Конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Рита Марсовна Габзалилова

Цель: Закреплять представления детей о признаках весны и перелетных птицах. 

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять знания и представления детей о перелетных птицах, их голосах, частях тела и детенышах;

- расширять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие птицы»;

- упражнять в умении образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательные прилагательные, согласовывать слова в предложении.


Коррекционно-развивающие задачи:

          - развивать умение согласовывать движения с речью;

          - продолжать упражнять детей в классификации птиц;

- развивать логическое мышление, мелкую и общую моторику;

          - совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое         

           восприятия, память и внимание.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать внимательное и бережное отношение к птицам, чувство сопереживания и заботы о них;

- воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая.

Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевая, физическая.

Цель: Закреплять представления детей о признаках весны и перелетных птицах. 

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять знания и представления детей о перелетных птицах, их голосах, частях тела и детенышах;

- расширять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие птицы»;

- упражнять в умении образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательные прилагательные, согласовывать слова в предложении.


Коррекционно-развивающие задачи:

          - развивать умение согласовывать движения с речью;

          - продолжать упражнять детей в классификации птиц;

- развивать логическое мышление, мелкую и общую моторику;

          - совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое         

           восприятия, память и внимание.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать внимательное и бережное отношение к птицам, чувство сопереживания и заботы о них;

- воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая.

Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевая, физическая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Закреплять представления детей о признаках весны и перелетных птицах.  

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять знания и представления детей о перелетных птицах, их голосах, частях тела и детенышах;

- расширять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие птицы»;

- упражнять в умении образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательные прилагательные, согласовывать слова в предложении.


Коррекционно-развивающие задачи:

          - развивать умение согласовывать движения с речью;

          - продолжать упражнять детей в классификации птиц;

- развивать логическое мышление, мелкую и общую моторику;

          - совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое          

           восприятия, память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать внимательное и бережное отношение к птицам, чувство сопереживания и заботы о них;

- воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая.

Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевая, физическая.

Методические приемы: сюрпризный момент – видео звонок, беседа, рассказ, показ слайдов о птицах, отгадывание загадок, слушание аудиозаписи с пением птиц, физкультминутка, зрительная гимнастика, дидактическая игра, лексико – грамматическая игра, указание, стимулирование, похвала.

Словарная работа: существительные: сорока, клёст, синица, снегирь, воробей, голубь, кормушка, двор, детвора, зима, весна, яблоня, клюв, крылья, хвост, шишки, птица, гнездо, сосна, ель, ветер, снег, мяч, поднос.

прилагательные: зимующая, перелетная, лишняя, водоплавающая, птичьи, красно-малиновый, кочующая, изогнутые, хвойные.

глаголы: бросает, возьмемся, улыбнемся, играть, соберём, улетает, строит, свисает, выводит, встаньте, положите, тинькает, чирикает, воркует, трещит, поет, цокает.

Предварительная   работа: наблюдение за зимующими птицами в природе, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение произведений В.Бианки «Синичкин календарь» и И.С.Тургенева «Воробей».


Оборудование: слайдовый демонстрационный материал по теме «Зимующие птицы», подносы, разрезные картинки с изображением зимующих птиц по количеству детей, демонстрационный материал: картинки «Зимующие птицы» (сорока, клест, синица, снегирь, воробей, голубь; мяч; мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук), демонстрационная доска, аудиозаписи голосов птиц (www.muzofon.com).

Ход ООД.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель. Все мы за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Теплота от наших рук

Побежит вокруг, вокруг.

День начнется с теплоты,

С теплоты и доброты.

Воспитатель. Садитесь, дети, за столы.

2. Основная часть.

Аудиозапись стрекота сороки.

Воспитатель. Дети, а что это за шум?

На экране появляется сорока.

Воспитатель. Дети, вы узнали, кто это?

Дети. Сорока.

Воспитатель. Здравствуй, Сорока! Что случилось? Расскажи.

Сорока. Здравствуйте, дети. Солнце светит ярче. Дни становятся длиннее, а ночи короче. На крышах домов появляются сосульки. Заканчивается зима и скоро наступит весна. Сегодня прекрасный день и мне хотелось бы провести его со своими друзьями. Не могли бы вы мне помочь их всех собрать на мою кормушку?

Воспитатель. Дети, поможем сороке? А кто же друзья у сороки? Хотите узнать? Мы с вами сейчас будем играть в различные игры и к нашей сороке буду слетаться ее друзья.

Дети. Да.

Воспитатель.  Дети, а вы загадки отгадывать любите? 

Дети. Да.

Воспитатель. Послушайте:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика.

Дети. Синица.

Воспитатель. Правильно.

На экране появляется слайд с изображением синицы.

Воспитатель. Следующая загадка:

Найдешь ее в своем дворе,

Она на радость детворе,

Ты обижать ее не смей,

Эта птичка…

Дети. Воробей.

Воспитатель. Верно.

На экране появляется слайд с изображением воробья.

Воспитатель.

Зимой на ветках яблони!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…

Дети. Снегири.

На экране появляется слайд с изображением снегиря.

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.

Дети. Голубь

На экране появляется слайд с изображением снегиря.

Воспитатель. Ну и последняя загадка.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым,

Клё- клё- клё поет со свистом?

Дети. Клёст.

На экране появляется слайд с изображением клёста.

Воспитатель. Правильно. Сейчас я вам про неё расскажу. Клёст – это маленькая птица размером чуть больше воробья. Птица характеризуется необычной внешностью. Имеет плотное телосложение, большую голову. Крылья длинные и узкие. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Хвост раздвоен. Окрас грудки красно-малиновый. Крылья и хвост красных оттенков. Птица клёст очень ловкая. Благодаря ее пальцам, она может запросто лазать и удерживаться на хвойных деревьях, хорошо расположившись рядом с шишками. Даже свисает на шишке вниз головой. Всё для того, чтобы было удобно выковыривать семена шишек своим специально загнутым клювом. Голос у клеста очень звонкий. Клёст-кочующая птица, это значит, она не улетает зимой на юг. Гнёзда строят на самой верхушке сосны или ели. Надо заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Маленькие птенцы появляются на свет серыми с разными пятнами, лишь потом вырастают с красочным оперением.

Рассказ о клесте сопровождается видеороликом.

Воспитатель.  А вот и первый гость. Кто это?

Дети. Клёст.

Воспитатель прикрепляет картинку с изображением клеста к кормушке.

Воспитатель. Сейчас наши глазки немного отдохнут. 

Зрительная гимнастика «Птички синички» (используется синичка на палочке).

Летели синички,   (Движение глазами по кругу)

Собой невелички.

Как они летели,     (Движения глазами вправо-влево)

Все люди глядели.

Как они садились,  (Движение глазами вверх-вниз)

Люди все дивились.

Воспитатель. Замечательно, переходим к следующей игре. На столах у вас подносы, на подносах разрезные картинки, соберите картинку и скажите, кто на них изображён. (Дети выполняют задание «Собери картинку». Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям).

Д/и «Сложи птичку»

Воспитатель. Кто изображен на ваших картинках?

Дети. На моей картинке - синица, воробей и т.д.

Воспитатель. Правильно. А как ты догадался, что это снегирь?

Ребенок. У него красная грудка и черные крылья и хвост.

Воспитатель опрашивает еще 2-3 ребенка о синице, вороне, голубе.

Воспитатель. Дети, вы определили второго гостя. Молодцы! Кто это?

Дети. Снегирь.

Воспитатель прикрепляет к кормушке снегиря.

Воспитатель. Прекрасно. Вы справились. Положите свои картинки обратно в конверты и отложите их на край стола.

Воспитатель. А теперь немного отдохните. Встаньте и подойдите ко мне. (Дети выходят в центр группы). Давайте поиграем.

Физминутка «Снегири»

Вот на ветках, посмотри (4 хлопка по бокам)

В красных майках снегири (4 наклона головы в сторону)

Распушили перышки,

Греются на солнышке, (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам).

Воспитатель. Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» (с мячом). Я вам бросаю мяч и называю слово, а вы мне его возвращаете и говорите это слово ласково.

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок возвращает мяч с ответом воспитателю.

Воспитатель. Послушайте:

Птица – птичка.

Клюв – клювик.

Перо– перышко.

Крыло- крылышки.

Хвост – хвостик.

Голова- головка.

Зерно- зёрнышко.

Синица- синичка.

Воспитатель. Молодцы!   А вот и третий гость. Кто это?

Дети. Воробей.

Воспитатель прикрепляет к кормушке воробья.

Воспитатель. Дети, присядьте на свои места. Давайте поиграем в игру «Угадай, чей голос»

Воспитатель. Послушайте и попробуйте угадать, какая птица произносит такие звуки (хоровые и индивидуальные ответы детей: синица тинькает, воробей чирикает, голубь воркует, сорока трещит, снегирь поет, клёст цокает).

Воспитатель. Молодцы!  Вот и четвертый гость.

Дети. Синица.

Воспитатель прикрепляет к кормушке синицу.

Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель. И еще одна игра. Посмотрите на экран и скажите, кто здесь лишний.

(Слайд 1) на экране воробей, ворона, синичка, ласточка.  

Воспитатель. Какая птица лишняя и почему?  

Дети. Лишняя ласточка. Потому что ласточка - перелетная птица, остальные зимующие птицы.

Воспитатель. Правильно.

(Слайд 2) на экране снегирь, синица, сорока и белка.

Воспитатель. Кто здесь лишний и почему?  

Дети.  Лишняя белка.  Потому что снегирь, синица, сорока — это птицы, а белка животное.

Воспитатель. Молодцы!

(Слайд 3) на экране клест, воробей, сорока, утка.

Воспитатель. Какая птица лишняя и почему?  

Дети. Лишняя утка. Потому что она водоплавающая.

Воспитатель. Верно.

(Слайд 3) на экране воробей, голубь, синичка, рыба.

Воспитатель. Кто здесь лишний и почему?  

Дети.  Лишняя рыба. Потому что она рыба, а они птицы.

Воспитатель.  Правильно. Молодцы, дети. К кормушке прилетел пятый гость. Кто это?

Дети. Голубь.

Воспитатель. Вот и все гости сороки в сборе.

Воспитатель прикрепляет к кормушке голубя.

Сорока. Спасибо, дети. Сегодня вы помогли мне собрать всех друзей птиц.

3. Итог занятия.

Воспитатель. Дети, мы выполнили просьбу сороки, собрали птиц к кормушке. А каких птиц мы собрали? О какой новой птице вы узнали? Как мы можем заботиться о птицах?

Дети отвечают.

Воспитатель. Правильно.  В трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Вы молодцы!

Сорока. Дети, я вам очень благодарна и хочу вам подарить книжку про птиц, чтоб вы узнали о нас много нового и интересного.

Воспитатель. Спасибо, сорока! Дети, а мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»

Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы зимой. Снегирь."

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"

Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"...

Конспект занятия в старшей группе " Птица счастья"

Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему:«Птица счастья»                        ...