"Я и мой ребенок" (третье заседание)
материал

Серик Ирина Валерьевна

Третье заседание родительского клуба "Знаю ли я своего ребенка?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zasedaniya_3.docx46.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»

Конспект третьего заседания психологического родительского клуба

«Я и мой ребенок»

Разработали

Педагоги – психологи МАДОУ №1

Серик И.В.

Павлычева К.Б.

г. Приморско – Ахтарск

2019

Цель: Помочь родителям понять своего ребенка, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями поведения первенцев, средних, младших или единственных детей.
  2. Дать понятие важности самооценки ребенка.
  3. Познакомить родителей с особенностями детей экстравертов и интровертов.

Оборудование: проектор, ноутбук, эпиграф, аист на плакате, перья распечатанные, листы бумаги, ручки, презентация, бланк «Дерево с человечками», бланк теста «Лесенка» и разъяснения к нему, тест «Экстраверт – интроверт», видео «Что это?», музыка для релаксации,  доска, разделенная на 4 секции: единственый, старший, средний, младший, памятки о порядке рождения.

Ход клуба.

К.Б. Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на заключительном заседании нашего клуба в этом учебном году. На предыдущих двух заседаниях мы с Вами определили тип воспитания в вашей семье и  узнали особенности темперамента Ваших детей.

Сегодня мы продолжим тему «Знаю ли я своего ребенка?» и разберем как влияет порядок рождения на поведение и характер ребенка, узнаем, как важна адекватная самооценка для ребенка, и кто такие экстраверты и интроверты.

Упражнение «Аист»

У Вас на столах лежат перья, для того, чтобы нам четко понимать, чего же Вы хотите от посещения тренингов, предлагаю Вам написать на перышке «Что Вы ожидаете от сегодняшней встречи?» и подходить по очереди к аисту и, озвучивая свои пожелания, приклеивать перышки к крыльям и хвосту. Например, «Я хочу узнать о причинах поведения моего ребенка».

(Родители выполняют упражнение)

К.Б. Спасибо Вам за выполнение упражнения, каждый из Вас ставит перед собой свои цели, надеюсь, что наше заседание будет полезным для Вас.

К.Б. Предлагаю Вам выполнить второе задание. Все мы разные и обладаем, как положительными, так и отрицательными качествами. И это совершенно не значит, что ты плохой, а я хороший или наоборот, это значит, что мы разные и при формировании нашего характера на нас влияли разные факторы, которые и способствовали развитию положительных и отрицательных качеств.

Сейчас я предлагаю Вам написать по три отличительных качества вашей личности.

К.Б. Предлагаю Вам, кто желает озвучить свои  качества, но при этом скажите какой  Вы ребенок в семье. Мы на доске будем записывать качества Вашей личности. (Родители называют свои качества)

К.Б. Посмотрите, у нас получились портреты детей, рожденных в разном порядке, где-то есть одинаковые качества, есть различные. Хочу здесь оговориться. Порядок рождения – это один из факторов, влияющих на нашу личность. Наложение различных факторов развития влияет на формирование тех или иных качеств, поэтому это не значит, что именно младшие дети капризны, а старшие властны. Но порядок рождения – это один из значимых факторов.

Сейчас мы с Вами узнаем, причины поведения детей, рожденных в разном порядке и как нужно себя вести с детьми первенцами или детьми единственными в семье.

Данная теория была выдвинута психоаналитиком Альфредом Адлером. Он заметил, что даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей.

Первенец (старший ребенок).

Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона». Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием.

В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берет инициативу в свои руки.

Особенности воспитания Первенцы часто получают похвалы за успехи, но им также необходимо знать, что нет ничего страшного, если они преуспеют не во всем. Поэтому рассказывайте своим старшим о том, как вас когда-то не взяли в команду поддержки или уволили с первой работы – о любой ситуации, в которой вы пытались что-то сделать, но все получилось не так, как вы планировали. Обязательно подчеркивайте, что, в конце концов, все обернулось хорошо, и вы извлекли уроки из своих ошибок. Так вы убедите своего ребенка, что совершить несколько собственных ошибок совсем не страшно и даже полезно. Также запомните: пока старший ребенок маленький, его нужно больше хвалить. Но не за успех, а за что-то другое, не относящееся к теме достижений. И еще: не вините старшего за то, что младший что-то пролил или испортил – это не его ответственность.

Второй (средний) ребенок.

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.

Кроме того, средний ребенок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.

Особенности воспитания Средние дети более чувствительные, чем старшие. Их надо учить оценивать себя не по сравнению со старшим или младшим, а по сравнению с самим собой вчерашним (раньше не умел, а теперь научился). Нужно также всегда следить за тем, чтобы у среднего ребенка было свое пространство - свои игрушки, книжки, свои сокровища. Находите способы поместить его в центр внимания. Даже предложение самостоятельно выбрать ресторан или фильм, на который пойдет вся семья, имеет для них огромное значение.

Последний ребенок (самый младший).

Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона», и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Однако такая позиция зачастую наоборот делает ребенка более безответственным и легкомысленным, чем старшие дети, с ним больше проблем в плане воспитания и подчинения.

Особенности воспитания Важно с самого раннего возраста выделить младшему какую-то свою зону ответственности. Даже двухлетний малыш может убрать свои игрушки или покормить рыбок. Это придаст ему чувство значимости и взрослости, научит брать на себя ответственность. Если есть такая возможность, постарайтесь отдать младшего ребенка в развивающую группу или кружок, где он будет старшим. Это поможет ему научиться общаться с людьми не только из позиции маленького и опекаемого.

Единственный ребенок.

Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Особенности воспитания Единственные дети больше, чем другие, чувствительны к правилам и ожиданиям родителей. Они склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Они комфортнее чувствуют себя в компании взрослых. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы с раннего детства он проводил больше времени с ровесниками. Отведите его на игровую площадку, запишите в спортивную секцию, организуйте еще какую-нибудь совместную деятельность, чтобы он как можно больше общался с другими детьми.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Но следует заметить, что на стиль жизни во многом зависит и другое – стиль воспитания, который может быть индивидуальным для каждого ребенка в семье, окружение в котором оказывается ребенок и так далее.

К.Б. Предлагаю Вам выполнить следующее упражнение «Семья в виде домика».  Перед Вами лежат листы бумаги. Прошу Вас нарисовать свою семью в виде домика (так как это делают дети),  в котором каждый член Вашей семьи будет определенной частью дома. 

К.Б. Сейчас мы с Вами будем разбирать получившийся у Вас дом. Каждая часть дома, как Вам известно несет свою функцию, так и в Ваших рисунках, человек, которого Вы обозначили той или иной частью дома несет на себе определенную функцию, выполняет свою роль. Но верна ли эта роль Вы увидите исходя из интерпритации.

Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.

Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.

Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.

Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.

Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.

К.Б. Также, как и части дома, важен каждый человек в семье, Вы увидели кто и какую роль в вашей семье выполняет.

Если многие отметили старшие поколения

Если не отметили старшие поколения

Многие из Вас отметили в домике своих родителей и это замечательно, ведь семья – это не только мама, папа и дети. Семья – это Семь Я – это два дедушки, две бабушки, мама, папа и ребенок. И связь поколений крайне важна для полноценного развития детей и семьи в целом.

В Ваших домиках небыли отмечены бабушки и дедушки, а ведь семья – это не только мама, папа и дети. Семья – это Семь Я – это два дедушки, две бабушки, мама, папа и ребенок. И связь поколений крайне важна для полноценного развития детей и семьи в целом.

К.Б. Я Вам предлагаю посмотреть видеоролик о важности семейных взаимоотношений.

Видеоролик «Что это?»

К.Б. Я думаю, что этот ролик говорит нам о многом и мы должны проявлять терпение не только к своим маленьким детям, но и к своим уже не молодым родителям. Ведь не даром говорят: «что стар, что мал».

И.В. Обратите внимание на экран (на слайдах информация о  самооценке. Приложение 1)

Знаменитый психолог Э.Берн  придумал с одной стороны достаточно простую, а с другой стороны  очень точную классификацию типов личности. Он делил всех людей на «принцев» и «лягушек». «Принц» и «лягушка»- всего лишь психологические понятия.

«Принцами» он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать, строить планы, ставить цели  и успешно их достигать. «Лягушками» - людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и неспособных достигать успеха.

Причем, по мнению Э.Берна, все люди рождаются «принцами», и лишь потом в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращается в «лягушек».

Достаточно примитивная  и  не очень оптимистичная теория. Не правда ли? Но доля истины в ней есть. Ребенок приходит в мир чистым и свободным. А затем в его жизни появляются условия, правила, стереотипы, нормы, законы, носителями которых являются…? Кто? Правильно – родители! И из ребенка формируется ЛИЧНОСТЬ! Так какую все-таки личность формируете ВЫ? Хотите узнать? Тогда предлагаю Вам  определить уровень развития самооценки Вашего ребенка.

Для изучения самооценки детей используют так называемые проективные методики, которые не требуют от ребенка высокой концентрации внимания и каких-либо особых усилий, но дают достаточно достоверные результаты. Это несложные задания, которые вызывают у ребенка  интерес и любопытство.

Для изучения самооценки ребенка профессиональные психологи используют разные психодиагностические методы.

И.В. Я Вам предлагаю две, популярные методики, которые Вы в состоянии применить самостоятельно.

1. Методика самооценки «Дерево». (Раздаются бланки теста. Приложение 2). Этот тест, уважаемые родители, Вы опробуете на себе.  Посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки.  У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.

Красным цветом раскрасьте того человечка, который напоминает Вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение.

Зеленым -  раскрасьте того человечка, которым Вы хотели бы быть и на чьем месте Вы хотели бы находиться.

Зачитывается Ключ к тесту.

2. Методика «Лесенка» (авт. В.Г. Щур)

Родителям раздаются бланки теста, дается инструкция, и предлагается провести этот тест дома со своим ребенком. (Приложение 3) 

И.В. Характер вашего ребенка повлияет на всю его жизнь. Если вовремя разобраться, кто ваш малыш, экстраверт или интроверт, можно помочь ему добиться большего в карьере и собственном самосовершенствовании. Разберемся вместе в чертах характера вашего чада.

Слайды «экстраверт – интроверт» (Приложение 4) 

И.В. Интроверсия и экстраверсия являются психологическими способами адаптации человека к миру и зависят от врожденных особенностей центральной нервной системы, которые регулируют баланс между процессами возбуждения и торможения. Воспитание — основа основ. Крайности в воспитании могут способствовать тому, что ребенок вырастет закомплексованным и неуверенным в себе или дерзким и агрессивным. Следует идти средним путем и помнить, что детям нужна властная забота.

Родителям, с помощью теста, предлагается определить к какому типу относится их ребенок: ЗАСТЕНЧИВЫЙ? ИНТРОВЕРТ? ЭКСТРАВЕРТ? (Приложение 5)

 Интерпретация зачитывается вслух.

Ключ. Больше А: У вас растет настоящий экстраверт. Ему необходимо присутствие других людей. Экстраверт легче заводит знакомства, более общителен. Но часто он остается пустым внутри, занимаясь всем подряд и находясь в центре внимания. Экстраверты в стрессовых ситуациях подвержены депрессии и авариям.

Экстраверт притягивает своей общительностью и неиссякаемой энергией. Они очень активны, но порой поверхностны: знакомятся с десятком людей и не помнят ни одного имени. Экстраверты — это люди, бросающие вызов трудностям, но часто не доводят дело до конца. Могут быть подвержены влиянию рекламы.

Больше Б: Ваш ребенок  знает, что такое стесняться. Ему очень хочется дружить с ребятами, но он боится быть осмеянным. Поддержите его, подойдите к компании сверстников вместе с малышом, спросите: «Можно мы с вами поиграем?» На первых порах будьте рядом с ребенком, чтобы он чувствовал вашу поддержку. В гостях не ругайте малыша прилюдно за стеснительность. Просто скажите громко: «Вася пока стесняется. Он немного освоится — и тогда расскажет вам о себе».

Больше В: Ваш ребенок, скорее всего, относиться к категории интровертов, то есть детей, которые  не имеют потребности в общении. Заставлять его подружиться с другими детьми не нужно, поскольку директивные методы в этом деле абсолютно не действенны. Однако, каждый раз, когда ребенок захочет хоть чуть-чуть поиграть с детьми – хвалите его за проявление инициативы. Также, чаще рассказывайте ему сказочные истории о том, что верные друзья всегда придут на помощь в любой трудной жизненной ситуации. Интроверт невероятно чувствителен и глубок, неравнодушен к чужому горю. Он внимателен даже к мелочам. Для него нет неважного. Поначалу интроверт всё больше молчит. Когда же начнет говорить — знайте: он Вам доверяет. Из минусов — в стрессовых ситуациях интроверт может быть уязвим перед болезнями.

ИТОГ:  Все люди разные. Вряд ли Вы сможете переделать нервную систему. Научите ребенка жить, не стесняясь себя и своих индивидуальных особенностей. Мы постараемся помочь вам в этом.

К.Б. Мы подошли к завершению нашей встречи. Закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю своего ребенка, даже если его поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».

Откройте глаза.

Обсуждение: Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

К.Б. Любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.

К.Б. Нам очень важно, что Вы участвовали в заседании наших клубов и нам бы хотелось получить по итогам года обратную связь. Ответьте, пожалуйста на листиках, которые лежат у Вас на столах, всего на два вопроса:

Я узнал (а), что …..        Было интересно……

Приложение 1

Слайды «Самооценка»

Приложение 2  

 

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево с человечками» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Если вы выбрали позицию №1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас, как целеустремлённого человека, который не боится никаких препятствий и преград.

 Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы - общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям

 Выбор человечка под номером 4 обозначает вас, как человека с устойчивой жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей

 Номер 5 - вы часто бываете утомлены, слабы, у вас не большой запас жизненных сил

 Выбор пал на человечка под номером 9 - вы весёлый человек, любящий развлечения

 Номер 13 или 21 - вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и не любите обильного общения с людьми

 Номер 8 - вы любите уходить в себя, размышлять о чём-то своём и погружаться в собственный мир

Итак, если вы выбрали номер 10 или 15 - у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии

 Номер 14 - вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего подвержены внутреннему кризису

 Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы - прирождённый лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому

 Выбор пал на человечка номер 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, Вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает - в таком случае вы склонны расценивать себя, как человека, окружённого вниманием.

                                       

Приложение 3

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «красивый - некрасивый». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Ключ:

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же, либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Приложение 4

Слайды «Интроверт-экстраверт»

Приложение 5

Уважаемые родители!

Выберите один из трех вариантов ответа, который наиболее соответствует поведению вашего ребенка.

1. Ваш ребенок строит куличики в песочнице, когда в нее приходит мальчик примерно того же возраста. Вы предлагаете малышу познакомиться . Ваш ребенок:

 А) Радостно машет мальчику рукой: «Привет! А как тебя зовут?»

Б) Отрицательно мотает головой и поскорее прячется за вашу спину.

В) Не понимает, зачем ему нужно знакомиться.

2. Кроха недавно начал кататься на роликах. На прогулке к нему подъезжает незнакомая девочка на пару лет старше и предлагает помочь, проехать пару кругов с ним за руку. Ваш ребенок:

А) Охотно берет девочку за руку, спрашивает, как ее зовут, в концу катания они уже лучшие друзья.

Б) Едет с ней за руку, краснея. Вы видите, что у него получается еще хуже, чем раньше.

В) Удивленно пожимает плечами и отказывается от помощи.

 3. Как правило, в играх во дворе или в группе детского сада  ваш кроха…

А) Заводила — больше половины идей исходят именно от него.

Б) Оказывается на второстепенных ролях.

В) Предпочитает гулять один — у него свои собственные игры.

 4. Вы всей семьей собираетесь на пикник и предлагаете ребенку пригласить с собой его друзей. Он:

 А) Закричит «Ура!», и через пару минут половина двора уже будет ходить в официально приглашенных.

Б) Обрадуется, но попросит взять только двоюродного брата или сестру.

 В) Наморщится — он бы предпочел поехать без друзей.

5. Летом вы приехали в деревню. Через неделю ваш ребенок…

 А) Знаком со всеми детьми из соседних домов.

Б) Ходит за вами хвостом, на улицу без взрослых не показывается, хотя очень внимательно следит за девочкой в соседнем огороде.

В) Катается на качелях, велосипеде, гуляет возле дома, помогает вам рыхлить грядки, но не делает попыток с кем-то познакомиться.

6. Вы вызвали домой мастера по ремонту компьютера. Он  просит ребенка: «Мальчик, подай мне, пожалуйста, вон ту отвертку». Ваш малыш…

 А) Подаст отвертку, засыплет мастера вопросами о ремонте компьютера и поделится своим опытом.

Б) Покраснеет, смущаясь, протянет отвертку и тут же убежит к маме.

В) Молча подаст отвертку и продолжит с интересом наблюдать за действиями мастера.

7. Вы  пришли в гости к незнакомым для ребенка людям. Он:

А) Быстро освоится и сообщит всем, что его зовут Вася, ему 5 лет и он любит мороженое с шоколадом.

Б) Испугается новых людей и ни на секунду не отпустит вашу руку.

 В) Спокойно сядет на диван и займется взятой из дома игрушкой.

 А теперь подсчитайте, каких букв у вас получилось больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О РЕБЕНКЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ЕГО?»

Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком....

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О РЕБЕНКЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ЕГО?»

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О РЕБЕНКЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ,ЧТОБЫ  ПОНИМАТЬ ЕГО?»Цель:привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам вз...

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...

Развитие речи ребенка третьего года жизни (консультация для родителей)

Советы родителям по развитию речи малыша 2-3 лет....

Школа семьи «Учимся понимать своего ребенка» Тема: «Основные психологические особенности ребенка третьего года жизни»

К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от ...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия  формы  для детей 3-го года жизни...