Методическое пособие «Цветные петельки»
методическая разработка (средняя группа)

Разработанное данное методическое пособие способствовало активизации интереса детей к совместной деятельности со взрослым. Способствовало изучению и закреплению названий цветов; определению большой и маленький; гладкий, шершавый, колючий; умению распознавать и называть вид ткани. Способствовало развитию лексического обогащения, установления причинно – следственных связей за счет наблюдения.

Также особое внимание заслуживает выработка навыка застегивания пуговицы, что вызывает большие трудности у детей даже в школьном возрасте. И говорит нам о развитой моторике пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnye_petelki.docx238.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№16 «Детский сад комбинированного вида»

Методическое пособие «Цветные петельки»

Выполнила: дефектолог

Михайлова Л.А.

Кемерово 2020

Введение

Актуальность. В ходе наблюдений – исследования ребенком окружающего мира происходит формирование интереса к предметным объектам. Происходит формирование картины мира за счет тактильных манипуляций, нахождения характерных сходных и отличительных особенностей предметов. Всестороннее развитие ребенка также происходит в ходе развития тактильных действий. Ведь не зря говорят, что «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев».

Проблема. Стремление к развитию у ребенка мелкой моторики и зрительного восприятия малыша во многом связано с его цветовым окружением. Ведь цвет новорожденный начинает различать раньше, чем узнавать форму предметов. Поэтому основную роль в развитии этих процессов возлагается на взрослого. На подборку и нахождение такого окружающего предметного мира, при котором будет стимулироваться познавательная активность и любознательность может уйти не мало времени. Должны быть созданы такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством игры и наблюдения через этот предметный мир.

В связи с этим можно изготовить методические пособия своими руками, которые будут способствовать этому.

Цель: развитие мыслительных процессов и мелкой моторики ребенка.

Задачи:  

- Формировать элементарные представления о свойствах ткани;

- Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;

- Развивать мышление, познавательные способности в играх с тканью.

- Развивать работу пальцев рук.

Данное пособие предназначено для детей младшей и средней возрастных групп.

  1. Формирование простых мыслительных процессов на основе наблюдения и осязания.

Для самых маленьких, большим удовольствием будут любые спонтанные игры с тряпочками: доставать и перебирать их, исследуя фактуру ткани и цвет

Следуя  традиции М.Монтессори – коробочка с парами прямоугольных лоскутков одинакового размера, отличающиеся по фактуре и толщине.

Начинаем работу с тремя резко отличающимися по фактуре тканями (шёлк, мех, бархат), или же цветовое решение. Постепенно увеличиваем количество пар. Затем, можно искать пары с закрытыми глазами, на ощупь.

Что делаем: берем один лоскуток ткани, ощупываем его то одной, то другой рукой, даём ощупать ребёнку. Говорим: «Я хочу найти такой же как этот». Берем второй, так же ощупываем, сравниваем с первым, даём ребёнку. Спрашиваем: «Они одинаковые»? Если нет – продолжаем подбор к первому, если да – откладываем пару в сторону. Важно, акцентировать внимание ребенка на тактильных ощущениях, а не на зрительном сравнении.

Следующим этапом, вводим новые названия тканей цветов, размера, (шёлк, бархат, шерсть и т.д.)

Дальше, можно выстраивать различные ряды: от самого светлого к темному, от самого гладкого к шершавому, от мягкого к жесткому, разложить по оттенкам, по схожим цветам, по схожей фактуре.

Наблюдение. Бросаем с высоты и наблюдаем, как они плавно летят. Очень увлекательное занятие для ребенка, главное — встать повыше. Основным выводом данных действий станет тот факт, что каждая ткать имеет свой вес (тяжелее - легче).

Смотрим на свет через тряпочки, все они будут по разному просвечивать.

Складываем коврик из тряпочек разного формата, как мозаику или просто выкладываем дорожки  или выкладываем какие-либо фигуры.

  1. Усложненная форма работы с детьми

Достигая определенных положительных результатов с ребенком, необходимо вносить разнообразие и тем самым стимулировать интерес ребенка к игре.

Усложняем и добавляем к уже имеющимся лоскутам квадраты ткани чуть большего размера с вшитой пуговицей.

Для начала нужно обратить внимание на изменение размера.

В этом случае, можно разложить ткани на большие и меньшие квадраты.

Можно попросить сделать ряд из чередующихся  тканей (большой и маленький)

Выстроить какие либо фигуры из образцов меньшего и большего размера.

Разобрать лоскутки с пуговицами темных и светлых цветов (обращая внимание на цвет только пуговиц)

Те же самые действия по форме и размеру пуговиц.

  1. Развитие мелкой  моторики рук

Это заключительный этап в совершенстве работы с данным пособием.

Для начала необходимо провести работу с ребенком о наличии петельки на ткани меньшего размера. Сравнить ее петельками на своей одежде. Объяснить ее значение.

Затем долгий путь ребенка по прохождению пуговицы через петлю

Этот процесс наглядно демонстрируется взрослым до полного повторения ребенком и отлаживания этого процесса без физической нагрузки, что будет говорить об отработанном навыке.

Продолжаем играть. Найти все парные (одинаковые) лоскутки и застигнуть на них пуговички.

Разбить пары и собрать все лоскутки в разнобой (также застегнув пуговички)

Заключение

Разработанное данное методическое пособие способствовало активизации интереса детей к совместной деятельности со взрослым. Способствовало изучению и закреплению названий цветов; определению большой и маленький; гладкий, шершавый, колючий; умению распознавать и называть вид ткани. Способствовало развитию лексического обогащения, установления причинно – следственных связей за счет наблюдения.

Также особое внимание заслуживает выработка навыка застегивания пуговицы, что вызывает большие трудности у детей даже в школьном возрасте. И говорит нам о развитой моторике пальцев рук.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координационных движений кистей и пальцев, которые необходимы , чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей – превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!

C:\Users\игорь\Downloads\IMG_20200417_160119.jpg

Список использованной литературы

  1. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 416 с.
  2. Дмитриева М.  Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. Москва: Эксмо, 2008. – 226 с.
  3. 3. Игры для развития тактильного восприятия [электронный ресурс]. – Режим доступа. - https://infourok.ru/igri-na-razvitie-taktilnogo-vospriyatiya-3268495.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздничного развлечения «Цветные петельки»

сценарий для создания веселого и доброжелательного настроения, создания атмосферы праздника, пропаганда ручного мастерства, знания о прялке, представление детьми детских вязанных моделей одежды....

Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»

Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...

Учебно-методическое пособие Игра "Цветные пузыри"

Игра для сенсорного развития детей....

Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...

Методическое пособие «Цветные Палочки - конструктор» в работе с детьми с нарушением зрения.

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружа-ющего мира, с ощущения и восприятия. Дети с нарушением зрен...

Методическое пособие "Цветные камешки"

Применение предлагаемого методического пособия рекомендуется через использование ряда инновационных приемов.Предлагаемый материал может быть успешно использован воспитателями общеразвивающих и коррекц...

Учебно-методическое пособие "Цветной фетр"

Учебно-методическое пособие для детей младшего дошколного возраста...