Развитие мелкой моторики у дошкольников - условие успешной их подготовки к письму.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Брулёва Наталья Григорьевна

У большинства детей мелкая моторика развита недостаточно для обучения детей в школе.

   Поэтому необходима специально- организованная деятельность, включающая игры, упражнения и задания, направленные на развитие мелкой моторики руки ребенка, как в детском саду, так и дома.

     На основе изученных методик была разработана программа по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольников.

Подготовка руки ребёнка к письму

 

Развитие мелкой моторики рук      Обучение ориентировки                   Формирование базовых               Тренировка    зрительно-моторных             

                                                                                                                    на листе бумаги                      графических навыков                                  и слухо – моторных

                                                                                                                                                                                 координаций

Тренировка зрительно – двигательной координации.

   Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей точной и чёткой координации в системе «глаз – рука». Ребёнку в процессе учёбы  часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску)  и списывать или срисовывать задание.

   Многим детям такие задания даются с трудом. Они не могут скоординировать действия глаз и руки.

 

   Развивать зрительно-моторную координацию можно путём использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений и навыков внимательно рассматривать объект, выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое.

Зрительно-моторная  координация

 

                                                                 Штриховка                             «Письмо в воздухе»                              Лабиринты                                   Соединить рисунок по  точкам

Обучение ориентировке на листе бумаги.

   Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребёнка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только входящими в них элементами, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить графический образ буквы. Ясно представить себе, из каких элементов она состоит и, в каких пространственно – количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Формирование базовых графических навыков письма

 

   Низкий уровень графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

  • Низкий темп письма;
  •  Быстрая утомляемость при письме;
  •  Неровная, «дрожащая» линия;
  •    Слишком сильный нажим;
  •   Трудности воспроизведения форм элементов;
  •   Несоблюдение размеров графических элементов;
  •  Несоблюдение наклона письма;
  •  Большое количество исправлений и помарок, «грязное» письмо;
  •  Нежелание выполнять письменные упражнения.

    Для подготовительных упражнений используется нелинованная бумага. Каждое задание необходимо связывать с реальным предметом или с какой – либо жизненной ситуацией: «домик улитки» (спираль), «лужи», «облака», «солнце» и его «лучи» (овал, круг), «волны», «водоросли» (волнистые линии) и др.  Задания, предложенные в игровой форме, не только вызывают у детей интерес, но и за счёт положительного эмоционального настроя способствуют повышению психического тонуса, а, следовательно, и эффективности обучения в целом.

 

Работа по развитию мелкой моторики должна осуществляться следующих направлениях:

  • Массаж кистей ладоней и пальцев рук различными способами;
  •  Пальчиковая гимнастика;
  •  Работа с раздаточным материалом (пуговицы, бусинки, горох, фасоль и др.);
  •  Работа с бумагой (оригами, вырезание)
  •  Работа с карандашами (обводка, штриховка, раскрашивание).

 

                                                                                

 В своей работе использую разные виды массажа: самомассаж, массаж шестигранным карандашом, массажерами.

      Всё это позволяет сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики способствует формированию готовности к письму тогда, когда в программе по развитию мелкой моторики включены различные направления работы , такие как пальчиковая гимнастика, массаж пальчиков и ладоней рук, выкладывание контуров предметов из различного мелкого материала и т.д.

  Таким образом, развитие мелкой моторики занимает важное место в подготовке детской руки к письму.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

План работы по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук...

«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму».

.. ООчень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходим...

Развитие мелкой моторики у дошкольника как средство подготовки руки к письму.

В наше время уже ни для кого не является секретом то, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интелле...

План по самообразованию на 2019-2020г. на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Актуальность  данной темы заключается в том, что  развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить...

Проект по самообразованию в старшей группе"Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму"

Проектирование на год занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук,чтобы подготовить руку дошкольников к письму,используя лепку,вырезание ,дидактические игры и т,д....

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

Развитие руки ребенка и ее связь с развитием его речи и мышления....