«Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Вельская Надежда Георгиевна

Работа с родителями является ключевым элементом  в реализации программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре по программе      духовно – нравственного развития « Социокультурные истоки» в дошкольных образовательных организациях города Когалыма.

Работа с родителями является ключевым элементом в реализации программы.

Тема: «Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении.

                                        Сообщение подготовила

                  воспитатель МАДО «Сказка» Вельская Н.Г.

Духовно- нравственное развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов. Немало важную роль среди них играет окружающая среда и, прежде всего семья, где воспитывается ребенок, а также образовательное учреждение, которое он посещает.

Осознавая этот факт, что решающую роль в духовно- нравственном развитии ребенка играет его семья, авторы программы «Социокультурные истоки»  пришли к пониманию того,  что Семья и дошкольная организация, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать, во имя полноценного развития ребенка.

Работа с родителями является ключевым элементом в реализации программы.

По взаимодействию дошкольной образовательной организации  и Семьи программа ставит цель:

 решает следующие задачи:

  • Объединение усилий дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у детей системы духовно- нравственных социокультурных  ценностей;
  • Обеспечение психолого - педагогической поддержки Семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно – нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;
  • Обеспечение родителей социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности ребенка, начиная с дошкольного возраста.

С  целью повышения педагогической культуры родителей программа предусматривает нетрадиционные формы работы с родителя и детьми.      

Данная работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Система занятий с родителями по программе «Моя семья».  Она включает в себя планы занятий и систему активных форм обучения. В течение 4 лет совместной работы педагогов с родителями предлагается проведение 20 занятий (5 занятий в течение каждого года). Они проводятся с родителями  дошкольников, начиная с 3-4-летнего возраста. Занятия организуются в вечернее время, что дает возможность всем родителям принять в них активное участие.

Каждое занятие имеет определенную структуру.

                                                                               

Темы занятий:

- Для родителей  детей 3-4 лет: «Имя моего ребенка», «Доброе слово», «Любимый образ», «Добрый мир», «Добрая книга»

- Для родителей детей 4-5 лет: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово», «Светлый праздник»

- для родителей детей 5-6 лет: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»

- для родителей детей 6-7 лет: «Сказочное слово», «Напутственное слово в семье», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».

                                                                                       

Разработка «Моя семья» основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый (родитель, педагог) становится в активную позицию в воспитании детей. Это способствует освоению единой системы ценностей родителями и детьми, организации эффективного общения, активного взаимодействия между взрослыми и детьми.

Занятия с родителями проводятся в благоприятной для общения, доверительной обстановке. Педагог организует работу в  паре, в четверке, микрогруппе, что способствует приобретению коммуникативных и управленческих навыков. Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения. Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса способствуют появлению взаимного доверия у воспитателей и родителей. Каждый имеет возможность обменяться знаниями, опытом, чувствами и прийти к пониманию того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических проблем.

                                                 

2.Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста.                              

Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе

                                                         

В книгах содержится система ценностей и категорий, которые необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми.

 В них содержатся произведения разных жанров: стихотворения, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Родители, благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Это является основанием для развития между ними теплых доверительных отношений, появлению мотивации к взаимодействию

Книги подготовлены в соответствии с изучаемыми темами: (Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд для души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции, Слово, Образа, дела и праздники).

 В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе.

Одна из главных задач программы - организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми, и следует помнить, что родители являются первыми педагогами своего ребенка.

Каждая  из книг для развития начинается со Слова к родителям и заканчивается заданиями, которые направлены на активное взаимодействие взрослых и детей (Поразмышляйте вместе с детьми…).

В них включены задания трех уровней сложности:

- Направленные на воспроизведение  информации: «Расскажите вместе с детьми сказку по опорным словам», выучите понравившуюся колыбельную песню», и.д.;

- Направленные на преобразование имеющихся знаний: «Поразмышляйте вместе с детьми и выберете качества, которые помогли Данилушке стать настоящим мастером»;

- Направленные на творческий поиск: «Придумайте вместе с ребенком продолжение истории».

Задания, помещенные в книгах для развития, подводят детей и их родителей к более глубокому пониманию  и переосмыслению своего жизненного опыта.

Каждая книга содержит страницу альбома «Мои истоки», оформляя которую ребенок становится  соавтором.

Работа над книгами для развития в кругу семьи является необходимым условием успешного возвращения к традиции семейного чтения.  

3.Существенной особенностью программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведению занятий.                                  

Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются  активные занятия – работа в паре. Эти занятия могут быть проведены в группе или в кругу семьи. При общении в активном занятии создается доверительная атмосфера. Осуществляется взаимодействие детей и взрослых, те и другие учатся договариваться, высказывать свою точку зрения, терпеливо выслушивать друг друга, осуществлять выбор, приходить к согласию. Радоваться положительным результатам совместной работы.

Активные занятия носят обязательный характер, поэтому проводятся последовательно и системно, вся работа, проведенная совместно становится результатом сотворчества  взрослых и детей.

Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ,  позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, получаемый каждым ребенком на занятиях, создает условия для формирования адекватной самооценки, предотвращает появление эмоциональной отчужденности.

Таким образом, в программе «Истоки» обеспечено социальное партнерство дошкольной организации и Семьи, осуществляется открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, направленный в конечном итоге, на социокультурное и духовно- нравственное развитие детей, и их успешную социализацию.

 

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные Истоки»

В работе описан алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Социокультурные Истоки"....

опыт работы «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки»

Формирование фундаментальных черт личности, демонстрирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и...

Перспективные планы работы с детьми по программе «Социокультурные истоки» (по книгам для развития)

Перспективные планы работы по программе "Социокультурные истоки" (по книгам для развития) с детьми 4 - 5 лет и с детьми 5 - 6 лет...

Совместная работа с родителями по программе "Социокультурные Истоки" средний возраст.

Срвместная работа с родителями по программе "Социокультурные Истоки" средний возраст....

«Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении.

laquo;Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении....

Использование фольклора (пословицы и поговорки) в работе с детьми по программе «Социокультурные истоки»

Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и физической....

«Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении»

Духовно- нравственное развитие ребенка осуществляется под влиянием многих факторов. Немало важную роль среди них играет окружающая среда и, прежде всего семья, где воспитывается ребенок и образователь...