Проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Самовар на окошке"
проект (старшая группа)

Юзефяк Юлия Рашитовна

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА

       Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.

В настоящее время наши традиции  становятся забытыми, что в итоге становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций

Многие праздники, в том числе и в детском саду, завершаются чаепитием. Чаепитие…. А что это такое? А откуда оно взялось? А как пили чай в старину?  Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях….Знакомим с ответами на эти вопросы во время групповых чаепитий .

Эта тема особенно заинтересовала  воспитанника группы  Самохвалова Льва. Тогда и было принято решение:  предложить семье воспитанника поучаствовать в проекте «Самовар на окошке»

Гипотеза:

     Если мы привлечем внимание старших дошкольников и их родителей к более внимательному знакомству с культурным наследием русского народа ,то можем вызвать интерес к возрождению лучших традиций наших предков :трудолюбия, доброты, сострадания, гостеприимства.

Проблема:

   В предварительной беседе выяснилось, что ребёнок недостаточно знает о быте, культуре и традициях Древней Руси. Не имеет  представления о значении такой кухонной посуды, как самовар, о его роли в быту русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samovar_na_okoshke.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43 комбинированного вида»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Самовар на окошке»

Работу выполнили:

семья Самохваловых

мама: Самохвалова Ксения Александровна,        

                                сын: Самохвалов Лев, воспитанник

старшей группы компенсирующей направленности, «Детский сад № 43 комбинированного вида», город Саранск

электронный адрес для контактов:ds43ds@yandex.ru

Руководитель проекта:

 Аршинова Ольга Николаевна,  воспитатель группы,

        Юзефяк  Юлия  Рашитовна ,воспитатель группы,

Веретенникова Ольга Ивановна, учитель – логопед

                                           Саранск, 2022

Семейный  проект

 «Самовар на окошке»

Работу выполнили:

семья Самохваловых

мама: Самохвалова Ксения Александровна,        

                                сын: Самохвалов Лев, воспитанник

старшей группы компенсирующей направленности, «Детский сад № 43 компенсирующего вида», город Саранск

Руководитель проекта:

Аршинова Ольга Николаевна- воспитатель группы,

        Юзефяк Юлия Рашитовна- воспитатель группы,

  Веретенникова Ольга Ивановна – учитель- логопед

Место проведения исследования:

Квартира Самохваловых, групповая комната детского сада.

Сроки выполнения проекта:

Март – апрель 2022 года

ТИП ПРОЕКТА  -  познавательно-исследовательский

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА

       Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.

В настоящее время наши традиции  становятся забытыми, что в итоге становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций

Многие праздники, в том числе и в детском саду, завершаются чаепитием. Чаепитие…. А что это такое? А откуда оно взялось? А как пили чай в старину?  Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях….Знакомим с ответами на эти вопросы во время групповых чаепитий .

Эта тема особенно заинтересовала  воспитанника группы  Самохвалова Льва. Тогда и было принято решение:  предложить семье воспитанника поучаствовать в проекте «Самовар на окошке»

Гипотеза: 

     Если мы привлечем внимание старших дошкольников и их родителей к более внимательному знакомству с культурным наследием русского народа ,то можем вызвать интерес к возрождению лучших традиций наших предков :трудолюбия, доброты, сострадания, гостеприимства.

Проблема: 

   В предварительной беседе выяснилось, что ребёнок недостаточно знает о быте, культуре и традициях Древней Руси. Не имеет  представления о значении такой кухонной посуды, как самовар, о его роли в быту русского народа.

Цель проекта:

Формирование представлений о русском самоваре  как о культурном наследии русского народа, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Задачи проекта:

-Знакомить с элементами русского народного быта.

-Обогатить и уточнить представления об истории возникновения самовара, материалах из каких  изготавливают, его строении и формах.

-Активизировать активный запас слов, расширить пассивный словарь ребёнка

-Развивать  эмоции, эстетические и нравственные чувства дошкольника .

-Воспитывать любовь к Родине, близким, уважение к старшим, традициям народа.

-Способствовать развитию творческого потенциала родителей.

-Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Ожидаемые результаты.

1.Расширить у дошкольника элементарные знания о народных традициях;

2.Сформировать нравственно-патриотические чувства в процессе реализации проекта.

3.Заинтересовать ребёнка темой о самовареактивизировать  его познавательную деятельность(вместе с родителями  мальчик  находит информацию по теме, рассказывает и делится своими знаниями с другими детьми в детском саду)

                                   

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП.

               (информационно – накопительный)
- Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
-  Подбор иллюстраций и фотографий

 -  Информация  из интернет источника.

2 -ОСНОВНОЙ  ЭТАП.

-Беседа «Народные промыслы России»,

- Чтение : «Федорино горе» К Чуковского,  «Самовар» М.Горького, «Иван Иванович Самовар» Д.Хармса и др. Знакомство с пословицами –поговорками о самоваре

- Рассматривание  иллюстраций из книг по теме

- Рисование «Украсим  самовар»

-Дидактические игры: « Разрезные картинки», «Сказочное лото», пазлы «Народные  промыслы».

-Сюжетно-ролевые игры: « Чаепитие у самовара»,  «Семья» и др.

3 - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП.

-Презентация видеофильма: «Самовар на окошке».

                                           Выводы.

      В ходе проведенных мероприятий  по данному проекту в рамках Года наследия культуры народов  России, Лев научился ориентироваться в культурных традициях русского быта , у него расширился кругозор за счёт  понятий, относящихся к самоварному делу , сформировались  чувства  гордости и уважения за свой народ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Овощи» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, долгосрочный, творческий)

Долгосрочный проект поможет  детям старшей группы компенсирующей направленности закрепить знания об овощах, их свойствах....

Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Грибы - грибочки"

Цель проекта - расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности в жизни детского ...

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие по островам»

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике.Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки у...

Педагогический проект в старшей группе компенсирующей направленности «Березка». «Знакомство с художественной литературой детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через произведения Новосибирской поэтессы В.В.Жбановой»

Актуальность.Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать.       Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга вхо...

Проект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ "Страна Витаминия"

ull;Усвоение речи ребенком - это сложный процесс, который предполагает формирование  и развитие словаря, грамматически правильное и логически последовательное оформление речевого высказывания....

Проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Использование робота KUBO в обучении основам программирования и в развитии математических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Робототехника в детском саду – это творческие занятия, в процессе которых ребенок работает со специальными конструкторами, изучает работу механизмов, моторов, рычагов, колес, пробует создавать с...