«Новогодняя игрушка» (Проект)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Хоронжак Юлия Владимировна

                 Проект  “Новогодняя игрушка ”.

                                                        "Если нет праздника в твоем сердце, ты не  найдешь его под ёлкой".

 

 

Историческая справка:

В древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

C Х века, когда на Руси приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю - 1 сентября.

В 1699 году русский царь Петр 1 издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю - 1 января. Тем самым он изменил календарь в соответствии с западноевропейским календарем. Новый год стали праздновать 1 января, однако с отставанием на 14 дней от григорианского календаря.

Следующую поправку в календарь внесли большевики в 1917 году. Они не только подстроили его под европейский, но и Новый год отменили, как ненужный. Но скоро передумали и в 1930 году в Кремле устроили самую большую елку страны. С того времени в России празднуют два Новых года - по новому и старому стилю.

 

Актуальность:

Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. «Что такое Новый год?», «Кто его придумал?», «Для чего нужны новогодние игрушки?», «Какие бывают елочные игрушки?», «Как украшали елку в старину наши предки?», «Как отмечают Новый год в разных странах?». Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодние игрушки».

 

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателями и детьми в  старшей группе, и рассматривания картинок  выяснилось, что дети  с трудом отличают нашего Деда Мороза от Санта Клауса, и их знания о Деде Морозе поверхностны. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этих персонажах, а также определить, какие же подарки Дед Мороз носил родителям, когда они были детьми и сравнить, изменилось ли  что-либо за столько лет.  По общему мнению, Новый год – это счастье.

           Существует противоречие между важностью и необходимостью ознакомления детей с новогодними традициями и отсутствием целенаправленной и систематической работы привели к выбору темы проекта.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Вид проекта: творческий, исследовательский

Участники проекта:

1. Воспитатель: Хоронжак  Юлия Владимировна;

2. Дети старшей группы;

3. Родители.

Уникальность проекта:

-участие детей в подготовке к новому году возможно с дошкольного возраста;

- подобран и систематизирован материал дидактических игр и творческих заданий по ознакомлению детей с новогодними традициями, работы с родителями.

Цель проекта: Активизация творческого потенциала детей и родителей в процессе ознакомления с новогодними традициями.

Задачи проекта:   

Ø Познакомить с  традициями празднования нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутами, персонажами;

Ø Формировать представление о Новом годе как начале календарного года;

Ø Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, бросовым материалом, продолжать учить мастерить поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Воспитывать интерес к совместному труду и народным традициям;

Ø    Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире;      

Ø Вызвать у детей радостные эмоции в ожидании праздника; 

Ø Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.

Средства достижения поставленных задач:

Ø Знакомство с обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутами, персонажами;

Ø Организация творческой деятельности, основанной на новогодней тематике;

Ø Чтение сказок;

Ø Информационные листы для родителей, схемы изготовления новогоднего символа в домашних условиях.

Продукт проекта: В результате работы на выставке должны быть представлены новогодние игрушки – символ года  как продукт совместного творчества родителей, детей и воспитателей. Фотовыставка «Мы на славу потрудились», представляющая фотоотчет всех видов деятельности, посвященных знакомству с новогодними традициями.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материальное: приобрести дидактические игры «Времена года»,  «Найди отличия между Дедом Морозом и Санта Клаусом», картинки «Зимние месяцы», литературу  по темам: «История Нового года», «Новогодние традиции», «Новогодние игрушки»

Педагогическое: тематические рассказы и беседы, дидактические игры, сказки, творческая деятельность.

Возможные риски и их компенсации:

Недостаточное финансирование возможно компенсировать использованием игр и пособий сделанных самостоятельно, а так же с помощью родителей.

Эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия, обеспечит желание заниматься.

Содержание проекта:

Для выявления актуальности данной темы было проведено исследование в форме опроса родителей.

Вопросы родителям:

• Что Вы знаете о Новогодних праздниках, традициях?

• Как отмечали Новый год раньше и сейчас? (сравнить)

• Какие новогодние традиции соблюдают в Вашей семье?

• Кто придумал Новый год?

• Делаете ли Вы новогодние игрушки своими руками или всегда покупаете в магазине?

• Знаете ли, как можно быстро и легко сделать новогоднюю игрушку своими руками?

В результате опроса было выявлено, что 40% не знают про новогодние традиции, приметы; 60% не спешат сделать новогодние игрушки, а торопятся приобрести в магазине. 40% считают, что ребенок будет счастлив от самого процесса. Да и родителям полезно будет отвлечься от будничной суеты и повседневных проблем и окунуться в праздничную атмосферу.

Таким образом, были определены основные аспекты изложения материала по теме проекта:

1. История возникновения игрушки (Как украшали елку наши предки).

2. Технология изготовления новогодней игрушки.

3. История возникновения новогоднего праздника. Традиции.

4. Как отмечают Новый год в разных странах.

 

Этапы проекта:

I.            Подготовительный этап:

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме.

Подготовка наглядного материала:

Ø Информационные листы для родителей; схемы изготовления новогоднего символа в домашних условиях.

Ø Схемы изготовления поделок «Ёлочка», «Снежинки», «Снеговик».

Ø Оформление фотовыставки «Мы на славу потрудились».

II. Основной этап реализации проекта:

Ø Составление перспективного плана ознакомления детей старшей группы с  историей празднования нового года 1 января, традициями празднования нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутами, персонажами;

Ø Подбор материала для творческих заданий в группе и дома;

Ø Вовлечение родителей в беседы с детьми о Новом годе, изготовление новогодней игрушки -  символа года с ребенком дома.

                                   План выполнения проекта

                           (Составлен исходя из расписания ООД)

Понедельник 14 декабря

 Беседа с детьми на тему  "История возникновения игрушки" или "Как украшали елку наши предки".

Вторник 15 декабря

Беседа с детьми на тему " Новый год, как начало календарного года".   

 Дидактическая игра «Времена года».

Среда 16 декабря

Конструирование из бумаги "Снежинка".

 Четверг 17 декабря    

Обучение технике "Снежинка на окне" (с использованием зубной пасты). 

Пятница 18 декабря

 Беседа с детьми на тему  "Как отмечают Новый год в разных странах".

 Понедельник 21 декабря

 Ознакомление детей с  историей празднования нового года 1 января, традициями празднования нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутами, персонажами.

Вторник 22 декабря

 Чтение детям сказки "Двенадцать месяцев".

Среда 23 декабря

 Поделка из бросового материала "Снеговик".

Четверг 24 декабря

Дидактическая игра  «Найди отличия между Дедом Морозом и Санта Клаусом».

Пятница 25 декабря

Конструирование из бумаги "Ёлочка".

III. Заключительный этап

Предполагаемый результат:

Для детей:

1. Расширение кругозора детей.

2. Сплочение детского коллектива.

3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.

Для педагогов:

1. Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.

2. Самореализация, повышение творческого потенциала.

 

Для родителей:

1. Повышение уровня информированности родителей по вопросам технологии создания новогодних игрушек.

2. Оптимизация детско-родительских отношений.

3. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).

 

После проведения итоговых мероприятий родители группы были еще раз опрошены.

        Вопросы:

1. Нравится ли Вам, когда елка украшена продуктами Вашей совместной работы с ребенком? Что она дает?

2. Трудно ли мастерить игрушки?

3. Что было самым трудным во время участия в проекте?

4. Будете ли Вы продолжать изучать технологию изготовления игрушек совместно с ребенком?

5. Определились ли вы с традициями проведения праздника в Вашей семье?

Ответы очень порадовали. На первый вопрос 90% родителей ответили: «Да. Это необычно. Красиво. Уникально.»

На второй вопрос ответили 50 на 50: «Да, но это того стоит.»/ «Нет».

На третий вопрос 70% родителей ответили: «Трудно решиться участвовать. Трудно преодолеть лень. Неизвестное – всегда авантюра», а 30%: «Игрушки – оригами».

На четвертый все ответили: «Да».

А на пятый было много интересных ответов типа: «Каждый год украшать елку по-новому», «Будем мастерить с ребенком игрушку, соответствующую году» или «Каждый год изучать что-нибудь новое».

 

Вывод: Работа проведена не зря. В ходе проекта было доказано, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, даже не только часть истории нашей страны. Новогодняя игрушка может стать историей каждой семьи. Передаваться от поколения к поколению. Она меняется в связи с изменениями, происходящими в обществе, в ней отражаются достижения человечества того времени, когда она была создана. Все участники проекта узнали много нового и интересного о новогодних игрушках и теперь могут поделиться своими знаниями с другими.       

 

                    

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novogodnyaya_igrushka.docx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"

Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"....

Игрушки (проект)

Материал из опыта работы по реализации проекта....

История игрушки (проект по созданию мини - музея)

Знакомство  детей  с русским народным промыслом на  примеренародной игрушки....

"История новогодней игрушки". Проект. Методическая разработка.

В ходе проекта происходит знакомство детей с возникновением традиции празднования Нового года, историей появления первой елочной игрушки. Откуда она возникла? Почему люди во все времена любили делать ...

"История нового года и ёлочной игрушки "Проект в подготовительной группе Разработала и провела Смирнова Н.Е

Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая прихо...

Лексическая тема «Игрушки». Проект «Мои первые стихи». Занятие № 2

Вид занятия: комплексное. Тема: Игра с Мишкой. Задачи: Совершенствовать понимание речи: выполнять 1-3 ступенчатые инструкции (позови; забинтуй лапку и погладь мишку; сделай вдох, вытяни губы трубочк...

"Новогодняя игрушка" проект в подготовительной группе

Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая прихо...