Эксперименты с водой во второй младшей группе
проект (младшая группа)

Данилова Маргарита Юрьевна

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).

 Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).

 Дети получают представление о некоторых видах водоёмов;узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Сущность проекта состоит в том, чтобы выявить влияние опытно-исследовательской деятельности на развитие познавательных способностей детей, умение анализировать и делать простейшие выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx977.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Эксперименты с водой

во второй младшей группе

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети младшего дошкольного возраста,

  родители воспитанников, педагоги ДОУ

Аннотация проекта

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).

 Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).

 Дети получают представление о некоторых видах водоёмов;узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Сущность проекта состоит в том, чтобы выявить влияние опытно-исследовательской деятельности на развитие познавательных способностей детей, умение анализировать и делать простейшие выводы.

Паспорт проекта

«Люди, научившиеся наблюдением и опытом,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном инравственном уровне всравнении стеми, ктотакой школы не прошел»,- писал

К.Е.Тимирязев

Анализ внешней ситуации

Актуальность проекта

Самоценность  дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Актуальной остается эта проблема и в настоящее время. Но одно дело просто знакомить дошкольников с природой, давать им готовые знания, а другое-позволить детям самим найти решение проблемы или свойства какого-либо объекта природы. В решении этого вопроса очень помогает возможность детского экспериментирования в дошкольном учреждении.

Анализ внутренней ситуации

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя-все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Причина их актуальности-безграмотная, преступно расточительная, экологически невежественная деятельность людей в природе. Одна из главных задач государства-рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических.

Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года-практически единственным способом познания мира.

Для поведения эксперимента с водой  во  второй младшей группе в МБДОУ «Детский сад №162» г. Чебоксары есть методическая литература, картотека, уголок экспериментирования.

Проект направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о простейших взаимосвязях в природе, умению анализировать и делать простейшие обобщения и выводы, развитию познавательной активности, наблюдательности и любознательности.

Цели и задачи

Цель проекта - закрепить у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу; формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

 - Дать детям представление о некоторых видах природных водоёмов и их обитателях;

 - Познакомить дошкольников второй младшей группы со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета);

 - Познакомить детей с состоянием воды (имеет газообразную форму-пар;твёрдуюформу-лёд, снег;имеет жидкую форму) ;

 - Развивать любознательность детей, умениенаблюдать, анализировать, делать выводы;

- Воспитывать бережное отношение к воде;

 - Вовлечь каждого ребенка в экспериментальную деятельность;

 - Оценить эффективность работы по плану проекта.

Ожидаемые результаты

У детей:

- Расширение знаний о свойствах воды и снега;

 - Развитие интереса к опытно-исследовательской деятельности;

- Развитие умения анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;

 -Развитие наблюдательности и любознательности, познавательной активности.

- Эмоциональное развитие ребенка.

- Совершенствование познавательных способностей.

У педагогов:

- Повышение теоретического уровня и профессионализма.

-Внедрение современных методов и технологий при экспериментировании.

- Обобщение и распространение опыта, самореализация.

У родителей:

- Взаимодействие с педагогами по вопросу экспериментирования.

-Совершенствование в домашних условиях навыков экспериментирования, применяемых в детском саду.

- Компетентность в вопросе при расширении знаний о воде.

Реализация проекта по этапам

Этапы выполнения проекта

1 этап. Подготовительный

(декабрь2013 г.)

Направление деятельности:

Улучшение предметно-развивающей среды для реализации проекта.

Пути реализации:

- Изучение литературы по данной проблеме.

- Анализ предметно-развивающей среды группы, ДОУ.

- Подбор материала.

- Изготовление и приобретение материала и пособий для экспериментов.

- Привлечение родителей и детей к подбору и изготовлению пособий.

2 этап. Информационно – моделирующий

(январь 2014г.)

Направление деятельности:

Ознакомление с проектной идеей коллектива ДОУ, детей, родителей.

Пути реализации:

- Выступление на педагогическом совете на тему « Эксперименты с водой во второй младшей группе».

- Организация родительского собрания и консультации по ознакомлению родителей с задачами проекта и методами их реализации.

- Разработка проекта, составление перспективного плана мероприятий по реализации проекта.

- Привлечение родителей к реализации проекта.

3 этап. Практический

( февраль 2014 г.)

Направление деятельности:

Выполнение работ по плану проекта.

Пути реализации:

- создание проблемной ситуации;

- проведение НОД по образовательной области «Познание» на тему «Вода, снег и лед» с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация»;

- опытно-исследовательская деятельность с водой, льдом и снегом в процессе организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми.

4 этап. Оценочный

( март 2014 г.)

Направление деятельности:

Анализ задуманной идеи, полученного результата.

Пути реализации:

- Оформление папки - передвижки «Эксперименты с водой во второй младшей группе».

- Проведение брифинга с педагогами «Подведем итоги проекта».

- Выпуск стенгазеты «Мы экспериментируем».

Концептуализация проекта

Особенностью проекта является то, что его реализация позволяет обеспечить интегрированный подход в реализации многих задач. Интеграция в проекте предполагает взаимосвязь разных видов образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация».

Кроме того, оригинальность проекта обеспечивается тем, что он включает в себя разные формы работы с детьми и родителями.

1 этап. Подготовительный этап

 - выявление проблемы у детей;

 - разработка диагностического материала (для первичной диагностики и для определения результативности проекта);

 - проведение первичной диагностики детей;

- наблюдения на прогулках за снегом, сосульками (таблица 1);

 - разработка опытов с водой, снегом, льдом;

 - игры со снегом, сооружение снежных построек (рис.1).

Таблица 1

Название

наблюдения

Цель

наблюдения

Стихотворения для развития речи

1

Наблюдение за падающим мокрым снегом.

Дать понятие, что снежинки тяжёлые, в воздухе не кружатся, а быстро падают на землю и тают.

Е. Трутневой: «Летят последние снежинки...».

2

Наблюдение за трудом взрослых: дворники на тротуарах скалывают снег, его увозят на машинах.

Воспитывать уважение к труду людей, объяснить, почему увозят снег

В.Шошина: «Дворник снег большой лопатой отгребает от дверей…».

3

Наблюдение за комнатными растениями.

Напомнить детям, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать: поливать, протирать листочки, опрыскивать.

4

Наблюдения за аквариумными рыбками.

Закреплять знания детей о том, что рыбке для жизни необходимы вода и пища.

Загадать детям загадку об аквариуме.

Продолжение таблицы  1

5

Наблюдение за таянием снега, появлением первых весенних проталин.

Обратить внимание детей на то, где снег тает быстрее – на солнце или в тени, почему?

6

Наблюдение за весенним солнцем.

Закрепить знания о том, когда солнце греет сильнее, снег и лед тают

С.Маршака: «Солнце в марте ходит выше, горячи его лучи…».

7

Наблюдение за воробышком. Он громко чирикает, купается в луже.

Показать детям, что даже птицы не могут жить без воды.

И. Токмаковой: «К нам весна шагает быстрыми шагами…».

8

Наблюдение за лужей и ручьем на участке.

Обращать внимание детей на образование луж и ручьёв на участке. Организовать игры с корабликами, лодочками из бумаги, ореховой скорлупы.

«Ключевая вода»

9

Наблюдение за весенним дождем.

Обратить внимание на то, что после дождя снег и лед тают быстрее.

Доценко «Дождик».

Рис.1. Сооружение снежных построек.

2 этап. Основной

1 блок. Работа с детьми

 - создание проблемной ситуации;

- опытно-исследовательская деятельность с водой и снегом в процессе НОД и совместной деятельности педагога с детьми (таблица 2).

- проведение НОД по образовательной области «Познание» на тему «Вода, снег и лед» с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация» (рис.2);

Таблица 2

Название опыта

Цель

Материал

Вывод

1

Вода бывает теплой, холодной, горячей

Научить определять температурные качества воды

Емкости с водой разной температуры, ванночка

В теплой воде руки мыть хорошо

2

Окрашивание воды

Свойства воды. Некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше выявить этого вещества, тем интенсивнее цвет

Стаканчики с водой, жёлтая и чёрная краски, кисточки, салфетки, игрушка киндер – сюрприз

В чёрной воде игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна

3

Вода прозрачная

Показать детям, что у воды нет цвета

Стаканчики с водой и молоком, ложечки

Вода прозрачная, а молоко - нет

4

Изготовление цветных льдинок

Закрепить свойство воды, льда; развивать творческое воображение

Подкрашенная вода, формочки для льда

Вода может быть не только в жидком состоянии, а ещё в твёрдом

5

Вода – жидкая, может течь

Познакомить детей со свойством воды - текучестью

2 стаканчика: первый с водой, второй - пустой

Вода жидкая и она может течь

6

Таяние снега

Познакомить со свойством снега

Мисочка со снегом

Снег тает и превращается в воду

Рис.2.

2 блок. Работа с родителями

- Знакомство родителей с идеей проекта, его целью, задачами и планом работы.

- Консультации и рекомендации для родителей.

- Оформление папки передвижки «Эксперименты с водой во второй младшей группе».

- Родительское собрание «Эксперименты в жизни ребенка».

3 блок. Работа с педагогами

- Знакомство коллектива с целями и задачами проекта на педагогическом совете.

- Выступление на педагогическом совете с докладом на тему «Эксперимент в жизни дошкольника».

- Выступление на совете педагогов с творческим отчетом о проделанной работе по проекту

3 этап. Оценочный

 - проведение диагностики детей для определения результативности проведения проекта.

 - выводы по проекту.

Ресурсное обеспечение

Для наиболее успешного и полного внедрения данного проекта, для организации активной деятельности детей был использован следующий материал:

Стихотворения.

Е. Трутнева

Летят последние снежинки,

Повисли с крыш сосульки,

Всё чаще в вышине видна

Весенняя голубизна.

                             В. Шошин

Дворник снег большой лопатой

Отгребает от дверей.

Снег весенний, ноздреватый,

И на том снегу лохматом,

Хмурый скачет воробей.

Он по солнечному свету

Стосковался в зиму эту.

Ты снежком его не бей,

Пусть он скачет воробей!

                        С. Маршак

Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.

И. Токмакова

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

Ключевая вода

Журчит, поёт водица.

Знакомую тропой

Медведь идёт напиться

Водою ключевой.

Нагнётся он лаская,

Намочит бурый мех,

А ключ бежит, сверкая

И щедро поит всех.

Доценко

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай не жалей

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Потешки.

Дождик.

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

Водичка.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ручеёк.

Ручеёк, ручеёк,

Ты, как ниточка, идёшь.

Под тобой блестит песок,

Весел ты, хоть не глубок.

Тучи.

Тучи, тучи,

Набегайте в кучу!

Солнышко заволоките,

Дождём землю промочите!

Загадки.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять. (Вода.)

На карнизе – леденцы,

Серебристые зубцы.

C них от солнца по асфальту

Капельки забулькали.

Говорят, нельзя сосать их,

А зовут… (Сосульками.)

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла… и пропала. (Снежинка.)

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала, опять побежала. (Река.)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весной.)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём

Ищем, ищем, не найдём. (Роса.)

Весит за окошком,

Кулёк ледяной.

Он полон капели,

И пахнет весной. (Сосулька)

Всю зиму пролежал,

Весной в речку убежал.  (Снег)

Что течёт,

Не останавливается? (Вода)

На землю падает,

От земли не отлетает. (Дождь)

Ходит без ног, рукава –

Без рук, уста – без речи. (Река)

Физкультминутка

№ 1.

«Дождик».

Дождик песенку поёт: ( Дети свободно встряхивают пальцами рук)

Кап, кап…

Только кто её поймёт – (Недоумённо разводят руки в стороны.)

Кап, кап?

Не поймём ни я, ни ты,  (Показывают на себя, на соседа.)

Да зато поймут цветы, (Показывают пальцами, как распускаются цветы.)

И весенняя листва, (Удерживая руки перед собой.)

И зелёная трава… (Сидя на корточках, разводят в стороны руки, шевеляпальцами, словно гладят траву.)

Лучше всех поймёт зерно: (Показывают, как держат в руках зерно.)

Прорастать начнёт оно. (Совершают змеевидные движения руками снизу вверх.)

№ 2

«Кораблик"

Дети рассаживаются на ковре по округу и хором произносят стихотворный текст, сопровождая его пантомимой.

По реке плывёт кораблик,(Складывают ладони лодочкой и показывают, как лодочка покачивается на волнах)

Он плывёт издалека.(«Лодочки» двигаются змейкой в направлении

от груди  вперёд.)

На борту его четыре

Очень храбрых моряка.(Дети показывают четыре пальца, загнув большой     палец).

У них ушки на макушке,( Прикладывают кисти рук к голове, изображая уши.)

У них длинные хвосты,(Проводят рукой по воображаемому хвосту.)

И страшны им только кошки

Только кошки и коты.

Координация слова с движением.

 К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают, Под её ногами.

 № 1 «Весна».

(Идут по кругу.)

(Ускоряют шаги.)

(Идут, высоко поднимая ноги.)

 Чёрные проталины, На полях видны. Видно, очень тёплые Ноги у весны.

(Приседают, стучат по полу руками.) (Идут по кругу, шаркая ногами.)

 № 2 Солнышко, солнышко, Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

«Веснянка».

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

 Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

 Прилетели СТО Грачей, («Летят» по кругу.)

 А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

 А цветочки подрастают. (Поднимаются на цыпочках, руки тянут,

вверх.)

Пальчиковая гимнастика

 № 1.«Весёлые рыбки».

Рыбки весело плескались, (Ладоши ударяют по столу.)

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,  (Сжать и разжать кулачки.)

То закружатся в воде.  (Винтообразные движения кистями.)

Рыбки плавают в водице, (Движения кистями влево – вправо.)

Рыбкам весело играть. (Ладошками ударяют по столу.)

Рыбки, рыбки, озорницы.

Кто сумеет вас поймать? (Похлопать в ладоши.)

№ 2. «Капель».

Кап, кап, кап – звенит капель, (Ритмично, на каждый слог стучат

подушечками пальцев, начиная с большого, по столу).

Приближается апрель.

Утром снова солнце встанет, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Будет снова припекать,

По крыльцу забарабанит (Стучат по столу пальцами.)

Капель весёлая опять. (Хлопают в ладоши.)

Игра

№1 «Сосулька».

Вниз головой висит сосулька. (Руки внизу, пальцы шалашиком,

острым концом вниз.)

От солнца насморк у неё. (Вытирают нос.)

То от тепла она заплачет, ( Потирают глаза.)

То платьице ушьёт своё. (Ладонями проводят вдоль тела сверху вниз.)

Придёт мороз – заледенеет, (Обхватывают тело руками.)

Немного за ночь подрастёт, (Поднимают руки вверх, встают на носки.)

Окрепнет телом, потолстеет, (Округлые руки по сторонам тела.)

Тяжёлой станет, упадёт. (Приседают.)

 № 2 «Капельки».

Все дети - капельки. Воспитатель – солнышко.

Когда воспитатель произносит «солнышко», дети разбегаются легко на носочках, «мороз», приседают и тихонько сидят, замёрзли. Когда опять говорит «солнышко», капельки растаяли и побежали.

Техническое обеспечение

  • ноутбук;
  • проектор, экран;
  • цифровой фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • принтер, сканер.

Отчет о реализации проекта

  В ходе проектной деятельности «Эксперименты с водой во второй младшей группе» изучены и проанализированы работы педагогов-экологов Н.А.Рыжовой, И.А.Ивановой, С.Н.Николаевой и других, выявлена роль экологического воспитания в дошкольном возрасте и роль исследовательской деятельности в изучении природы.

  Считаю, что реализация представленного проекта поможет в организации и проведении экспериментально - исследовательской деятельности младших дошкольников в изучении неживой природы, а воспитанники приобретут прочные знания о воде, научатся вести поиск и находить ответы на проблемные вопросы, научатся самостоятельно добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе. Привлечение родителей повысит их компетентность в вопросах педагогики, поможет им в организации деятельности детей в домашних условиях, обратит внимание на возможность и необходимость самостоятельного проведения экспериментов детьми, откроет новую сферу совместных интересов и деятельности, поможет членам семьи сплотиться и объединиться по интересам.

  Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Начальный этап

 В ходе выполнения плана проекта была проведена большая работа с детьми. Она проходила по разработанному перспективному плану по ознакомлению детей с различными свойствами воды в ходе непосредственной образовательной деятельности по разным образовательным областям, в режимных моментах.

Немало проведено работы по педагогическому просвещению родителей по проекту. Проведены консультации, проводилось родительское собрание на тему «Эксперименты в жизни ребенка». В родительском уголке выставлены информационные листы.

Во время проведения всех мероприятий по проекту дети включались в работу с удовольствием.  

За то время, с которого мы стали применять в практику эксперимент прослеживается положительная динамика в усвоении детьми программных требований, словарю и развитию речи.

Для изготовления атрибутов к развлечениям и оформлению группы активное участие принимали родители воспитанников.

Для определения эффективности реализации плана проекта использовалась повторная диагностика, которая показала, что достигнуты ощутимые результаты. 7 детей показали высокий уровень, 11 детей – средний уровень и 4 ребенка – с низким уровнем.

Конечный этап

Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты, и мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по развитию экспериментирования.

Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ и родителей.

Используемая литература:

  1. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.Л.Васильевой- М.:Мозаика-синтез, 2011)
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург. 2006.
  3. Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду  Дошкольное воспитание. 1994. №7.
  4. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005.
  5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.
  6. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М., 2005.
  7. Рыжова Н.А. Программа  «Наш дом- природа». М., 2005.
  8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005.
  9. Рыжова Н.А. Волшебница-вода. М.,2005.
  10. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-эксперименты для детей второй младшей группы.

Игры-эксперименты для детей второй младшей группы....

Картотека игр-экспериментов для детей второй младшей группы

Поисково-познавательная деятельность во второй младшей группе детского сада....

Занимательные опыты и эксперименты для детей второй младшей группы

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы.

В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.Что как не опыт, может остаться в памяти ребенка проведенный...

Игра-эксперимент для детей второй младшей группы «Цветной снег».

Цель: формирование умения детей наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать элементарные выводы....

Игры- эксперименты деятельность во второй младшей группе

Игра-эксперимент  «Угадай на вкус» вторая младшая группаЦели: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по...