Картотека "Наблюдения в природе" старшая группа
картотека (старшая группа) по теме

Кравченко Ирина Александровна

Этот материал содержит наблюдения для старшей группы для всех времен года ,кроме лета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_prirode.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

НАБЛЮДЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

  1. Наступила осень. Первый осенний месяц – сентябрь (желтень), так его называли за желтый цвет.

Понаблюдать с детьми за солнцем, предложить детям протянуть руки к солнцу, как оно греет?

  1. Обратить внимание детей на продолжительность дня, он

становится короче, солнце уже не поднимается так высоко, как

летом

  1. Наблюдая за дождем отметить ,что он не теплый, летний, а  

мелкий, холодный, моросящий. Потрогать воду в луже. Какая она – теплая или холодная?

       Понаблюдать за облаками. Заметить, что облака движутся

       Медленно, а иногда быстро. От чего это зависит?

  1. Рассказать детям, что в сентябре наступает особое время – «бабье

лето». Воздух чистый, прозрачный, в нем летают серебряные нити – паутина.

Обратить внимание на одежду детей. Спросить, почему они стали одеваться теплее?

  1. Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли

листопадом, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья ложатся на землю вверх изнанкой, значит к хорошему урожаю и теплой зиме, если лицевой стороной вверх, значит ,зима будет холодной.

  1. Обратить внимание детей на то, что солнце появляется реже, оно

бледное и холодное. Небо прозрачное, бледно-голубое, все чаще на нем появляются серые тучи, которые затягивают все небо и идет холодный дождь.

  1. Предложить детям определить характер дождя, подобрав подходящие

определения: мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный.

  1. К концу месяца дети должны придти к выводу, что в октябре идут частые

дожди, на земле появляется грязь, лужи, становится холоднее.

К концу месяца лужи затягивает льдом.

  9.    Путь солнца все короче, дни уменьшаются, стало рано темнеть. Погода

         почти  все время пасмурная, моросят холодные дожди ,везде слякоть.

  1.  К середине ноября часто выпадает снег, но быстро тает. По утрам бывают

туманы. Какие они? (сырые ,мрачные…)

  1. Спросить, почему кругом так много воды. Объяснить, что земля

перенасыщена влагой.

Погода резко меняется, то снег выпадает, то резко выглянет солнце, и он тает.

С каждым днем становится все холоднее.

  12.  Спросить у детей, что стало с почвой (она замерзла, грязь затвердела,  лужи

         покрылись льдом) Но ребятам мила и такая погода ведь по твердой земле так

         хорошо бегать.

       

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАСТЕНИЯМИ

  1. Сентябрь – пора сбора грибов. Прикрытые разноцветными листьями в сухой траве грузди, сыроежки, лисички. С полей и огородов убирают урожай овощей, а в садах фрукты.
  2. Обратить внимание детей на то, что пожелтели березы, липы, покраснели осины. Предложить полюбоваться красотой окраски листьев.
  3. Обратить внимание, что листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, потом на нижних ветках. Первыми желтеют листья берез и лип, рассмотреть опавшие березовые листья, собрать из них букет.
  4. Рассмотреть дуб. Обратить внимание на листья. Собрать опавшие желуди, которые поспевают в сентябре.
  5. Предложить понаблюдать за изменениями в растительном мире: рассмотреть осенний наряд берез (пожелтевшие листья колышутся на ветру, словно золотые монетки). В народе березки называют «невестушками». Спросить, почему их так называют?
  6. Рассказать детям, что в парке и на участке под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви. С больших деревьев уже опала вся листва, даже с дуба, тополя и сирени и стали хорошо видны плоды и семена.
  7. Рассмотреть внимательно плоды бересклета: как розовые сережки висят на тонких нитях коробочки, а в каждой коробочке черные почечки – семена.
  8. Перед морозами можно увидеть еще не распустившиеся растения: астры, гвоздики. Рассмотреть их внимательно, полюбоваться их красотой.
  9. Прогуляться с детьми в парк, там просторно. Кое-где на обнаженных деревьях заметен снег. Сказать детям, что деревья приготовились к длительному отдыху. Обойти знакомые деревья, предложить детям вспомнить форму зеленых листьев и цветков деревьев.
  10. Напомнить детям ,что комнатные растения тоже отдыхают для того , чтобы к весне набрать сил для новой жизни. Растения поливают реже.
  11. Обратить внимание на березу: у нее уже готовы к весне сережки, но они сейчас устремлены вверх, значит, семена не созрели. Это еще раз подтверждает, что деревья не погибли осенью, они находятся в зимнем покое.
  12. Обратить внимание на осеннее убранство рябины. Ягоды рябины, как «ожерелье», свисают с веток. Рассказать, почему от первых заморозков они становятся сладкими и какие птицы любят ими полакомиться.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПТИЦАМИ

  1. Сентябрь называют «месяцем птичьих стай». Первыми готовятся к отлету журавли, грачи, кукушки. Последними улетают гуси, утки, лебеди. Пока водоемы не замерзли,корма им хватает.                        
  2. В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают ласточки, стрижи. Остальные птицы меняют корм: они охотно клюют ягоды, плоды, зерна. В сентябре можно найти много выпавших перьев:  птицы линяют, старые перья  выпадают, а новые окрашены тускло.
  3.  По возможности показать детям отлёт птиц. Обратить внимание детей на то, что птиц собирается много. Как они летят? Кто летит впереди клина?
  4.  В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Обратить внимание на то, что их стало меньше, почти не слышно их пения. С каждым днем становится холоднее, насекомые прячутся в землю и под кору деревьев. Птицам совсем нечем питаться, они готовятся к отлету.
  5.  Рассказать детям о том, что в октябре остались только водоплавающие птицы. В поисках корма они перебираются на новые места.
  6.  Напомнить детям, что из птиц остались только водоплавающие, но и они собираются улетать. Спросить, почему эти птицы покидают нас? Дети должны сделать вывод, что, когда водоемы замерзнут, птицам нечем будет питаться.  
  7. Предложить посмотреть ,кто остался на участке из птиц на зимовку. Прежде всего – воробьи. Они питаются разнообразной пищей. Своих птенцов воробьи выкармливали насекомыми, теперь они переходят на другой корм: зерна, крошки.
  8. В ноябре уже можно увидеть снегирей. У снегиря серая спинка, ярко-малиновая спинка, на голове как будто черная шапочка. Крылья и хвост у него черные, блестящие. Клюв у него короткий вздутый, таким легко клевать ягоды рябины. Еще снегири питаются почками деревьев.
  9. Обратить внимание детей на глухой равномерный стук, раздающийся на территории детского сада. Это лесной доктор – дятел. Он хорошо виден среди осенних деревьев. Сидя на дереве, он долбит его, отыскивая в коре насекомых.
  10. Рассказать детям, что в старину люди отмечали «Синичкин день». Вешали за окном кусочек сала, мастерили кормушки и развешивали их возле домов на деревьях, насыпали птицам семена и хлебные крошки.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМ МИРОМ

  1. Напомнить детям, что белки начинают линять, они делают запасы в дуплах, в расщелинах коры и под корнями деревьев. Медведь бродит по лесу, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
  2. Предложить детям поискать насекомых под корой деревьев, под камнями, под опавшими листьями. Зачем они там прячутся? Обратить внимание на то, что насекомые исчезают.
  3. Рассказать о том, что осенью все шмелиное семейство вымирает, остаются только молодые особи, которые весной выстроят новые гнезда.
  4. Предложить вниманию детей иллюстрацию зайца. Мех у зайца белеет, чтобы на снегу не быть заметным. А люди примечают, если «шубка» на животных раньше обычного становится пушистой и густой, значит, зима будет ранней.
  5. Рассказать детям о том, что в лесу уже нельзя встретить ежа: он сделал себе уютную норку из сухих листьев, свернулся в клубок и заснул крепким сном. Медведь отъелся за лето и теперь разыскивает место для берлоги.
  6. Напомнить детям, что пока на полях и огородах были овощи, корма зайцам хватало. Они питались ночью, а днем сидели, забившись где-нибудь в кустах.
  7. У хищников к зиме отрастает длинная шерсть (лиса, волк). Волк похож на собаку. У него широкая грудь и сильные ноги, он может долго бегать, преследуя добычу. Волке живут в логове, под корнями сваленных деревьев , среди бурелома, в оврагах, а иногда и в норах, оставленных другими животными.
  8. «У кого из всех зверей

 Хвост пушистей и длинней»  (у лисы)

              Рассказать детям о том ,что лиса охотится не только на зайцев, но и на

              мышей, молодых уток. Также она любит спелые ягоды, зреющие в лесу.       9.          Рассказать детям, что белка готовит к зиме не одно, а два или даже три

             гнезда, чтобы в случае опасности перенести туда своих бельчат. Гнездо,

             сплетенное из прутиков, белка устилает мягким пухом, шерстью, перьями

             птиц, листьями. Оно называется гайно.

 10.       Рассмотреть с детьми иллюстрацию зайца. Поинтересоваться у детей –

 готовит ли заяц себе нору и делает ли себе запасы на зиму?

  1.  Побеседовать с детьми о жизни диких животных в осенний период. Почему

 домашние животные не готовятся к зиме? Кому лучше живется: домашним    или диким животным? Почему?

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОКРУЖАЮЩИМ

  1. Обратить внимание детей на изменения ,которые произошли на территории детского сада: посадили кусты, разбили цветники. Подчеркнуть, что о детях позаботились взрослые, поэтому ко всему нужно относится бережно. Рассмотреть постройки на соседнем участке, найти сходство и отличия со своим участком.
  2. Предложить ребятам рассказать ,что есть на участке: горки, качели, песочница и для чего это все нужно.
  3. Предложить вспомнить какую кашу дети ели на завтрак? Кто ее приготовил? Предложить назвать сотрудников , которые заботятся о них в детском саду. Расспросить, что входит в обязанности воспитателя и его помощника.
  4.  Понаблюдать за работой транспорта на дороге ,за поведением пешеходов. Рассказать о правилах перехода через дорогу.
  5. На прогулке в парке остановится возле памятника. Рассказать, кому он принадлежит, какому событию. Люди ухаживают за памятниками ,приносят к ним цветы.
  6. Предложить ребятам рассмотреть близ стоящие автомобили. Рассказать, что бывает грузовой и легковой транспорт. Предложить детям рассказать, для каких целей   нужен человеку автомобиль.
  7. Предложить детям понаблюдать за пешеходами. Куда они спешат? Кто как одет?
  8. Рассмотреть мусоровоз. Какого цвета? Какую работу выполняет?
  9. Рассмотреть близ лежащие дома. Пофантазировать, кто в них живет. Посчитать ,сколько этажей в доме.
  10. Обратить внимание на соседний участок, понаблюдать за игрой малышей, кто чем занят, кто как одет.  

НАБЛЮДЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

1.      В декабре солнце - редкий гость, погода пасмурная; ведь декабрь самый      темный  месяц в году.

  1. Во время прогулки определить с детьми погоду сегодняшнего дня, вспомнить,  

какая была погода вчера, сравнить и отметить изменения.

         Приучать детей планировать то, чем они будут заниматься на участке в

         зависимости от погоды.

  1. Пояснить детям что, в декабре появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и

начинает идти снег; кажется, что с неба, сплошным потоком, летит пух. Все

вокруг наполнено движением и удивительной тишиной.

  1. В сильные снегопады измерить глубину сугробов. Пояснить детям, что условной

мерой длины люди установили метр. Показать детям метр, измерить им глубину

выпавшего снега, она пока еще не большая.

  1. Понаблюдать с детьми за изменениями пути солнца, за тенью от столба в полдень.

Обратить внимание на то, что дни стали длиннее, а погода – холоднее.

  1. Обратить внимание детей на большие сугробы, спросить, что можно сейчас

сказать про снег, какой он (пушистый, искрится, переливается на солнце, пухлый, мохнатый)? Снег может менять цвет: то он голубой, то синеватый или желтый, в зависимости от освещения.

  1. Рассмотреть строение снежинок. На что они похожи (звездочки, цветочки и тд.)?
  2.  Наблюдая снежинки в течении зимы, убедиться, что их форма меняется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на звездочки. Во время оттепели снежинки образуют хлопья.
  3. В начале февраля появляются ветра, то слабые, то сильные, холодные, пронизывающие. Научить детей определять направление ветра по дыму из трубы, по движению веток на деревьях. Если ветра нет, то дым из трубы поднимается прямо вверх, ветки деревьев неподвижны.
  4. Понаблюдать с детьми из окна за вьюгой, когда вихри снега переносятся с места на место. В старину февраль называли: бокогреем, вьюговеем, лютнем. Спросить, почему ему дали такие названия?
  5. Обратить внимание детей на то, что иногда после вьюжной холодной погоды вдруг заиграет солнышко, появляются сосульки и даже начинается капель. Небо становится ярко –синим, очень красивым,  если смотреть на него сквозь ветки деревьев.
  6. Заметить, что солнечные лучи уже дают тепло, начинает чувствоваться весна. В конце февраля в природе происходит перелом от зимы к весне. Но оттепель сменяется  пасмурной погодой с ветрами. Опять вьюги, метели, холод – таков уж февраль.

ОСЕНЬ:

СЕНТЯБРЬ,

ОКТЯБРЬ,

НОЯБРЬ

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАСТЕНИЯМИ

  1. Предложить прогуляться по свежевыпавшему снегу.  Обратить внимание на следы, по смотреть, чьи они, земля уже замерзла и не прилипает к обуви. Можно ли определить, в какую сторону шел человек? Рассказать детям кто такие «следопыты».
  2. После сильного снегопада полюбоваться красотой деревьев в зимнем уборе. Изменились очертания деревьев и кустарников. У некоторых деревьев ветки напоминают причудливые оленьи рога, у других, кружево. Кустарники накрылись остроконечными и круглыми шапками.
  3. Обратить внимание на то , что зимой деревья отдыхают: они не питаются, не растут , они как бы погружаются в глубокий сон.
  4. Рассказать детям о том, что у деревьев есть защита от промерзания. Все лето они откладывают под корой особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод.
  5. Раскопать с детьми глубокий сугроб, там, где росли травы. Найти в снежной глубине маленькие зеленые растения с прижатыми к земле листьями, слебенькие, тоненькие. Рассказать детям, что снег защищает почву от переохлаждения.
  6. На прогулке срезать с какого-нибудь дерева веточку и поставить в теплую воду. Эта ветка будет распускаться очень долго, но все же со временем, она даст молодые побеги. Даже во время покоя в растении происходят жизненные процессы. Растение следует оберегать.
  7. Рассмотреть ветку дерева. Показать, как плотно закупорены почки, зимой они уплотняются и не пропускают холодный воздух. Все промежутки в почечных чашуйках залиты клейким веществом.
  8. Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на ветках пушистые гирлянды снега. Любуясь деревьями ,дети приучаются высказывать свои впечатления.
  9. Предложить детям полюбоваться утонувшими в сугробах деревьями. Осторожно стряхнуть снег с веток. Пояснить ,что в теплую погоду снег, покрывающий деревья, становится тяжелым, липким. При возвращении морозов он примерзает к кроне, и от тяжести ветки гнуться и ломаются.
  10. Рассмотреть с ребятами почки на деревьях, сравнить их по форме, по расположению. Объяснить, что в почках находится запас питательных веществ для будущих листьев. Рассмотреть почки клена.
  11. Рассмотреть строение шишки: пахнет смолой, на дереве висит в закрытом виде, но стоит ее занести в помещение, шишка раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена.

 

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПТИЦАМИ

  1. Понаблюдать с детьми за птицами на нашем участке. В лесу снегом засыпало все травы с семенами, поэтому и пожаловали к нам пернатые гости.
  2. Понаблюдать за крупными птицами: сороками, воронами ,галками. Сказать , что это все «воронья родня», зимой птицы прилетели из леса, где летом вывели птенцов.
  3. Сказать детям, что вся «воронья родня» ведет себя в лесу очень осторожно: увидев издали людей ,они сразу улетают. Однако, в городе они намного смелее. Предложить понаблюдать за повадками птиц.
  4. Птицы с севера прилетают к нам только на зимнее время, к концу зимы они улетают к себе, где похолоднее. Поэтому их называют – зимующие птицы.
  5. Обратить внимание детей на то, что птицам тоже нужны витамины. Посеять овес, чтобы зелеными всходами кормить птиц.
  6. В начале месяца предложить устроить птицам праздник – развесить подарки: кусочки сала, хлеба. Понаблюдать за птицами, кто, чем будет угощаться.
  7. Наблюдая птиц развивать интерес, любознательность, умение определять птиц по их следам, события по следам (цепочка оборвалась – птица взлетела, крестиков много и они в беспорядке, значит, несколько птиц кормились на этом месте).
  8. Птицам тоже холодно от февральского лютого ветра, им трудно добывать корм. В феврале часто бывает гололед, стволы и ветки деревьев покрываются тонким слоем льда, который закрывает все трещины и дырочки. Птицы уже не могут извлечь из-под заледеневшей коры насекомых.
  9. Продолжать наблюдать за поведением воробьев. Они ищут корм, дружно клюют ,чирикают, но стоит подойти ближе – вся стая мгновенно разлетается. Во время оттепели можно слышать воробьиное чириканье – они ждут весну.
  10. Продолжать вести наблюдения за птицами на участке. Рассмотреть ворону: она серая, голова и хвост черные. Питается ворона самым разнообразным кормом.
  11. Вспомнить, какие гости с севера прилетают к нам осенью. Снегири. Грудка у самца красная, когда он нахохлится становится похож на румяное яблочко. Вспомнить ,чем они питаются.

НАБЛЮДЕНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ

  1. Продолжать беседовать о зайцах: днем они сидят под кустом. Кормятся ночью. Любимая еда кора молодых осинок. Лесники заботятся о зайцах и готовят им кучи веток осинок.
  2. Рассмотреть иллюстрацию белки. Весь день белка занята добыванием пищи. В сильнее морозы она прячется в гнезде.
  3. Рассказать детям, что в сильные морозы рыба опускается глубже, многие рыбы засыпают. Их тело покрывается слизью, как шубой. Воздуха в водоемах по толстым слоем льда становится меньше, и рыбам трудно дышать. Чтобы рыба не задохнулась, люди прорубают проруби.
  4. побеседовать о том, как волки зимуют в лесу: запасов не делают, прячутся в самом глухом месте леса. Шерсть у волка густая и плотная, хорошая защита от морозов. Охотятся волки всей стаей на крупных животных – оленей, кабанов.
  5. Большое событие в берлоги у медведицы. В самый лютый мороз у нее родились медвежата, они очень маленькие, слепые и беспомощные. Они лежат в косматой шерсти своей мамы и посасывают молочко.
  6. Рассказать детям что у волков густая жесткая шерсть, большая голова с широким лбом опущенным вниз ,лапы уверенно ступают по снегу, уши настороженно торчат, мерцают волчьи глаза, светятся в темноте зелеными огоньками. Волки все видят и слышат даже в темноте.
  7. Рассмотреть с детьми иллюстрацию белки, пояснить, что когда белка сидит, то хвост прикрывает ей низ спины. Хвост не только украшает белку, но и помогает ей в прыжках. Белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, управляя хвостом, словно рулем.
  8. Уточнить представления о том, как зимуют домашние животные. Они значительно легче переносят холода. Человек ухаживает за ними, холит, ласкает.
  9. В лесу начинает таять снег, звери просыпаются и бродят в поисках пищи. У белки рождается 3-5 бельчат. Они еще слепые беспомощные, через месяц начнут видеть.
  10. В марте у зайчихи родились зайчата: пушистые, зрячие. Мама кормит их молочком и убегает: больше она к ним не придет, чтобы своим запахом не пригнать к зайчатам врагов. Проскачет мимо другая зайчиха и накормит их.  Через несколько дней зайчата уже самостоятельно будут есть молодую травку.
  11. В глубокой темной норе у лисы появились лисята. Когда они чуть-, чуть подрастут, мама вынесет их на солнышко, и они будут играть, лаять как собачки.
  12. У домашних животных весной тоже рождаются детеныши. Рассказать, что котята рождаются с определенными повадками: умеют подкрадываться, хватать лапой, выпускать когти, выгибать спину.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОКРУЖАЮЩИМ

  1. Рассмотреть картинки с изображением часовщика, сапожника. Предложить рассказать, что входит в обязанности человека той, или иной профессии.
  2. Побеседовать с детьми о труде  в городе и в селе. Подвести детей к пониманию того, что люди трудятся друг для друга. В городе создают технику для работы в поле, а крестьяне выращивают овощи , фрукты и тд.
  3. Продолжать беседу о профессиях: какие профессии они знают, почему люди выбирают разные профессии?
  4. Провести прогулку по территории детского сада, понаблюдать за ребятами из других групп. Кто как одет? Как играют?
  5. Предложить ребятам вспомнить свой путь из дома до детского сада. Какие здания встречались им на пути? (магазины, школа, больница).
  6. Понаблюдать за работой дворника. Они чистят дорогу от снега. Обратить внимательно, как старательно они убирают снег широкой лопатой, посыпают дорожки песком, чтобы пешеходы не поскользнулись и не получили травмы.
  7. Понаблюдать за работой снегоуборочной машины ,как ловко и быстро она сгребает снег железной лопатой ,предложить подумать, сколько бы пришлось работать людям, если бы они собирали снег вручную. Пояснить ,что снег увозят на поля, так как снежный покров является источником влаги в весенний период.
  8. Предложить детям понаблюдать за прохожими на улице они тепло одеты ,идут друг за другом по расчищенной от снега тропинке, потому что очень трудно шагать по глубокому снегу.
  9. Обратить внимание детей на здание нашего детского сада, оно отличается от жилых домов  большими окнами, огороженным участком, наличием веранд на его территории. Предложить ребятам самим рассказать о предназначении некоторых построек.
  10. Предложить прогуляться до ближайшего магазина, рассмотреть, как много в нем товара. Предложить сделать небольшую покупку. Объяснить , что при общении с продавцом нужно быть вежливым.
  11. Обратить внимание детей на школу. Заметить ,какое большое количество окон. Пояснить, что класс должен быть хорошо освещен.

 

НАБЛЮДЕНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ

  1. Обратить внимание детей на бабочек: желтую – лимонницу, пеструю – крапивницу. Эти бабочки появились из куколок прошлым летом и перезимовали в щелях домов.
  2. Пояснить ,что клопы солдатики живут колониями; их можно узнать по ярко-красной окраске с черными пятнышками на крыльях.
  3. Рассказать, что в апреле просыпаются и выходят из берлоги медведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает луковицы и корневища растений, ищет личинок.
  4. У волчицы в логове появляются маленькие волчата. Все звери линяют: зимняя теплая шубка заменяется летней, гладкой.
  5. Обратить внимание на большое колличество мух, комаров и других летающих насекомых. Понаблюдать , где больше всего бабочек ,пчел. Спросить ,какие птицы ловят насекомых в воздухе.
  6. Рассказать, что у зверей продолжается линька. У зайцев и белок мех на летней шубке короче и больше подходит к весенней и летней окраске леса.
  7. Рассказать, что у зверей в лесу подрастают малыши. Весной в лесу много сочных трав и кореньев для зайчат. Лисята, волчата, ежата учатся охотится.
  8. Рассмотреть с детьми муравейник. Из чего состоит куча? В ней заметны ходы-дырочки. Муравьи сную туда сюда и каждый что-то несет. Напомнить, что муравьи любят сладкое. Положить кусочек сахара, понаблюдать.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОКРУЖАЮЩИМ

  1. Продолжать вести наблюдения за транспортными средствами. К ним относятся легковые автомобили, грузовые и авто специального назначения. Предложить ребятам рассказать, на каком транспорте они ездили.
  2. По возможности рассмотреть пожарную машину. Ее характерный цвет – красный. Это цвет тревоги, беды. На большой скорости проносится пожарная машина, извещая жителей города гудком сирены о случившемся пожаре.
  3. Продолжать вести наблюдения за транспортом. Вместе с детьми рассмотреть грузовые автомобили, они разные: у одних кузов открыт, другие накрываются тентом (защита груза от непогоды), у третьих кузов автоматически поднимается при разгрузке.
  4. Понаблюдать за работниками детского сада. Они заботятся о детях ,каждый выполняет свои обязанности. Напомнить детям, что они должны уважать труд взрослых, принимать активное участие в коллективном труде.
  5. понаблюдать за работой помощника воспитателя в группе. Предложить детям поменять полотенца, протереть подоконники, шкафчики.
  6. Обратить внимание на постиранное вывешенное белье. Уточнить, что белье стирает работник прачечного комбината, в специально отведенном помещении, где установлены стиральные машины с отжимом.
  7. Рассказать, что работа медицинской сестры имеет очень большое значение: она наблюдает за здоровьем детей, за качеством приготовленной пищи. В случае необходимости ,мед сестра окажет помощь заболевшему ребенку.
  8. Обратить внимание на весенние работы взрослых: они убирают территорию от мусора, белят стволы деревьев, перекапывают клумбы, сажают цветы.
  9. Понаблюдать за поливочными машинами: рано утром машины поливают клумбы, деревья, кустарники в парке. Прроезжая по дорогам умывают тротуары, чтобы горожанам было прохладнее.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАСТЕНИЯМИ

  1. На участке под деревьями еще лежит снег, так как солнечные лучи сквозь ветки проникают медленно. Но около стволов появились воронки: это нагрелась нижняя, темная часть ствола и растопила снег.
  2. Рассмотреть почки разных деревьев; сравнить и найти сходства, отличия; рассказать, что скоро из почек появятся листочки.
  3. На открытых участках, где растаял снег, ил под снегом, найти следы старой засохшей травы, найти молодые побеги.
  4. Рассмотреть с детьми ель, она как стояла, так и стоит зеленая. На ее ветках висят длинные, красивые шишки.
  5. В садах и парках зеленеет трава, у деревьев начинается сокодвижение. Стало тепло и вода из почвы поднимается по стволу к почкам. Они оживают и распускаются листья.
  6. Понаблюдать за тополем. Его называют «народным деревом». Он очень быстро растет и становится большим тенистым деревом.
  7. Рассмотреть с детьми клен. Он цветет очень рано необыкновенно нежными желтовато-зелеными цветками, собранными в букетик. У клена раньше всех деревьев начинается сокодвижение. В эти дни на коре клена можно увидеть первых насекомых.
  8. Понаблюдать за цветение мать-и-мачехи. Рассказать о том, почему ее так назвали (из-за листьев: с одной стороны они шершавые как мачеха, а с другой гладкие как мать). Это один из первых весенних цветов.
  9. На клумбах расцвели нарциссы и тюльпаны. Рассмотреть их. Полюбоваться разнообразием расцветок тюльпанов. Все высаженные растения называются культурными.
  10. Понаблюдать с детьми, как цветет береза: листочки у нее совсем маленькие, а цветущие сережки ее украшают. Одни сережки зеленые, а другие более крупные буроватые.
  11. В  это время иногда возвращается холод, бывают даже заморозки, а после их окончания распускаются почки дуба и липы.
  12. Обратить внимание на цветущие: вишню, грушу, яблоню. Ароматом белых, розовых цветков пропитан воздух. Вокруг цветков кружат желтые, мохнатые пчелы.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПТИЦАМИ

  1. Превыми из перелетных птиц на родину прилетают грачи. Они не боятся холода , а корм найти сумеют. Пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут пропитание возле жилищь людей.
  2. Обратить внимание на ворон, которые галдят, ссорятся, делят места для гнезд. Понаблюдать, как вороны приносят веточки ,траву для ремонта старых гнезд.
  3. рассказать детям, что в марте (25 марта) будет праздноваться «День птиц». Предложить установить на территории участка скворечник. Будем ждать приема скворцов.
  4. Вскоре прилетят скворцы. Они деловито проверяют свои скворечники. Скворцы очень любят петь ,сидя на жердочке возле своего жилища. Предложить детям послушать пение скворца.
  5. Продолжать вести наблюдение за воробьями: они садятся на освещенные солнцем деревья , купаютя в пыли и оживленно чирикают.
  6. Понаблюдать за скворцами. Вспомнить, как называется их жилище. Напомнить, что скворцы не вьют гнезд.
  7. Понаблюдать за повадками грачей. Послушать их крик. Чем отличается грач от вороны?
  8. Напомнить ребятам, что в апреле улетают на север снегири и свиристели. Почему?
  9. Рассмотреть скворечник. Обратить внимание на окошко. Почему его делают маленьким? Зачем возле окошка прибивают жордочку? Вешеют скворечник окошком к солнцу. Скворцы любят петь сидя напротив солнышка.
  10. Рассказать детям, что лучшим певцом из птиц считается соловей. Птичка серенькая , неприметная. Соловьи любят строить гнезда в зарослях черемухи, ивы .возле рек, ручьев.
  11. Рассмотреть ласточек, они прилетают позже других птиц. Рассмотреть на картинке ласточкино гнездо, рассказать из какого материала они его строят.

НАБЛЮДЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

  1. Все рады солнцу, оно сейчас яркое, но мы еще слабо ощущаем тепло его лучей. Предложить детям ежедневно ставить ведерко под крышу и измерять количество талой воды. Оно будет постепенно увеличиваться. Талой водой поливают комнатные растения.
  2. Предложить детям понаблюдать за изменением снега. Назвать его новые признаки: рыхлый, грязный. На его поверхности образуется ледяная корочка, а под ней рыхлый снег. Скоро снег станет серым и весь будет в ямочках, потому что снежинки тают и превращаются в воду.
  3. Во время наблюдения за таянием снега рассказать детям, что март называют капельником. Солнце все же одолевает зиму. Оно поднимается все выше и выше и все ослепительнее становятся его лучи.
  4. Понаблюдать с детьми за ручейками, которые пробили себе дорогу в снегу. Послушать, как журчит поток воды.
  5. Отметить с детьми ослепительное сияние солнца. Оно поднимается все выше. С юга дуют очень теплые ветры.
  6. Предложить детям посмотреть какое место на участке высохнет быстрее: там где глинистая или где песочная почва? Объяснить что глинистая почва сильнее пропитывается водой, а потому долго не просыхает, песочная, наоборот, хорошо пропускает воду и быстро просыхает.
  7. Спросить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером? Это можно проверить дотронувшись до металлических предметов. Предложить детям понаблюдать, какие предметы быстрее нагреваются солнцем темные или светлые.
  8. В начале мая прогремит первый гром. Понаблюдать за тем, как природа меняется перед грозой.
  9. После дождя осмотреть участок. Что изменилось? Полюбоваться капельками дождя на цветущих растениях. Воздух стал чистым, свежим.
  10. После дождя понаблюдать за радугой на небе. Рассмотреть и вспомнить ее цвета.

ВЕСНА:

МАРТ,

АПРЕЛЬ,

МАЙ

ЗИМА:

ДЕКАБРЬ,

ЯНВАРЬ,

ФЕВРАЛЬ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" старшая группа

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") старшая группа...

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).

Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю  нге более 25 минут...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии на тему: "Мы спасатели природы" (старшая группа)

Представлена методика организации образовательной деятельности с детьми старшей группы в рамках ознакомления с окружающим миром. В ходе занятия дети приобретают понимание того, что скопление мус...

Нетрадиционное родительское собрание в форме КВН на тему «Знатоки природы». Старшая группа.

Создать условия  для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом....

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Ознакомление с миром природы. Старшая группа. Зимние явления в природе

Ознакомление с миром природы. Старшая группа. Зимние явления в природе...


 

Комментарии

Шаганц Армине Ареговна

Прекрасная работа!!!