Развивающая предметно-пространственная среда как фактор ФЭМП у дошкольников
статья на тему

Емельянова Татьяна Владимировна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.sovete.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда

как фактор ФЭМП у дошкольников

Воспитатель: Емельянова Т.В.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Зачастую в непосредственной непрерывной образовательной деятельности дети затрудняются увеличивать и уменьшать числа, решать логические задачи, разгадывать ребусы, что свидетельствует о недостаточном уровне развития логического мышления, а в будущем вызовет затруднение в обучении математике в школе.

ФГОС ДО выдвигает общие требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, такие как: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной»

Важным условием в организации развивающей среды я считаю отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования. Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом. Педагогу необходимо своевременно изменять предметно-игровую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка.

Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

 Таким образом, проблема создания предметно-развивающей среды в группе, с целью формирования элементарных математических представлений актуальна в наше время. А это значит, что перед нами как перед педагогами встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике. Решить его можно через оформление групповой комнаты, можно донести до детей полезную информацию, способствующую формированию элементарных математических представлений. Преимущество такого решения заключается в том, что такая форма работы не занимает много времени, информация всегда доступна для детей и позволяет знакомить их с материалами по математике в простой и доступной форме.

Цель: создание условий для математической деятельности детей.

Задачи:

1. Формировать качества личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой: целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.

2. Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе;

3. Воспитывать у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;

Все эти задачи по развитию у детей математических способностей. Это позволяет не только знакомить детей с информацией через оформление математического уголка, но можно их привлечь к изготовлению дидактических пособий для занятий по математике или посильной помощи в оформлении математического уголка.

      В группе можно организовать уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. В оформлении уголка могут использоваться увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математики, детской художественной литературы. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, полочки, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым предоставить детям возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. На столике можно поместить игры по направлениям:

• логическое мышление;

• цвет, форма, размер;

• сравнение;

Следовательно, организация уголка занимательной математики качественно решает вопросы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

  Неотъемлемой частью работы по формированию элементарных математических представлений является работа с родителями.

Для информирования родителей по данной теме, можно оформить уголок «Занимательная математика». В этом уголке можно расположить следующие  рубрики:

• «Отгадай-ка»;

• «Веселый счет»;

• «Лабиринты»;

• «Ребусы, головоломки».

В рубрике «Отгадай-ка» разместить загадки на логическое мышление, рифмованные задачи.

 В рубрике «Весёлый счёт» можно найти: считалки, пальчиковые игры, задания на закрепление числового ряда, порядкового счёта.             В «Лабиринте» предлагаются задания на ориентирование в пространстве, которые формируют внимательность, усидчивость, воображение.

   В рубрике «Ребусы»: математические ребусы, различные головоломки на логику, которые развивают логическое мышление, память

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности воспитанников, использую фланелеграф, магнитную доску, счетные палочки.

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности.

В настоящее время в практике работы по формированию элементарных математических представлений широко использую разнообразные формы работы. Это игры, игровые упражнения, математические викторины, решение логических задач, разгадывание ребусов. Наиболее эффективной формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Наиболее часто используютследующие игры: геометрическое лото, «Колумбовое яйцо», квадрат «Воскобовича», блоки «Дьенеша». Дидактические можно организовать во время непрерывной непосредственной образовательной деятельности, а также при проведении математических конкурсов, в свободной игровой деятельности. Использование игр формирует основные представления о геометрических фигурах, о форме, цвете, размере.

Хочется подробно остановиться на использовании в педагогической деятельности блоков Дьенеша. Используют блоки Дьенеша для развития логического мышления, что позволяет тренировать у детей внимание, память, восприятие. Благодаря логическим блокам, дети овладевают мыслительными операциями и действиями. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

Логические блоки Дьенеша - это фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, красного, синего и желтого цветов). Также применяю карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.

В процессе занятий детям предлагают разнообразные задания на развитие восприятия цвета, формы, размера.

Таким образом, использование блоков Дьенеша, формирует элементарные математические представления детей дошкольного возраста, что способствует их интеллектуальному развитию, а соответственно, в будущем успешному обучению в школе. Для успешного обучения детей дошкольного возраста математике результативно используют головоломки. Задача головоломки состоит в построении различных геометрических фигур и схематических изображений людей, растений, животных.

Я хочу рассказать о некоторых типах головоломок, которые вызывают наибольший интерес у детей. Одна из них «Колумбово яйцо» - это овал, разрезанный на 10 частей. Часть геометрических фигур - это треугольники, другая часть это - треугольники с одной округлой стороной, а третья часть - трапеции с одной округлой стороной. Такие геометрические формы позволяют составлять силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое воображение. Математическую игру-конструктор «Колумбово яйцо» используют во время проведения занятий познавательного цикла, а так же для индивидуальной работы. Для развития логического мышления у детей, мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики, применяю в практической деятельности игру - конструктор «Квадрат Воскобовича». На квадратную основу наклеены треугольники из плотного картона. Дети складывают квадрат по линиям сгиба в разных направлениях для получения различных фигур по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения миллион. Из этого квадрата складываем различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу "оригами", трансформируемые в объемные формы. Эта игра явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...