«Инклюзивное образование. Социализация ребенка с ОВЗ и инвалидностью в коррекционных группах и группах общеразвивающей направленности в ДОУ»
консультация

Серик Ирина Валерьевна

Консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_v_sadu.docx105.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»

Консультация

«Инклюзивное образование. Социализация ребенка с ОВЗ и инвалидностью в коррекционных группах и группах общеразвивающей направленности в ДОУ»

https://d1iwjdqt6csjn1.cloudfront.net/_service/14588/display/img_version/5891977/img_name/2512_14588_ff63e35199.jpg

Педагог-психолог

 Серик Ирина Валерьевна

г. Приморско-Ахтарск

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и ее стабильному функционированию. Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычныхобщеобразовательных школах и детских садах. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждений.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых детей и коллективу взаимодействовать друг с другом, исключив непонимание.

Советы педагогам:

- изучите медицинские документы, поступившие с ребёнком.

- побеседуйте с родителями об особенностях ребёнка, о тех условиях, которые необходимы ему для более успешной адаптации к новым условиям и детскому коллективу.

- сопровождая ребенка, не опекайте чрезмерно ребенка с ОВЗ, но и забывайте о нем.

- активно взаимодействуйте с педагогом-психологом, изучайте специальную методическую литературу.

- при взаимодействии не фиксируйте внимание на особенностях ребёнка. Относитесь к ребенку ровно, спокойно, ласково, но, в то же время, предъявляйте разумные требования. Ребенок не должен чувствовать себя обиженным и ненужным.

- в отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

- ежедневно рассказывайте родителям как прошел день его ребёнка. Акцентируйте на положительном, но не утаивайте и отрицательные моменты.

Социально-средовая реабилитация направлена на интеграцию ребенка инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, обучению пользования ими. Социально-педагогическая реабилитация – восстановление (формирование) утраченного социально-средового статуса через обучение ребенка соответствующим образовательным программам, знаниям, навыкам, стереотипам поведения, ценностным ориентациям, нормативам, обеспечивающих полноценное участие детей-инвалидов в общепринятых формах социального взаимодействия.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности. Форма образовательной инклюзии детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к инклюзии в среду нормально развивающихся сверстников и предусматривает:

- частичную инклюзию, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы в количестве 1- 2 ребенка;

- комбинированную инклюзию, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, в количестве 1- 2 ребенка на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютера. Организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования для детей с ОВЗ осуществляется в системе психолого-медико-педагогического сопровождения.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Для детей с ОВЗ в группе детского сада, под руководством психолога и логопеда разрабатывают индивидуальные карты развития определенного содержания. Педагоги принимают к сведению полученные ими диагностические данные, и разрабатывают индивидуальный маршрут развития и социализации детей с ОВЗ.

Воспитатель:

проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

применяет здоровье сберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; надо понимать, что дети эти не социализированы и необходимо было научить их общаться с другими детьми, так чтобы и не заострять внимание на проблемах и не пускать на самотек, развитие отношений между детьми.

консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Ведь это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, понимать, в какой ситуации надо проявить настойчивость, или гибкость.

Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – обеспечить возможность всем детям общеобразовательной группы принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей. Детям приятно осознать себя помощниками, которые умеют заботиться и чему-то научить своего сверстника, а для детей с ОВЗ это игра, которая им понятна.

В нашем детском саду инклюзия осуществляется в трех вариантах – это  логопедические группы, второй вариант – комбинированная группа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и собственно включение в общеобразовательные группы детей с ОВЗ, присвоенным ТПМПК.

В работе с детьми с ОВЗ основной задачей педагогов ДОУ является включение ребенка в социальную активность группы, обеспечение его адаптации к режиму дня, к занятиям, такие дети требуют повышенного внимания с точки зрения их безопасности и развития, что отражается в формах проведения занятий, дополнительных занятиях и играх с такими детьми. Это уже не так системно, как работа в специализированной группе, здесь пока воспитатели набираются опыта, ищут варианты работы. От воспитателей требуется более высокий уровень образования, повышение своей квалификации в области работы с детьми с разными категориями детей с ОВЗ.

Нашими воспитателями отмечается, что имеется острая потребность в знаниях по работе с педагогической запущенностью, с детьми с ЗПР, аутичными детьми, так как дети с ОВЗ чаще всего отстают в развитии.

1. Увеличение общего числа детей с нарушениями здоровья требует расширения штата ДОУ такими специалистами как дефектолог, специальный психолог, специалист ЛФК, тьютер.

2.  Попадание ребенка со статусом ОВЗ в дошкольное учреждение может быть поздним, то есть ребенок посещает детский сад всего 1-2 года, или часто вынужден находиться на лечении, что не позволяет осуществлять системную работу специалистов нашего учреждении.

3. Часто ребенок с ОВЗ является педагогически запущенным, из неблагополучной семьи, затрудняется сотрудничество с семьей воспитанника, рекомендации не выполняются. Есть родители, не принимающие особенностей своего ребенка, возможностей его развития при должном внимании с их стороны, что усложняет жизнь семьи в целом и упускается возможность более полной коррекции раннего возраста. Воспитатель в данном случае не имеет никаких полномочий и прав помощи ребенку, так как формально уход родителями осуществляется.

Таким образом, работа воспитателей и специалистов нашего детского сада в области инклюзивного образования находится в процессе активного развития, есть, как и недостатки, так и некоторые достижения в данной области. Огромным подспорьем в работе является материально-техническая база, также готовность специалистов и руководства к повышению уровня образования, самообразование в области проблем инклюзии в дошкольном обучении. Однако, в целом, требуется слаженная, системная работа специалистов, педагогического состава и родителей для достижения целевых ориентиров, поставленных ФГОС ДО в области инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа организации коррекционно-логопедической работы группы инклюзивной направленности

Группа инклюзивной направленности-группа с детьми , имеющими разные сценарии развития. Программа коррекционно-логопедической работы заточена под детей как имеющих проблемы со здоровьем, так и детей с ...

Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности на тему:"Инклюзивное образование, "за" и "против".

В консультации для родителей представлена информация, касающаяся плюсов и минусов внедрения инклюзивного образования в образовательный процесс ДОУ....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ во второй младшей группе общеразвивающей направленности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  во второй младшей группе  общеразвивающей направленности  Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализа...