинаковые рисунки. Вот например один из вариантов игры: каждый из игроков берёт по одной карте, стопка карт кладётся в центре стола лицевой стороной вверх. Игроки одновременно переворачивают свои карты и сравнивают картинки на своей карте с картинками на верхней карте в центральной стопке. Игрок, который увидел совпадение, называет найденный символ и забирает карту себе. Теперь игроки сравнивают свои карты с новой верхней картой в центре стола. Победил тот, кто оказался самым быстрым и внимательным и смог собрать у себя больше всего карт. Поскольку все действуют одновременно, игра проходит очень динамично и весело!

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок этим обучением увлечен, а настольные игры для детей создают это увлечение из ничего. Это делает их лучшим учителем, проводником в мир нового опыта, новых знаний, способностей и открытий.

Можно сказать, что настольная игра может научить детей очень многому. А можно сказать, что она не может научить ничему. Это просто куски дерева, пластмассы, картона и бумаги. Но ребенок, прикасающийся к ним, по каким-то невероятным причинам вдруг начинает развиваться без каких-либо видимых усилий:

-активно развивается речь и пополняется словарный запас;

-улучшается мелкая и крупная моторика – повышается скорость реакции, ловкость и аккуратность;

-мышление переходит на новый уровень 

- дети быстрее осваивают счет, начинают лучше осознавать пространственные взаимосвязи;

-творческое начало и воображение подстегиваются разными составляющими игр;

-ребенок становится более социально адаптированным, поскольку в игре постоянно сталкивается с новыми доселе неизвестными ему ситуациями и преодолевает их совместно со сверстниками;

Кроме того:

с помощью настольных игр для детей можно развивать память и сообразительность;

Современный мир достаточно богат  всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

 Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие  фонематический процессов, лексико-грамматических представлений,  связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению  иностранным языкам и т.п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано  бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.

Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент  вашему ребёнку, соответственно  его возрасту.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игры в коррекционной работе логопеда"

Консультация полезна логопедам, педагогам  родителям...

Родительское собрание "Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда"

Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда....

Настольные игры в коррекционной работе учителя-логопеда

Настольные игры, направленные на:1) автоматизацию звуков в речи; 2) развитие лексико-грамматического строя речи;3) развитие пространственно-временных представлений....

ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном,                        физиче...

Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда. Сценка "Мальвина учит Буратино"

Готовая сценка "Мальвина учит Буратино" из опыта работы учителя-логопеда по использованию театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Материал будет пол...

ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Из опыта работы.Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.Что даёт игра детям?Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу ...