Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шкарупа Елена Анатольевна

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).

Тип занятия: коррекционно-развивающее

Форма организации – подгрупповая (6 человек).

Продолжительность занятия - 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_podgotovit_gr._-_kopiya.docx67.02 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ « Центр развития ребёнка - детский сад 121»

Конспект занятия

для подготовительной к школе группы

 «Скоро в школу»

Составитель: педагог-психолог Шкарупа Е.А.

г. Петрозаводск 2014 г.

Пояснительная записка

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).

Тип занятия: коррекционно-развивающее

Форма организации – подгрупповая (6 человек).

Продолжительность занятия - 30 минут.

«Занятие – урок» состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В водной части используется ритуал приветствия. Педагог-психолог настраивает детей на эмоциональный контакт, создает атмосферу доверия и принятия. В основной части старшие дошкольники выполняют игровые задания и упражнения. Завершающим этапом занятия является проговаривание понравившихся моментов либо трудностей, с которыми столкнулись дети – рефлексия занятия. В конце занятия проводится ритуал прощания – произносятся добрые слова, пожелания, благодарность друг другу.

Тема занятия: «Скоро в школу»

Цель занятия: повышение уровня психологической готовности к школе детей 6-7 лет Задачи:

Обучающие:

  • учить детей находить решение поставленных задач, слушать и слышать инструкции взрослого;
  • упражнять в умении решать логические задачи;
  • расширять словарный запас детей по теме «школа»;
  • формировать положительную школьную мотивацию у детей через создание ситуации успеха.

 Развивающие:

  • развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание), связную речь;
  • развивать зрительно-пространственную ориентацию.

 Воспитательные:

  • воспитывать у дошкольников положительное эмоциональное отношение к себе, к окружающим и к школе;
  • воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, умение договариваться.

Методы и приемы: словесный метод (совместная речевая деятельность: диалог, пояснение, ответы детей); игровой метод (сюрпризный момент, воображаемая ситуация, игровые приемы); наглядный метод (слайды презентации, использование картинок); практический метод (динамические упражнения), музыкальное сопровождение.

Оборудование и материалы: ноутбук, релаксационная музыка «Вдали от городов», видеофрагмент из мультфильма «Кто такие Фиксики», презентация, картинка формата А4 с изображением портфеля, колокольчик, наборы цветных геометрических фигур по количеству детей, магнитная доска, рисунок-образец для срисовывания, предметные картинки, тетради в крупную клетку по количеству детей, простые карандаши, вырезанные из красной самоклейки пятёрки.

Место проведения: кабинет психолога.

Используемая литература:

Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008.


Ход занятия

Ритуал приветствия

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть, давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, передавая друг другу частичку тепла и хорошего настроения, улыбнемся и поздороваемся (релаксационная музыка «Вдали от городов»).

Педагог-психолог: Вы выросли, узнали много нового, интересного. Совсем скоро пойдете в школу. А зачем дети идут в школу?

Дети: Чтобы учиться, чтобы узнать что-то новое и интересное (выслушивается объяснения детей).

Педагог-психолог: Правильно! Ребята, мне на электронную почту пришло необычное письмо от Фиксика, которого зовут Нолик. Вы его знаете? Это кто?

Дети: Это маленький человечек, который помогает ремонтировать технику.

Педагог-психолог: Сейчас проверим (видеофрагмент из мультфильма «Кто такие Фиксики» - 2 мин). Оказывается, Нолик поселился в моем компьютере (слайд №1) и прислал письмо (слайд №2 - письмо). Хотите, прочту? Нолик пишет (слайд №3): Я собрался в школу и знаю все-все про школу, и хочу с вами поделиться: В школе дети не спят, есть большие каникулы. В школу можно приходить, когда захочешь. А как вы считаете, это так? (все ответы детей принимаются)

Дети: В школу нужно приходить утром. В школу идут дети после детского сада.

Педагог-психолог: В школу нужно обязательно с собой принести пакет с игрушками.

Дети: В школу с собой приносят портфель с учебниками и тетрадями.

Педагог-психолог: Во время урока можно ходить по классу и делать, что захочется.

Дети: Во время урока нужно сидеть за партой и слушать учителя.

Педагог-психолог: За знания и ответы на уроке дают вкусные витамины или сладкие конфеты.

Дети: За ответы на уроке ставят оценки.

Педагог-психолог: Самая хорошая оценка - единица.

Дети: Самая хорошая оценка - пятёрка.

Педагог-психолог: Урок начинается и заканчивается, когда школьникам надоест сидеть.

Дети: Урок начинается и заканчивается, когда прозвенит звонок.

Педагог-психолог: Ну что же, вижу, вы уже много знаете. Расскажем Нолику о школе (слайд №4). Сначала мы соберем портфель. Вставайте в круг, игру начну я, слушайте внимательно и запоминайте, нужно называть какой-нибудь необходимый в школе предмет, а следующий человек повторяет  за мной и добавляет свой предмет, следующий - первые два слова и свое, последний называет все названные предметы. Итак, я положу к себе в портфель дневник …(игра «Снежный ком», дети передают картинку формата А4 с изображением портфеля).

Педагог-психолог: У меня в руках звонок, начинается урок математики (звенит колокольчик). Занимайте все свои места за партой, сейчас мы будем играть в школу (раздача наборов цветных геометрических фигур). Слушайте внимательно задание! Положите на стол красный квадратик, справа от него – желтый, справа от желтого – зеленый. Потом опять красный, желтый, зеленый. Продолжайте так же. Когда закончатся квадратики, вы как настоящие ученики поднимите руку, чтобы я поняла, что вы справились, а наша волшебная школьная доска покажет правильный ответ (слайд №5). Молодцы, все справились! Сложите все фигурки в коробочку. Следующий узор. Слушайте внимательно! Возьмите синий круг и положите его перед собой. Над кругом положите красный треугольник, под кругом – желтый квадрат, слева от круга – зеленый квадрат, справа от круга – красный квадрат. Проверьте себя, так же у вас получилось, как на волшебной доске? (слайд №6).

Педагог-психолог: (звенит колокольчик) - У меня в руках звонок, и наш первый урок окончен, а теперь перемена, а что делают на перемене?

Дети: Отдыхают.

Педагог-психолог: Давайте отдохнем (динамическая пауза: «Переменка» слайд №7). 

Можно бегать и шуметь, (дети бегают на месте)

Переменка, переменка (дети стоят в кругу, хлопают в ладоши)

Отдохните хорошенько (дети подпрыгивают)

Танцевать и песни петь (дети танцуют)

Можно сесть и помолчать (приседают и затихают)

 Только - чур! Нельзя - скучать! (подпрыгивают)

Педагог-психолог: (звенит колокольчик) - У меня в руках звонок, начинается урок рисования (педагог-психолог раздает тетради и простые карандаши, на магнитную доску вывешивает рисунок-образец для срисовывания). На магнитной доске висят два домика, которые отличаются друг от друга несколькими деталями. Нарисуйте такие же домики в тетрадь, а затем дорисуйте так, чтобы они стали одинаковыми. Молодцы! Вы хорошо нарисовали, только видно пальчики устали (пальчиковая гимнастика)

У девочек и мальчиков на руке пять пальчиков. Изображение 024

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – парень внимательный,

Палец средний – тоже не последний,

Палец безымянный с колечком ходит, чванный,

Пятый палец – мизинец, принес вам гостинец.

Педагог-психолог: (звенит колокольчик) - У меня в руках звонок, начинается большая перемена. А что делают школьники на большой перемене? Как вы думаете? (принимаются все ответы детей).

Дети: Играют, рисуют, выходят на улицу гулять.

Педагог-психолог: Школьники ходят в столовую на завтрак (на стол выкладываются предметные картинки). Раз у нас большая перемена, мы отправляемся в школьную столовую. В нашей столовой много разных предметов, посмотрите (на столе разложены предметные картинки). Некоторые картинки чем-то похожи между собой, их можно назвать одним словом и собрать вместе: тарелка, ложка, стакан – это что? стол, стул, шкаф; яблоко, апельсин, груша; вишня, малина, клубника; огурец, капуста, свекла; холодильник, микроволновая печь, плита. Кто какую группу предметов будет собирать? Выбирайте (упражнение «классификация», каждый ребенок собирает свою группу картинок).

Педагог-психолог: (звенит колокольчик) – время бежит очень быстро и наши уроки и перемены в школе закончились. Вам понравилось в школе. Выберете себе смайлик. Веселым смайлик означает – мне понравились уроки и у меня все получилось.  Грустный смайлик означает - мне не понравилось в школе и у меня ничего не получилось. Выбирайте.

Нолик внимательно слушал о школе (слайд №8). Как вы думаете, какой смайлик выберет Нолик и почему?

Дети: Веселый! Ему понравилось с нами играть (слайд №9).

Педагог-психолог: Теперь Нолик знает, что делают в школе. Давайте попрощаемся с Ноликом (слайд №10).

Ритуал прощания.

Педагог-психолог: Ну, а теперь давайте возьмемся все за руки, улыбнемся друг – другу и еще раз подарим свою улыбку (релаксационная музыка «Вдали от городов»).  И мне сегодня очень понравилось, как вы играли в учеников. За сегодняшние уроки всем пятерки (вырезанные из красной самоклейки). Можете наклеить в свою тетрадку.


Рецензия

на занятие Шкарупа Е.А., педагога-психолога

МДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад 121 «Умничка» г. Петрозаводск,

по теме «Скоро в школу»

Данное «занятие – урок» вызвало у детей интерес, так как – это новая форма работы (урок) – дети выполняли необычные задания, действовали по звонку, оценивали свою работу (пятёрки и смайлики), собирали портфель, учились думать, видеть и запоминать.

В начале занятия  дети были мотивированы на предстоящую познавательную деятельность, создан соответствующий положительный настрой (электронное письмо от Фиксика, фрагмент мультфильма «Кто такие Фиксики?», помощь герою).

Мультипликационный герой Фиксик по имени Нолик, эмоциональность, выразительность речи педагога, увлечение детей замыслом игры в школу, позволило выполнить задания, не замечая скрытой учебной задачи.

На занятии активно участвовали в работе все дети, учитывались их индивидуальные особенности. Дошкольники проявили речевую активность, учились доказывать свою точку зрения, суждения, мнения, реагировали на высказывания собеседника.

В процессе общения дети максимально использовали свой собственный, уже имеющийся опыт, личносто-значимый для него (ответы детей: «В школу приходят только утром, когда начинаются уроки. В школу идут дети после детского сада. В школу не надо приходить по выходным, как и в садик» и т.д.). Взрослый и ребенок на протяжении всего занятия были равноправными партнерами. Любые высказывания детей по содержанию обсуждаемой темы принимались заведомо уважительно.

При организации познавательной деятельности детей в процессе развивающего обучения был использован эвристический метод. Дошкольники самостоятельно решали, возникающие проблемы, вместе размышляя. Тем самым дети включались в атмосферу поиска правильного решения. (Например: научить Фиксика школьным правилам, рассказать ему, что такое школа, зачем детям надо ходить в школу и т.п.).

Было  использовано всё пространство кабинета, дети не сидели постоянно за столами, умело организован переход от одной части занятия к другой.

В заключительной части занятия дети оценили свою деятельность. (Например, Катя сказала, что «На уроке математике у меня не сразу получился узор. Но, когда мне помогла волшебная школьная доска, я сразу все поняла, как надо правильно сделать!»). Все дети выбрали веселые смайлики. Окончание занятия было направлено на усиление положительных эмоций, связанных с содержанием и с деятельностью детей.

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, интерактивное взаимодействие, здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, релаксационная музыка), использование информационно- коммуникативных технологий помогли реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей детей  и уровня их развития. Полученные результаты соответствуют поставленной цели и задачам занятия.

Составлена: старший воспитатель Лебедева И.В.

   --------------------------------------------------

Заверена:  заведующая Коржук О.А.

 --------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Занятие для обобщения знаний и закрепления умения по всему пройденному материалу....

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Конспект итогового комплексного занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе.Задачи:1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета, умение составлять и решать задачи, знание геометрических фигур.2. Совершенство...

Конспект родительского собрания для подготовительной к школе группы "Скоро в школу"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26804797","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Итоговое открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу» Возрастная группа: подготовительная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие....