Семинар с элементами коммуникативного тренинга "Самоосознание"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чуксина Екатерина Сергеевна

Цель – повышение психолого-педагогической компетентности через осознание и развитие  собственных коммуникативных качеств и умений.

Задачи:

  1. Выявить и оценить качества, важные для межличностного общения.
  2. Развивать способность к  «Я-высказыванию».
  3. Развивать умение слушать.
  4. Повысить групповую сплоченность.

Контингент: педагоги.

Количество участников: 10-12 человек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар с  элементами коммуникативного тренинга

Цель – повышение психолого-педагогической компетентности через осознание и развитие  собственных коммуникативных качеств и умений.

Задачи:

  1. Выявить и оценить качества, важные для межличностного общения.
  2. Развивать способность к  «Я-высказыванию».
  3. Развивать умение слушать.
  4. Повысить групповую сплоченность.

Контингент: педагоги.

Количество участников: 10-12 человек.

План тренинга.

  1. Знакомство. Игра «Имя в движении».
  2. Беседа об актуальности  вопроса развития коммуникативных качеств и умений.
  3. Диагностика оценки коммуникативных умений.
  4. Упражнение «Качества, важнейшие для межличностного общения»
  5. Упражнение «Я-высказывание».
  6. Упражнение «Продолжи искреннее».
  7. Упражнение на умение слушать.
  8. Рефлексия занятия.

Время занятия: 1-1,5 часа.

Ход тренинга.

Педагог: Сегодня мы начнем нашу встречу с необычного и интересного упражнения. Я предлагаю нам поближе познакомиться. Для этого мы поиграем в игру, которая называется «Имя в движении». Участники встают в круг, каждый по очереди произносит свое тренинговое имя и показывает любое простое движение, которое больше всего соответствует его характеру. Все участники громко повторяют имя и движение участника. И так все по очереди еще раз знакомятся.

       В современной образовательной ситуации требуются квалифицированные педагогические кадры, способные решать нестандартные профессиональные задачи средствами своей деятельности. Одной из главных форм педагогической профессии выступает коммуникация, или общение педагога с воспитанниками. Помочь специалисту овладеть средствами эффективного воздействия на обучающихся как основой продуктивного взаимодействия в новой образовательной парадигме составляет приоритетную задачу в подготовке будущего педагога к профессиональной деятельности. В связи с этим важным становится вопрос и повышении качества общения между педагогами и учащимися, который невозможно решить без повышения психолого-педагогической компетентности в области развития коммуникативных качеств и умений.

      Вопросы к участникам:

  1. В чем важность развития коммуникативных качеств и умений?
  2. Есть ли связь между такими качествами педагога и качеством обучения детей? Если есть, в чем вы ее видите?
  3. В чем главная проблема общения педагогов и учащихся?

Тест оценки коммуникативных умений

Назначение теста

Понятие "коммуникативные умения" включает в себя оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Методика предназначена для проверки этих качеств.

Инструкция к тесту

"Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник".

Тестовый материал

 

 

  1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.
  2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
  3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.
  4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
  5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
  6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги.
  7. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.
  8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
  9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.
  10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
  11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
  12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
  13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
  14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается по сторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
  15. Собеседник делает выводы за меня.
  16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
  17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
  18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит.
  19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
  20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

Интерпретация результатов теста

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.

70%-100% – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40%-70% – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10%-40% – Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.

0%-10% – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

1. «Качества, важнейшие для межличностного общения»

Инструкция: «Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руководствуясь своим собственным представлением о себе (а не тем, что могли сказать ему другие люди); если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо – ставит 1, если данное качество полностью, без сомнения, свойственно – ставит 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.

Перечень качеств

Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же как они, воспринимать поступки с их же позиций.

Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.

Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Конкретность – отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.

Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.

Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, – поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям.

Принятие чувства: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.

Конфронтация: умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным сознанием своей ответственности; в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания».

Затем группа выполняет общее задание: в течение 30 минут нужно проранжировать эти качества в зависимости от их важности. Группа должна совместно решить, какое качество самое важное в межличностном общении. Решения группы записываются. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. По истечении 80 минут работа группы прерывается, независимо от того, какая часть задания будет выполнена.

Обсуждение: группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совместных Поисков, которые зачитываются. Каждый участник, руководствуясь этими правилами в течение 1 – 2 минут, говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, поступки, чувства участников, а не содержались соображения, продолжающие дискуссию о качествах. Через несколько минут ведущий прерывает говорящего и сновазачитывает Правила. Он предлагает группе решить, удалось ли выступавшим следовать этим правилам и напоминает, что следующим нужно помнить о них.

Правила совместных поисков

       Говори о том, что происходит в группе «здесь и теперь», т. е. о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы.

     Учись доверять своим субъективным ощущениям,

они более ценны чем теоретические и общие рассуждения.

     Старайся быть открытым, когда говоришь или слушаешь других {результаты зависят от того, насколько каждый член группы сможет говорить о своих чувствах по поводу всех остальных, насколько он будет заинтересован в информации о том, как его воспринимают, несмотря на все трудности и неприятности, связанные с этим.

     Не избегай риска. Если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного.

     Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

      Часто причиной неконструктивного общения является использование собеседниками Ты-высказываний.

   Ведущий объясняет разницу между Я – высказыванием и Ты – высказыванием. Например, использование в речи Я – высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я – высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацелено, как Ты – высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел домой в 11 часов вечера!»). Если мы используем Ты – высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я–высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить. Ведущий просит составить Я – высказывания для предложенных ситуаций.

   Все садятся в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому у частнику и просит вытащить карточку. Участник читает вслух текст карточки и старается без раздумывания продолжить мысль, начатую в тексте, максимально искренне. А остальные, про себя, решают, насколько он искренен. Когда человек закончит говорить, те, кто сочли его речь искренней, молча поднимают свою руку. Если большинством высказывание признается искренним, то говорившему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубь круга. Тому, чье высказывание непризнанно как искреннее, дается еще попытка. Обмен мнениями запрещен, но разрешается задать один вопрос говорящему от каждого. Когда все сумеют высказаться искренне, ведущий просит: «Каждому сделать выдох, затем медленно – глубокий выдох, и задержать дыхание, пока я говорю. Теперь на выдохе надо выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов – издать резкий звук, все, что угодно. Вперед!». После такой голосовой эмоциональной «разрядки» людям становится весело.

Текст карточек-высказываний:

В обществе лиц противоположного пола я чувствую себя…

У меня немало недостатков. Например…

Бывало, что близкие люди вызывали ненависть. Однажды, помню…

Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню…

Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты. Например…

Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я…

Чего мне по-настоящему хочется, так это…

Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню…

Однажды мне было обидно и больно, когда родители…

Ведущий: причиной конфликтов в общении может стать неумение слышать участника. Испорченный телефон»

Цель: демонстрация участникам тренинга приёмов слушания.

Задание: передать услышанную информацию своему партнеру по общению.

Инструкция: давайте вспомним детскую игру «Испорченный телефон». Поиграем в нее... А теперь ещё один вариант: все участники группы выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которых должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как можно точнее выразить содержание. Затем ведущий зачитывает текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему, тот — следующему и т. д.

Вариант письма:

«Дорогой Василий! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь домой. О Варе ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у неё скверные, и я не знаю, чем все это кончится».

Вариант информации к размышлению:

«В толпе у двери — хорошо одетой толпе, состоявшей из семей докторов и адвокатов, биржевых дельцов и представителей всех бесчисленных профессий, достойных крупной буржуазии. —Петровых было не больше 20 процентов, но тете Вале все казались Петровыми, — да и разница между теми и другими была невелика, — она всюду видела свою собственную плоть и кровь».

Для телефонограммы текст составляется таким образом:

— должно быть три-четыре сложносочиненных и сложноподчиненных предложения;

— должны быть цифры, имена собственные, указания на время, значимые и незначимые детали.

Примечание: если текст при передаче от одного участника к другому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становится бессмысленным, так как передача его становится слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает весь текст заново.

Анализ упражнений:

1. В чем отличие умения слышать от умения слушать?

2. От чего зависит активность слушания?

3. Какие условия надо соблюсти, чтобы услышать или быть услышанным?

Рефлексия занятия. (каждый участник получает мяч по кругу и отвечает на вопрос). Чем было полезно занятие? Какие трудности вы почувствовали? Что было легко? Что произвело сильное впечатление?

Екатерина Сергеевна Чуксина

Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад «Улыбка» города Жиздры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на практическом семинаре по теме: «Коммуникативное общение с детьми»

Вербальные и невербальные средства коммуникации. Что включает в себя невербальное общение. Запаведи для родителей....

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ . Семинар с элементами тренинга для педагогов (с презентацией)

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ .Семинар с элементами тренинга для педагогов (с презентацией)Аудитория: педагоги ДОУВедущий: педагог – психолог Стырова Е. В.Цель: Изучение проблемы педагогического...

Семинар с элементами коммуникативного тренинга «Психология конфликта»

Семинар с элементами коммуникативного тренинга для педагогов дошкольного образования «Психология конфликта». Цель: формирование навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Данная...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА «Внутренний мир дошкольника»

Развивать у педагогов умение осознавать свои сильные и слабые стороны в общении с детьми, определять существующие проблемы, которые можно разрешить, создавать в группе атмосферу доброжелательности....

Комплекс утренней гимнастики для средней группы «Заячья зарядка» с элементами коммуникативной игры

Цель: - закрепить комплекс общеразвивающих упражнений,- содействовать активизации речевой и познавательной деятельности;- способствовать развитию двигательных возможностей ребёнка....

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях как элемент коммуникативной культуры.

Аннотация: В данной статье описывается важность роли пальчиковых игр, способствующих становлению и развитию мелкой моторики, выразительности и эмоциональности речи, артикуляционных, голосовых и мимиче...