Семинар с элементами коммуникативного тренинга «Психология конфликта»
методическая разработка по теме

Семинар с элементами коммуникативного тренинга для педагогов дошкольного образования «Психология конфликта». Цель: формирование навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Данная разработка позволяет познакомить с классификациями типов конфликтов, со способами выхода из конфликтных ситуаций и отработать умения конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 «Солнышко»

Семинар с элементами коммуникативного

тренинга «Психология конфликта»

Подготовила:

педагог – психолог

Кретинина Инга Александровна

Сургут, 2014

Цель: формирование навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи:

1.Познакомить с классификациями типов конфликтов.

2.Познакомить со способами выхода из конфликтных ситуаций.

3.Отработать умения конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Ход:

Приветствие.

Игра  «Я  сегодня  вот  такая»

Цель: Знакомство участников семинара друг с другом.

Круг. Каждый  по  кругу  по  очереди  выходит  на  шаг  вперед  и  говорит  «Здравствуйте, (говорит  имя),  я сегодня  вот  такая  (показывает  движением). Все  повторяют  «здравствуйте  (имя), ты  сегодня  вот  такая» повторяет  её  движение.

Сегодня  мы  с вами  поговорим  о  способах  выхода  из конфликта, конфликтных  типах  личностей.

«Старинная английская игра»

Цель: настроить участников на основную тему работы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.

Оборудование: Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Ведущий заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.).

Ход: 

Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Ведущий включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д.

Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, ведущий задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить ведущий в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.).

-Тема сегодняшнего мероприятия «Психология конфликта». Каждый из вас мы думаем неоднократно в своей жизни сталкивается с конфликтами, конфликтными ситуация.

- Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов (English Thesaurus, 2001) дает такие сходные понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

В настоящее время, в связи с возрастающим интересом к теме «конфликты», появляется все больше и больше книг, статей, посвященных проблеме причин возникновения, особенностей протекания и способов выхода из конфликтных ситуаций. Однако, к сожалению, общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъяснила природу их возникновения и влияния на развитие общества, не существует. Как, впрочем, не существует и единой классификации, тем не менее большинство авторов (Гришина Г.В., 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А., 2000, Bruno F.J., 1986; Colman A.M., 2001 и др.) выделяет следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

- Предлагаю вам определить ваш тип реагирования в конфликтной ситуации. Для этого предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

Тест «30 пословиц»

Цель: определение типа реагирования участников в конфликтной ситуации.

Инструкция к тесту:

«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.

Оценка 3 не должна использоваться вовсе.

Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экзамена". За советами обращаться к вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».

После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.

Интерпретация

1-й тип - «черепашка». У людей такого типа - большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.

2-й тип - «акула». Для людей этого типа главное - их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» - надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.

3-й тип «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.

5-й тип «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

Каждый из типов использует свой способ выхода из конфликтной ситуации. К. Томас выделяет следующие способы выхода из конфликтных ситуаций:

  • «акулы» чаще используют соревнование;
  • «черепашки» — уклонение;
  • «медвежата» — приспособление;
  • «лисы» — компромисс;
  • «совы» — сотрудничество.

Задание: Соотнести способы выхода из конфликтных ситуаций с типами.

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и к своим собственным. В соответствии с этой моделью К.Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации (рис. 2).

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Условия применения, сущность, недостатки каждого стиля описаны (табл. 2).

Таблица 2

Способы регулирования конфликтов

Стиль

Сущность

стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

1

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб другому

Исход очень важен.

Обладание определенной властью.

Необходимость срочного решения

При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины;

 непопулярность;

испорченные отношения

2

Уклонение

Уход от ответственности за решения

Исход не очень важен. Отсутствие власти.

Сохранение покоя.

Желание выиграть время

Переход конфликта в скрытую форму

3

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого.

 Желание сохранить мир.

Правда на другой стороне. Отсутствие власти

Вы уступили.

Решение откладывается

4

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть.

Взаимоисключающие

интересы.

Нет резерва времени.

Другие стили неэффективны

Получение только половины ожидаемого.

Причины конфликта полностью не устранены

5

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Есть время.

Решение важно обеим сторонам.

Четкое понимание точки зрения другого.

Желание сохранить отношения

Временные и энергетические затраты.

Негарантированность успеха

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.

Упражнение «Достойный ответ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Ход:

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены в приложении).

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению. Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Игра  «Невидимая  связь»

Оборудование: моток  прочных  толстых  нитей.

Ход:

Ведущий  просит  участников  игры  встать  в  круг  на  расстоянии  вытянутых  рук  и  закрыть глаза. Сам  ведущий  заходит  внутрь  круга  и  рассказывает  вводную  историю.

«Известно, что  давным-давно на  свете  жил  один  удивительный  человек. У  него  были  длинные  седые  волосы  и  борода, поэтому  многие думали, что  он  стар  и  мудр. Другие  же  видели  озорной  блеск  его глаз и говорили, что  он  молод. Этот  человек  умел  то, чего  не  умели  другие. И  люди  называли  его  мудрецом. Никто  не  знал, откуда  он  пришёл, но  говорили, что  раньше  он  был  обыкновенным  человеком, таким  как  все.

Менялись  поколения, а  мудрец  все  жил  среди  людей. И  они  ощущали  себя  под  его  защитой. И  вот  пришел день,  когда  мудрец  отправился  в  путь.  Он  обошёл  всю Землю, и  узнал  многих  людей. И  удивился  мудрец, насколько  разными  были  эти  люди, их  характер, привычки, желания  и  стремления. «Как  непросто  всем  уживаться  друг  с  другом», - думал мудрец. «Что  бы  такое  предпринять?» – размышлял  он.

И  тогда  мудрец  сплел  длинную  тончайшую  нить. Задумал  он  обойти  добрых  сердцем  людей  и  связать  их этой  тончайшей  чудесной  нитью…»  

Далее  ведущий  продолжает  рассказывать  историю, обходя  каждого  участника  игры  и  вкладывая  ему  в руки нить.

«Воистину  нить  - эта  была  уникальна. Гладкая, тонкая, она  была  совершенно  незаметна  для  человека, но, несмотря на  это, влияла  на  его  взаимоотношения  с другими  людьми. Те, кому  мудрец  передал  чудесную нить, стали  добрее, спокойнее, терпеливее. Они  стали  более  внимательно  относиться  друг  к  другу, стремились  понять  мысли  и  чувства  ближнего. Иногда  они спорили, но, о  чудо, нить  натягивалась, но  не  рвалась.

Иногда  они  ссорились, и  нить  разрывалась, но  при  примерении  оборванные  концы  связывались  вновь. Такой  узелок  напоминал  о  прошлой  споре.

Что  сделали  люди  с  подарком  мудреца? Кто-то  бережно  берег, передавая  тайну  из  поколения  в  поколение. Кто-то, не  ощущая  присутствия  нити, оставлял  на  ней множество  узелков, да  и  характер  его  постепенно  менялся  и  становился  «узловатый».

Но  главное, у  каждого  появилась  способность  протягивать  невидимые  нити  к  тем, кого  он  считал  близкими и друзьями, соратниками  и  партнерами». 

Ведущий  на  последнем  участнике игры, стоящий  в кругу,  отрезает  нить и  завязывает  концы. Таким образом, нить  образует  замкнутый  круг.

- Дорогие  друзья! – обращается  ведущий.

- Сейчас  вы  ощущаете  в  своих  руках  чудесную  нить, подарок  мудреца. Давайте  проверим, что  может  произойти, если каждый  потянет  её  на  себя. Она  натянется и  станет  «резать»  руки. Такие  отношения  некоторые называют   «натянутыми».

- А  если, - продолжает  ведущий, - кто-то  потянет  нить на  себя,  а  кто-то  не  станет  этого  делать? Что  будет, давайте  попробуем….

Равновесие  круга  нарушается. Кто-то  оказывается  в  более  устойчивом  положении, а  кто-то  совсем  в  неустойчивом. О  таких  ситуациях  говорят:  «Он  тянет  одеяло на  себя».

Некоторые  люди, - продолжает  ведущий, - предпочитают надевать  эту  нить  себе  на  шею. Попробуйте. Тех,  кто сейчас  сделал  это, наверное, ощутили, как  больно  нить режет  шею. В подобных  ситуациях  люди  говорят: «посадил  себе  на  шею».

- Разные  эксперименты  можно  проводить  с  этой  нитью, продолжает  ведущий, - многие  люди  посвящают  этому целую  жизнь. Натянут, разорвут, завяжут  узел, натянут  на шею, или вообще отпустят. Не на то  рассчитывал  мудрец, делая  людям  чудесный  подарок. Давайте  сейчас  найдем  такое  положение  и  натяжение  нити, которое  для  всех  будет  наиболее  удобным. И  запомним  это  состояние  каждой  клеточкой  нашего  тела.

Вопросы:

  • Каковы  ваши  впечатления  от  соприкосновения  с  чудесной  нитью, подарком  мудреца?
  • Что  было  легко, а  что  трудно, в  этой  игре?
  • Чему  эта  игра  может  научить?

Выводы: Всегда  есть  нечто, что  объединяет  людей. Ощущение  связи помогает  установить  доверительные  отношения  в  коллективе. Комфортность  взаимоотношений  зависит  от  того, в  каком состоянии  находится  нить, натянутым  или  свободным. Экспериментируя  с  натяжением  нити, мы  символически проживали  различные  типы  взаимоотношений  друг  с другом. Среди  членов  коллектива  бывают  разные  эпизоды  в общении. Главное, чтобы  ни  происходило, уметь  восстанавливать  комфортное  состояние  нити.

Список литературы:

  1. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: 1996.
  2. Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: 1993.
  3. Разрешение конфликтов: Тренинги / С. Барановский, Е. Вотчицева, Л. Зубелевич и др.–Мн.:1999.
  4. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.
  5. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2000.
  7. Тренев Н. Н. Управление конфликтами: Учебно-практическое пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 2001.
  8. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА «Внутренний мир дошкольника»

Развивать у педагогов умение осознавать свои сильные и слабые стороны в общении с детьми, определять существующие проблемы, которые можно разрешить, создавать в группе атмосферу доброжелательности....

Семинар- тренинг психолога «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки....

Семинар с элементами коммуникативного тренинга "Самоосознание"

Цель – повышение психолого-педагогической компетентности через осознание и развитие  собственных коммуникативных качеств и умений.Задачи:Выявить и оценить качества, важные для межличностног...

Семинар-тренинг психолога для педагогов "Вопросы адаптации ребенка в ДОУ"

Адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются....

Семинар - практикум с элементами тренинга психолога для родителей: «Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей»

Цель:- повышение родительской компетентности в понимании воспитания детей дошкольного возраста, ознакомление присутствующих со стилями общения в семье;- формирование ответственного отношения роди...

Семинар с элементами игрового тренинга «Мастерство публичных выступлений»

Ораторские умения являются важной составляющей поведенческого компонента имиджа, поскольку деятельность педагога связана с публичными выступлениями на праздниках, родительских собраниях, конференциях,...

Семинар - практикум с элементами тренинга психолога для родителей: «Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей»

Цель:- повышение родительской компетентности в понимании воспитания детей дошкольного возраста, ознакомление присутствующих со стилями общения в семье;- формирование ответственного отношения роди...