Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
консультация

Максименко Татьяна Николаевна

 В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

 Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

 Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

 Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

 Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

 Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

·     приобщение родителей к педагогическому процессу;

·     расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

·     создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

·     информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

·     объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

·     проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

·     уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Формы и методы работы детского сада с родителями следующие:

·     посещение семей, с целью их изучение;

·     педагогические беседы и тематические консультации;

·     родительские собрания;

·     изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;

·     индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;

·     открытые просмотры деятельности педагога и детей;

·     наглядная информация;

·     совместные творческие проекты;

·     День открытых дверей;

·      Семейные клубы;

·     «Родительская почта» и «Телефон доверия»;

·     САЙТ  ДОУ

Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:

 1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?

 2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

 3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?

 4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?

 5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?

 Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы чаще использовались различные формы работы, уделять внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...

«Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»

laquo;Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»...

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....

«Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения».

В дошкольные годы ребёнок полностью отождествляет себя с семьёй, открывая своё собственное «Я», и воспринимая других людей  через призму суждений, оценок, поступков родителей.  А...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...