Конспект занятия для подготовительной к школе группе "Я в современном мире"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Маркова Оксана Сергеевна

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения  - одна из важнейших сторон практических интересов человечества. В условиях современного общества понятия «честь», «достоинство», «отвага» являются ключевыми в формировании гражданско-патриотических чувств у дошкольников. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан нашего общества – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний, во-вторых, научить адекватно, осознанно пользоваться полученными знаниями на практике в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для детей подготовительной к школе группы

«Я в современном мире»

Пояснительная записка к занятию

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения  - одна из важнейших сторон практических интересов человечества. В условиях современного общества понятия «честь», «достоинство», «отвага» являются ключевыми в формировании гражданско-патриотических чувств у дошкольников. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан нашего общества – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний, во-вторых, научить адекватно, осознанно пользоваться полученными знаниями на практике в жизни.

Тема занятия: «Береги одежду снова, а честь смолоду» 

Цель занятия:

  • Воспитание у дошкольников нравственных качеств: смелость, гордость и уважение к защитникам отечества, восхищение их силой, ловкостью, героизмом.

Задачи занятия:

  • Обобщить представление детей о защитниках Отечества;
  • Закрепить знания о героических подвигах своих земляков в годы Великой отечественной войны;
  • Формировать  у детей умения и навыки выражать свои чувства через продуктивную деятельность;
  • Воспитывать бережное отношение к понятиям «Отечество», «Честь», «Отвага», «Мужество»;
  • Пополнить знания детей о работе служащих МЧС;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать умение анализировать, систематизировать и делать выводы, опираясь на полученные знания, закреплять полученные знания в игровых ситуациях.

Место занятия в системе воспитательной работы группы:

  • непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательных областей «Позновательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Тип занятия:

  • комбинированное, с использованием ИКТ.

Используемое оборудование:

  • музыкальный центр;
  • компьютер;
  • видеопроектор;
  • «доспехи» для игр;
  • бумага, карандаши, фломастеры для рисования;
  • аудиозаписи «Богатырская сила» (муз. А. Пахмутовой, сл. А. Добронравова), «Вставай, страна огромная»
  • карточки-схемы для игры «Кому что нужно для работы»

Предварительная работа:

  • чтение былин, рассказов о защитниках земли русской, богатырях, героях войны;
  • рассматривание иллюстраций, книг и фотографий военных лет;
  • экскурсия в библиотеку.

Конспект занятия

Номер слайда

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Этап 1 занятия: целеполагание – 2 минуты

Цель этапа:

  • вовлечение  детей в целеполагание

Цель этапа:

  • определение, о чем пойдет речь на занятии.

Слайд 1

Спрашивает у детей, какой праздник граждане России будут отмечать завтра, кто такие защитники Отечества, какие они, чей покой оберегают, что дети чувствуют, произнося слово «защитник».

Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, сверяют правильность ответов с картинками слайда.

Этап 2 занятия – закрепление знаний детей о защитниках Отечества, чести, отваге и мужестве – 7 минут.

Цель этапа:

  • закрепление и систематизация имеющихся у детей знаний.

Цель этапа:

  • выполнение заданий, используя имеющиеся знания.

Слайды 2-4

Сообщает детям, что русская земля может многое – накормить всех теплым хлебом, напоить чистой родниковой водой, удивить своей красотой, но защитить сама себя не может, поэтому защита Отечества – долг тех, кто пользуется ее дарами. С древних пор так повелось: как только приходил на нашу землю враг, все русские люди,  и стар, и млад, поднимались на борьбу защитить честь нашей Родины.

Рассматривают картинки слайдов, обсуждают изображения на них.

Спрашивает у детей, что такое честь, мужество, какого человека можно назвать отважным, какими качествами должен обладать защитник.

Рассуждают, отвечают на вопросы, делают выводы.

Сообщает, что о качествах защитников земли русской сложено немало пословиц и поговорок; предлагает детям разбиться на группы и составить знакомые пословицы из слов, записанных на карточках; а также назвать другие пословицы и поговорки о качествах защитников.

Разбиваются на группы по количеству конвертов, выполняют задание, называют пословицы и поговорки.

Слайды 5-9

Спрашивает у детей, кто в древние времена защищал Русь, просит рассказать про подвиги древних героев, где можно проявить богатырские качества в наше время.

Отвечают, рассуждают, сравнивают ответы с картинками слайдов.

Этап 3 занятия – физкультминутка – 4 минуты.

Цель этапа:

  • здоровьесбережение, снятие психомышечного напряжения.

Цель этапа:

  • демонстрация  внимательности, осторожности и ловкости

Слайд 10

Воспитатель предлагает проверить удаль молодецкую в играх богатырских, спрашивает, кто помогал богатырям снарядиться и провожал на ратный бой. Предлагает девочкам выбрать необходимые доспехи, мальчикам – провести бой с булавами на «Калиновом мосту», хвалит детей по окончании отмечая их находчивость, смелость, ловкость.

Отвечают на вопросы воспитателя, девочки выбирают доспехи из предметов, разложенных на столе (каска, автомат, мяч, щит, булавы, пилотка, ремень, лук), мальчики, стоя на лавке (мосту), сбивают булавами соперников в «реку» (маты вокруг лавки) под аудиозапись «Богатырская наша сила»

Этап 4 занятия – систематизация знаний детей о героях Великой отечественной войны, формирование новых знаний и умений – 6 минут.

Цель этапа:

  • закрепление и систематизация имеющихся у детей знаний, передача нового материала о героях ВОВ.

Цель этапа:

  • выполнение заданий, используя имеющиеся знания, получение новых знаний

Слайды 11-17

Включает фонограмму «Вставай, страна огромная», обращает внимание детей на экран, рассказывая о подвиге героев фронта и тыла в годы ВОВ, предлагает взять знакомые портреты героев ВОВ и рассказать про них, дополняет ответы детей новыми знаниями.

Рассматривают картинки слайдов, выполняют задание, слушают рассказ воспитателя.

Слайды 18-22

Сообщает детям, что герои не умирают, они живут вечно в памяти людей, спрашивает, как люди чтут память своих героев.

Рассуждают, отвечают на вопросы, сравнивают с картинками слайдов, формулируют выводы

Этап 5 занятия – систематизация и формирование у детей новых знаний о сотрудниках МЧС– 8 минут.

Цель этапа:

  • формирование у детей знаний о службе МЧС

Цель этапа:

  • выполнение заданий, используя имеющиеся знания, получение новых знаний

Слайд 23

Спрашивает у детей, нужны ли защитники Отечества в настоящее время, ведь войны нет, выводя детей на понятие «охрана границ на суше, в воздухе, на море)

Рассуждают, отвечают на вопросы

Слайды 24-27

Сообщает, что очень много бед приносят стихийные бедствия, спрашивает какие стихийные бедствия знают дети

Рассуждают, отвечают, сравнивают свои ответы с картинками на слайдах

Слайды 28-33

Спрашивает, кто помогает устранять последствия стихийных бедствий, люди каких профессий, выводя на понятие МЧС,

Рассуждают, отвечают на вопросы, используя материалы слайдов.

Предлагает детям поиграть в игру «Кому что нужно для работы», перевоплотившись в команду МЧС, устраняющую последствия урагана.

Выполняют задание

Предлагает детям изобразить, какими защитниками Отечества они видят себя в будущем, чем они могут помочь Родине.

Выполняют задание

Этап 6 занятия – подведение итога – 3 минуты.

Цель этапа:

  • закрепление  и систематизация полученных детьми знаний;
  • привлечение детей к анализу результата своей деятельности.

Цель этапа:

  • анализ полученного результата занятия;
  • самооценка своей деятельности на занятии.

-А как вы думаете, может ли после того, что мы с вами сегодня узнали, стало ли у нашего Отечества больше защитников?

Отвечают на вопрос, анализируя полученные знания.

Слайд 34

Предлагает детям устроить выставку рисунков, рассказать на кого они будут похожи, когда вырастут, какую пользу смогут принести Отечеству.

Рассказывают, что изобразили на рисунках.

Высказывает уверенность, что теперь ребята не растеряются в сложной ситуации при возникновении чрезвычайных ситуаций и смогут помочь другим людям и даже спасти чью-то жизнь.

Подготовленный ребенок читает стихотворение:

Пока мы мальчишки,

Но лет через двенадцать

Мы будем за Родину нашу стоять!

Мы знаний накопим,

Мы сильными станем,

А те, кто постарше

И девочки наши –

Все будут дома спокойно спать!

Сведения о героях ВОВ

Александр Матросов воевал в стрелковом полку  автоматчиком. Закрыл грудью амбразуру вражеского дзота, чтобы наши бойцы смогли атаковать и выбить фашистов из села.  

Воспитатель может дополнить сведениями о том, что по примеру Матросова более 200 человек повторили его подвиг.

Николай Гастелло направил свой горящий подбитый врагами самолет на фашистский состав с техникой и горючим.

Воспитатель дополняет сведениями о том, что этот подвиг в годы войны повторили около 300 летчиков-истребителей.

Танкист Владимир Белороссов. Его именем названа улица, на которой расположен наш детский сад. В 20 лет он ушел на фронт, воевал на танке Т-34. Когда враги подбили и окружили танк, Белороссов со своим экипажем не сдался, а с гранатами и автоматами пробился сквозь кольцо окружения. Погиб в 21 год.

Воспитатель дополняет сведениями о том, что в средней школе № 7, в которую многие ребята пойдут учиться, есть музей боевой славы Героя Советского Союза Владимира Александровича Белороссова.

Танкист Геннадий Петрович Александров был очень отважным. Вместе со своим экипажем боролся с наступавшим противником 9 дней. Погиб за 2 месяца до Победы. За проявленное мужество присвоено звание Героя Советского Союза, соседняя улица носит его имя.

Воспитатель дополняет: «После гибели танкиста его командир написал в письме его матери: «Ваш сын покрыл свое имя неувядаемой славой. Мы гордимся им. На его подвигах мы будем воспитывать наших танкистов и в боях с захватчиками добьемся победы, ради которой он отдал свою жизнь».

А. Маресьев – летчик-истребитель. После ранения остался без ног, но не оставил службу, продолжил летать и уничтожать врагов.

Пословицы и поговорки о защитниках Отечества, отваге, чести и мужестве.

  • Силу не купишь
  • Мужество-это сила
  • Отвага города берет
  • Первое в жизни – отважно служить Отчизне
  • Где честь, там и правда
  • Береги одежду снова, а честь смолоду
  • Мужество рождается в борьбе
  • Отважность – лучшее качество воина
  • Очень важно воевать отважно
  • Где отвага, там и победа
  • Честь дороже жизни

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 13

Александр Матросов

Слайд 14

Летчик Николай Гастелло

Слайд 15

Танкист Владимир Александрович Белороссов

Слайд 16

Танкист Александров

Слайд 17

Летчик А. Маресьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Голубь мира»

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Урок мира».

Познакомить со значением слов мир, символ, со значением  цветов в государственной  символике (Флаге),          познакомить с символом мира;    ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)

Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...