Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Жизнь диких зверей весной»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Жизнь диких зверей весной»

 

Цель: Расширять представления об изменениях в жизни диких животных в весенний период.

Задачи:

1.     Познакомить детей с характерным поведением зверей весной,

2.     формировать умение правильно называть знакомых животных, их детёнышей, жилища.

3.     Продолжать развивать интерес к живой природе, обогащать словарный запас.

4.     Развивать диалогическую речь, внимание, память;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zveri_vesnoy.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе

«Жизнь диких зверей весной»

Подготовила Воронцова Н.В.

Цель: Расширять представления об изменениях в жизни диких животных в весенний период.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с характерным поведением зверей весной,
  2. формировать умение правильно называть знакомых животных, их детёнышей, жилища.
  3. Продолжать развивать интерес к живой природе, обогащать словарный запас.
  4. Развивать диалогическую речь, внимание, память;

Оборудование: иллюстрации (картинка с зеленой травой, листвой; волчьи следы), шишки, жёлуди;  фигурки/иллюстрации с изображениями диких животных (заяц, медведь, волк, лиса, белка, ёж) и иллюстрации с угощениями для них (мёд, орехи, мясо, молоко, насекомые); ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация по теме; аудиозапись А.Вивальди «Весна».

Предварительная работа: ООД «Особенности поведения диких зверей зимой», «Весна на пороге», рассматривание иллюстраций о весне, о диких животных, разгадывание загадок о диких животных, самостоятельные режиссёрские игры детей с фигурками диких животных, подвижная игра «Лиса и зайцы».

Ход деятельности:

Звучит приглушенно аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Весна».

Воспитатель: - Ребята, вы знаете, я недавно гуляла в лесу и была очень удивлена. Хотите узнать, почему?

- Давайте сначала вспомним, что же делали дикие звери зимой?

Ответы детей. Возможные варианты: спали, некоторые поменяли шерстку и т. д.

В. - А какое сейчас наступило время года?

Ответы детей.

В. - Так вот, гуляла я по лесу, устала, присела на пенек. И вдруг кто-то проскочил мимо меня так быстро, что я успела увидеть только маленький хвостик и длинные уши. Вы догадались, кто это был?

Ответы детей.

В. - Оглянулась, точно заяц. Да какой-то странный, не белый вовсе. Клочья шерсти висят и цвет какой-то другой - серый. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В. - Верно. Зайчик меняет красивую белую шерстку на пушистую серую. (Показ слайда) А почему зайцу неудобно бегать в белой шубке среди деревьев, зеленой травы по серой дорожке.

Игра-эксперимент. Кто-нибудь из детей выставляет зайчика в белой шубке на фоне картинки с зеленой травой/листвой.

Детьми делаются выводы.

В. - Верно, в белой шубке он заметен издалека для врагов. Посмотрите, какой красивый зайчик в своей серой шубке. По весне заяц предпочитает полакомиться свежей травкой, поэтому предпочитает жить в лесах и лугах. Обычно убежищем для зайчика служат заросли кустов или травы. А как называют детёныша зайца?

Ответы детей.

 В. – Ребята, а вы знаете, чьи это запасы? (показать шишки, жёлуди)

Кто на ветке шишки грыз, и бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

Ответы детей.

(Показ слайда)

В. - Да, увидела я белку, которая быстро прыгала с ветки на ветку.  Но она тоже была странная. Не серая, как зимой, а рыжеватая. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

В. - Да, она тоже поменяла теплую серую шубку на более легкую - рыжую. Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детеныши белки? (Показ слайда)

Ответы детей.

В. – Давайте с вами немножко поиграем - станем белочками.

Физкультминутка «Белки»

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

В. - А вот следы (показ иллюстрации). Пошла я по следам, а они за заячьими идут. Кто же их оставил?

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть…

Ответы детей.

В. - Точно, волк. (Показ слайда). 

Да наш зайчик оказался более прытким, убежал он от волка. Ранней весной у волков начинается линька. Звери становятся некрасивыми, облезлыми. Мех на них висит клочьями. Позже весь зимний волос выпадает и на его месте вырастает летний мех - низкий, грубый, редкий и почти совершенно лишенный пуха.

А как называются детёныши волка?

Ответы детей.

В. - У волчицы в логове появляются 2-3 волчонка (Показ слайда), она вскармливает их молоком. Когда звери подрастают, родители учат их скрываться от врагов, охотиться. Ребята, вы знаете, как называется жилище волка?

Ответы детей.

(Показ слайда).

В. – А дальше я увидела другую норку, а там кто-то большой с длинной мордочкой, с пушистым хвостом. (Показ слайда). Вы догадались, кто это?

Ответы детей.

В. - Точно. (Показ слайда) 

Она живёт в большом лесу,

Все знают хитрую куму,

А про её проказы

Есть сказки и рассказы…

Рыжая мама умеет тявкать, у неё хороший слух. Своим детенышам принесла поесть мышку. Как называются детёныши лисы?

Ответы детей.

Динамическая пауза. 

Давайте с вами поиграем, станем лисятами. Покажите, как лисички двигаются?

А еще я видела, как из берлоги вышел кто-то коричневый и косолапый. Зимой я его не видела.

Он любит ягоды и мёд,

Зимой в берлоге он живет.

Он – симпатичный, правда, ведь!

Мохнатый увалень…

Ответы детей.

(Показ слайда)

В. – А как называется жилище медведя?

Ответы детей.

(Показ слайда)

В. - Да, весной медведи просыпаются от зимней спячки и выходят из берлоги. Ко времени выхода из берлоги медведь линяет: свалявшаяся клочками шерсть начинает вылезать. Лесные мыши таскают эту шерсть для своих гнёзд.

А как называется маленький детёныш медведя?

Ответы детей.

В. - У мамы медведицы рождается всего один медвежонок. Мама кормит его молоком. А сама мама весной питается свежей травой, муравьями и улитками. Медведица водит медвежат к реке. Сядет она на камень и ударит лапой по рыбе, отдаст детенышу.

Динамическая пауза. 

Давайте изобразим с вами маленьких медвежат. Покажите, как они двигаются?

А еще пробежал мимо меня по дорожке зверек на коротеньких ножках, колючки на спине.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами...

Кто это?

Ответы детей.

В. – Да. (показ слайда) Зимой ёж спал под пенёчком, в норке прятался от всех. (Показ слайда). Весной он также ищет себе пропитание, насекомых (жуков, сверчков) или мышей. Весной у ежа появляются ежата. (Показ слайда). Ежиха готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.

Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?

Ответы детей.

В. - А сейчас я хочу поиграть с вами в игру, чтобы узнать, что интересного вы сегодня запомнили.

Игра «Правда-неправда» (Воспитатель произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то хлопают в ладошки. Если не согласны, то топают ногами)

- Весной животные линяют.

- У белки и зайца меняется окраска шерсти.

- Ежи весной впадают в спячку.

- Весной после долгого зимнего сна просыпаются лисы и волки

- Многие животные весной выводят потомство.

- Жилище медведя называется норой.

Молодцы! Вы были очень внимательными. Давайте будем с вами любить и охранять нашу природу!

Дидактическая игра.

В. - А теперь помогите мне собрать корзину с угощениями для животных. У меня есть разные картинки с изображениями диких животных и разных угощений для них. Помогите разложить угощения для каждого животного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской с детьми средней группы. Тема: «Зачем нам нужен нос» (с использованием игровых, здоровье сберегающих технологий, ЭОР)

Задачи:1.     Развивать у детей познавательный интерес.2.     Закреплять знания детей о функциях носа (дышать, различать запахи, согревать воздух).3....

Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...

Конспект НОД познавательно-исследовательского характера в средней группе на тему: "Удивительное рядом"

Из цикла познавательных исследований : "Удивительное рядом. Знакомство с интересными данными из "жизни" фонтанов города"...

Конспект НОД – познавательно-исследовательская с детьми средней группы Тема «Вот пришла зима»

Задачи:-  закреплять знания детей о зимних природных явлениях;- развивать внимание, мыслительную активность, успешно осуществлять эксперимент;-  знакомить детей со свойствами льда (твердый, ...

Конспект по познавательно- исследовательской деятельности (экология) "Жизнь диких зверей весной"

Конспект по познавательно- исследовательской деятельности (экология) в ср.гр....

Конспект занятия в средней группе: «Жизнь диких животных весной»

Обобщение знаний о жизни диких животных весной....