Проект "Военные оркестры Красной армии"
проект (подготовительная группа)

Гусарова Юлия Викторовна

Цель проекта: изучение значимости Военного оркестра в годы ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_orkestr.docx28.94 КБ
Файл muzyka_na_voyne.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Военные оркестры красной армии»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Гусарова Ю.В.

2020г.

Г. Ростов

Паспорт проекта

Автор проекта: музыкальный руководитель Гусарова Ю.В.

Вид проекта: краткосрочный  (1 месяц)

Тип проекта: творческий

База реализации проекта: МДОУ «Детский сад № 23»

Образовательная область:  музыка

Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Возраст детей: от 6-7 лет

Всё дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. После неё выросли новые поколения, которых не коснулись ужасы тех лет. Героизм советских солдат в Великой Отечественной войне не имеет аналогов. Решающими духовными факторами, движущей силой массового героизма была необходимость защиты родной земли и спасения народов многих стран от фашистского порабощения. Но силу духа все же надо было подпитывать. И тогда плечом к плечу с воинами встали люди творческих профессий -  музыканты.  На фронтах Великой Отечественной войны музыку любили. Музыка не только поддерживала боевой дух красноармейцев, но и создавала им культурный досуг.

Актуальность проекта:  В 2020 году празднуется 75-летие со Дня Победы. К юбилею победы проводится много мероприятий: это встречи с ветеранами, конкурсы стихотворении, рисунков, поделок о войне. В Москве на Красной площади пройдет парад войск и боевой техники. Парад 9 мая попросту немыслим без игры военного оркестра. Но, увы, о вкладе военных музыкантов в Победу мы знаем очень мало. Данный проект дает возможность изучить литературу и донести информацию детям о том, как воевали и какую роль играли Военные оркестры в годы войны.

Проблема: Дети имеют очень скудные знания о вкладе Военных музыкантов в Победу. Не имеют представления, какую роль играла военная музыка в поддержке боевого духа русского солдата на фронте.

Большинство опрошенных родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном  образовательные учреждения. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о военных оркестрах:

- недостаточность знаний об истории военной музыки;

- недостаточность материала о музыкальных инструментах, входящих в состав Военного оркестра;

- недостаточность музыкального материала «Картотека Военной оркестровой музыки»;

- недостаточность знаний у детей о жанрах военной оркестровой музыки;

- недостаточность использования ИКТ для ознакомления детей с Военным оркестром в годы Великой Отечественной Войны.

Цель проекта: Изучение значимости Военного оркестра в годы ВОВ.

Планируемые результаты:

- дети ознакомятся с историческими фактами участия Военного оркестра в годы войны;

- у детей проявится интерес к слушанию оркестровой военной музыки;

- дети получат новые знания о музыкальных инструментах, входящих в состав Военного оркестра;

- у детей разовьются патриотические чувства через музыку Военных оркестров в годы ВОВ.

- партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом.

Основные формы реализации проекта:

-  доминантные занятия по слушанию музыки;

 - интегрированное занятие;

 - тематическое занятие;

 - беседы;

 - работа с познавательной литературой;

 - выставка фотоиллюстраций;

- печатные консультации по теме проекта

Категории участников

Задачи

Воспитанники подготовительной группы

Образовательные:

- познакомить с краткими историческими фактами участия Военного оркестра в годы войны в период XVII – XXI веков;

- познакомить с музыкальными произведениями Военных оркестров ВОВ;

- расширить знания о жанрах Военной оркестровой музыки;

- продолжать знакомить с музыкальными инструментами, входящие в состав Военного оркестра;

- обогащать знания детей для представления полной картины звучания Военного оркестра через ИКТ.

Воспитательные: 

- формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

- способствовать воспитанию патриотических чувств через музыкальное искусство;

Развивающие:

- развивать музыкальные способности детей через восприятие музыкальных произведений;

- способствовать развитию у детей познавательных интересов, творческой исследовательской деятельности;

- обогащать и развивать словарный запас детей, анализируя и слушая произведения Военной оркестровой музыки ВОВ.

Педагоги

  1. Создавать условия для совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
  2. Развитие и пополнение РППС (музыкальный уголок)

Родители

  1. Проводить работу с родителями, привлекая их патриотическому воспитанию в семье.
  2. Участие в выставке «Военный оркестр в годы ВОВ»

Продолжительность проекта: 1.04.20 – 30. 04.20

Этапы

Сроки

Содержание

Подготовительный

1.04 – 3.04

- Сбор информации, подбор литературы,  иллюстративного материала, музыкальных произведений.

- Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.

Основной

4.04. – 28.04.

- Оформление музыкального уголка в РППС.

- НОД «Сила музыки Военного оркестра, способствующая развитию военного духа русского солдата»

- Привлечение родителей  к совместному творчеству

 

- Знакомство с музыкальными произведениями Военной оркестровой музыки через ИКТ.

 

- Организация выставки

«Военный оркестр в годы ВОВ»

- Чтение и разучивание стихотворений о войне

Заключительный

28.04 – 30.04

Защита проекта (представление мультимедийной презентации).

Музыкальный материал

Русские марши:

- «Вступление в Париж»;

- «Герой»;

- «Триумф победителей»;

- «Тоска по родине»;

- «Товарищи по оружию»;

- «Прощание славянки»;

Вальсы:

- «На сопках Маньчжурии»;

- «Амурские волны»;

Мазурка:

- «Уланы».

Программное обеспечение: компьютерная презентация 

Оборудование: рояль, компьютер, проектор.

Ожидаемые результаты

  1. У детей разовьются патриотические чувства через музыкальное искусство.
  2. Повысится интерес к историческому прошлому и оценка значимости Военных оркестров в годы войны.
  3. У родителей проявится желание участвовать в выставках, конкурсах, различных мероприятий ДОУ, основанные на воспитании патриотических чувств детей.
  4. Речь у детей станет разнообразнее, стихи и музыкальные термины обогатят и активизируют словарный запас детей.

Достигнутые результаты.

В проекте участвовало 17 детей. Работа над проектом проходила через интеграцию образовательных областей. Все дети с увлечением слушали рассказы об участии военных оркестров в годы войны, узнавая много нового о значении военной музыки для поднятия боевого духа солдат. При слушании Военной оркестровой музыки дети приобрели огромные музыкальные впечатления, развились глубокие патриотические чувства.

87% детей активно участвовали в выставке «Военный оркестр в годы ВОВ», что  способствовало  развитию у детей познавательных интересов, патриотических чувств и гордости за героев – военных музыкантов, внесшие вклад  в Победу нашей Родины. 23% детей разучили стихи о войне к НОД «Сила музыки Военного оркестра, способствующая развитию военного духа  русского солдата». Дети познакомились с жанрами Военной оркестровой музыки. При слушании музыки у детей развилось воображение, мышление. Дети обогатили музыкальными терминами свой словарный запас. Дети имеют представление о музыкальных инструментах, входящие в состав Военного оркестра. В группе пополнился музыкальный уголок «Картотека Военной оркестровой музыки».

В ходе реализации проекта стала более тесной связь родителей с детьми и с воспитателями. Родители приняли активное участие в сборе материала и оформление выставки на тему «Военный оркестр в годы ВОВ».

Список использованной литературы

1. Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963

2. Матвеев В., Русский военный оркестр, М.-Л, 1965

3. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990

4. «Военная музыка России», Воениздат, 2007, Москва

Заключение

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной Войны музыка духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

Военная Оркестровая музыка вела в бой, она  стала оружием, разящим врага. Она объединяла, морально помогала выстоять и победить.

Много Оркестровой музыки  о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Она тоже сыграла заметную роль в жизни нашего общества, потому что люди помнят героев и их подвиги.

В результате проделанной работы мы познакомились с историческими фактами Военного оркестра и познакомились с музыкальными произведениями, что обогатило внутренний духовный мир ребенка.



Предварительный просмотр:

Это интересно знать

Музыка на войне

Что мы знаем о музыке на войне?  На фронтах Великой Отечественной войны музыку любили. А обязанность поддерживать боевой дух красноармейцев и создавать им культурный досуг лежала на военных оркестрах. Эту традицию Красная армия переняла у старой русской императорской армии, где ещё указом Петра Первого были заведены полковые оркестры. Их музыкальное мастерство на высокий уровень поднял композитор Римский-Корсаков, много сделавший для российской военной музыки. При Екатерине II численность военных оркестров начала самовольно увеличиваться: в некоторых полках было по сотне музыкантов и даже по несколько оркестров.

Но в 1917 году старой армии не стало. Красная армия завела свои военные музыкальные инструменты. Однако не все понимали, как их правильно использовать — да и для чего вообще нужны музыканты. Эти проблемы стали особенно острыми с началом Великой Отечественной войны.

Любители вместо профи

В 1941 году в полках Красной армии были музыкальные взводы, но не было штатных оркестров. Парадоксально — но факт. Такой единицы в советских войсках тогда не существовало. Это привело к тому, что военные музыканты своим делом практически не занимались. Командиры различных рангов порой видели в них бездельников и старались посильнее загрузить работой.

Вместо репетиций, совершенствования мастерства игры на инструментах, разучивания новых мелодий, военнослужащие музвзвода несли караульную службу и занимались хозяйственными работами. А по непосредственному назначению музыканты использовались лишь на вручении наград и смотрах личного состава частей полка или дивизии.

Разумеется, такое положение вещей сказывалось на качестве репертуара военно-музыкальных коллективов. Что может сыграть ансамбль из десяти-двенадцати человек, не имевших музыкального образования, а лишь ходивших в музкружок на гражданке?

Да и с инструментами в войсках было туго. Ведь чем шире репертуар у музыкального коллектива, тем больше разных инструментов ему нужно. Хорошо, если командир части это понимал и заботился о «своей музыке». В ином случае уровень полкового оркестра часто не превышал уровень любительского коллектива, игравшего в городских парках.

В итоге непростая служба военных музыкантов в Красной армии стала ещё труднее с началом войны, когда им временно пришлось почти забыть о музыке.

Лопаты вместо барабанов

Документы военных лет, описывающие жизнь полковых оркестров, едины в одном — в первые годы Великой Отечественной на фронте с музыкой было туго. А ведь в то суровое время красноармейцам после тяжёлых боёв очень не хватало психологической отдушины, которую она давала.

Любопытно, что на войне с искусством в частях народного ополчения дело обстояло куда лучше, чем в кадровых. Среди ополченцев было немало профессиональных музыкантов, которые создавали свои творческие коллективы прямо на фронте.

Например, в 21-й дивизии народного ополчения появился настоящий джаз-бэнд из 14 профессионалов, которые в начале войны дали много концертов для бойцов и командиров.

А вот в строевых частях музыканты часто не могли совершенствовать навыки, занимаясь не своим делом. Во время наступления войск они играли роль похоронных и трофейных команд, хороня убитых и собирая оружие, боеприпасы и снаряжение на поле боя. В обороне несли караульную службу, следили за штабами и складами.

Руки военных музыкантов чаще держали лопаты, чем инструменты.

Трубачи и ударники выполняли сапёрные работы, строя дороги, мосты, блиндажи и копая траншеи, а ещё помогали медсанбатам, трудясь в них санитарами.

Но, когда оркестрам доводилось играть, они всегда привлекали к себе внимание красноармейцев — будь то во время марша или на привале. Правда, их творчество больше напоминало художественную самодеятельность с ограниченным репертуаром. Но и это воспринималось бойцами с благодарностью.

Военно-оркестровая реформа

Всё изменилось в 1944 году, когда командование Красной армии всерьёз взялось за военную музыку. Благодаря приказу № 071 маршала Жукова и директиве Главного политуправления РККА полковые и дивизионные оркестры стали штатными единицами в войсках. Они выросли в численности, их укомплектовали годными к строевой службе музыкантами и обеспечили инструментами. А руководить ими стали капельмейстеры с музыкальным образованием.

Оркестры занялись своим делом.

В войска стали поставлять музыкальную литературу. Разучивая новые композиции, военные музыканты сильно расширили свой репертуар. Они исполняли не только марши и советские песни, но и классику — и научились делать это очень хорошо.

Теперь музыка часто звучала на строевых занятиях, смотрах, парадах и, конечно, на концертах, которые давались в промежутке между боями. Командование нередко использовало их в качестве поощрения.

Подвиги Военного оркестра

Военные музыканты Красной армии внесли вклад в победу не только музыкой. Например, оркестр 77-й гвардейской стрелковой дивизии вместе с солдатами защищал Сталинград. Десятого января 1943-го он играл на передовой, воодушевляя бойцов перед наступлением во время операции «Кольцо».

В битве под Орлом и во время переправы через Оку музыканты бесперебойно обеспечивали дивизию боеприпасами, доставляя их к линии огня. При форсировании Днепра они доставляли снаряды и патроны на западный берег, помогая удерживать плацдарм. Именно там оркестр 77-й дивизии понёс первые потери убитыми и ранеными.

В исключительно трудных условиях музыканты сражались и на Одере, помогая эвакуировать с плацдарма раненых красноармейцев через реку под огнём. А под Берлином личный состав оркестра прочёсывал леса, вылавливая и беря в плен солдат и офицеров разбитого вермахта.

Духовой оркестр 370-й стрелковой дивизии за время войны, помимо игры на разводе караулов и на строевых занятиях, дал на передовой более полутора тысяч концертов не только перед своими бойцами, но и перед солдатами соседних частей и соединений. В период переброски дивизии с одного фронта на другой оркестр играл на каждой остановке для жителей освобождённых городов.

Его музыканты прославились не только прекрасной игрой на музыкальных инструментах, но и своей храбростью. Во время Висло-Одерской наступательной операции бойцы музвзвода 370-й дивизии доставляли на передовую боеприпасы.

Когда на артиллерийском складе начался пожар, музыканты Алексеев, Добровольский и Кожукало бросились в горящее здание спасать боеприпасы. С риском для жизни красноармейцы вытащили около двухсот ящиков со снарядами. За этот подвиг их наградили орденами Красной Звезды.

В другой раз музыканты 370-й дивизии отбили нападение немцев на склад боеприпасов, взяв при этом в плен несколько солдат и офицера.

И всё же во время Великой Отечественной свой главный подвиг военные музыканты Красной армии совершали не в бою. Их основной задачей было поддержание боевого духа в войсках. О том, как это делалось с помощью музыки, говорит следующий пример.

Семнадцатого декабря 1943 года 274-я стрелковая дивизия шла форсированным маршем из-под Орши к Витебску. Несмотря на строгий приказ командования, её полки могли не успеть прибыть вовремя: мешала погода. И тогда комдив приказал поставить во главе колонны духовой оркестр, чтобы приободрить своих бойцов.

Не обращая внимания на ночь, мороз и пургу, музыканты играли строевые марши, задавая темп идущей пехоте. Благодаря этому скромному, но важному музыкальному подвигу дивизия прибыла на место в срок.

Красная армия разгромила вермахт и завершила войну в Берлине. И теперь на каждом параде 9 мая на Красной площади играет военный оркестр. Не стоит забывать, что он отдаёт дань музыкантам времён войны, внёсшим свой вклад в Победу.

Ведь во время Великой Отечественной, когда говорили пушки — музы не молчали.

Сегодня военный оркестр – это полноценный коллектив музыкантов, который не только входит в состав армейских подразделений, но и могут вести самостоятельную концертную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Наша Армия самая сильная" к песне "Моя Армия"

В презентации подобраны слайды к песне "Моя Армия" (Э.Ханок, И, Резник) в исполнении ансамбля "Непоседы"....

Вводное занятие – представление музыкальной студии «ВИНИ-оркестр» и музея "ВИНИ -оркестра"

Студия элементарного музицирования ВИНИ- оркестр. ( Восхитительно Интересные Необычные Инструменты). В занятии решаются разные задачи в разных видах музыкальной деятельности. Это и развитие чувства ри...

Исследовательский проект «Подарок бойцу Красной Армии»

творческая работа совместно с воспитанниками...

Конкурс посвященный 75-летию контрнаступления Красной Армии под Москвой.

Благодарность за участие в районном конкурсе декоративных поделок, посвященном 75-летию контрнаступления Красной Армии под Москвой....

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр для малышей" (1-ое занятие цикла "Инструменты симфонического оркестра")

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр детям" Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в б...

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров "Волшебные звуки оркестра-2022"

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров среди дошкольных учреждений "Волшебные звуки оркестра-2022"...

Шумовой оркестр как вид коллективной музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар для шумового оркестра.

Одним из видов коллективной музыкальной деятельности является игра на  шумовых инструментах. Игра в шумовом оркестре - это радость и удовольствие от совместного творчества, активное участие каждо...