Ознакомление с миром природы. Старшая группа. Зимние явления в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Царан Александра Владимировна

Ознакомление с миром природы. Старшая группа. Зимние явления в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_yavleniya_v_prirode.docx849.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 156»

Конспект занятия

Образовательной деятельности

«Ознакомление с миром природы»

Тема: Зимние явления в природе. 

Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

                                                                                     

                                                                               Подготовил: воспитатель

                                                                      Царан Александра Владимировна

Оренбург, 2022 г.

Тема: Зимние явления в природе.

Цель: расширять представления о зимних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию исследовательской активности детей в процессе экспериментирования;

- активизировать речь: иней, мороз, метель, вьюга, поземка, снегопад;

- закреплять знания о зимних месяцах.

Развивающие:

- развивать познавательную активность;

- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы.

Материалы и оборудование: Фотографии зимнего пейзажа, телевизор, ноутбук с выходом в интернет, видео https://youtu.be/avd8EeGKnGI, изображения природных явлений (иней, изморозь, метель, снегопад), набор для эксперимента (поднос, две тарелки с большой и маленькой льдинкой, две банки с водой.

Виды детской деятельности в занятии: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

Планируемый результат:

- сформированные представления о зимних изменениях в природе;

- исследовательская активность детей в процессе экспериментирования;

- умение детей отвечать на вопросы поискового характера;

- познавательный интерес к миру природы.

План занятия:

Вводная часть:                                                                                             3 мин

Эмоциональный настрой.

Определение цели.

Основная часть:                                                                                        20 мин

Выполнение заданий.

Физкультурная пауза.

Заключительная часть (рефлексия):                                                         2 мин

Подведение итогов.

Длительность:                                                                                           25 мин

Ход образовательной деятельности

Части ОД

Содержание

Области

Вводная часть. Эмоциональный настрой. Определение цели.

В.: Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц?

Ответы детей. Воспитатель вешает несколько фотографий зимнего пейзажа на доску.

В.: Правильно, ребята. Сейчас зима. И сегодня мы будем разговаривать о зимних изменениях в природе.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативная.

Основная часть.

Просмотр видео для детей «Зимние явления в природе».

Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе»: «Зимние братья».

Беседа по содержанию рассказа.

Физминутка «Вот студеною зимой».

Знакомство с понятиями: иней, изморозь, метель, снегопад.

Дидактическая игра «Придумай слово».

В.: Для начала давайте посмотрим видео про зимние явления в природе.

Воспитатель включает обучающее видео на телевизоре: https://youtu.be/avd8EeGKnGI 

В.: Ребята, о каких явлениях в природе вы узнали из видео?

Ответы детей.

В.: Я вам сейчас прочитаю рассказ Натальи Фёдоровны Виноградовой «Зимние братья».

«Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые. Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.

В.: О каких братьях-месяцах говорится в рассказе?

- А как называется первый зимний месяц?

- Какие приметы декабря были описаны в рассказе?

- Как называется второй зимний месяц?

- Какие приметы января были описаны в рассказе?

- Как называется третий зимний месяц?

- Какие приметы февраля были описаны в рассказе?

Ответы детей.

В.: Пришло время немного разомнуться.

Вот студеною зимой (Дети машут руками.)

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед.)

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит. (Дети встают)

Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)

Скачет по полю лиса. (Прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)

И домой к себе вернемся. (Дети садятся на места)

В.: Ребята, а какие зимние явления вы знаете?

Ответы детей.

В.: Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся различными цветами.

- Каждую зиму все на улице покрывается слоем снега. Время, когда на землю падают снежинки называется снегопадом. В морозную погоду снежинки напоминают белые пушистые хлопья, а вот при высокой влажности из облаков выпадают вовсе не снежинки, а маленькие льдинки. Их называют «снежная крупа». Попасть под такой снегопад весьма неприятно. Снежинки образуются внутри облаков, а потом спускаются вниз. В тихую погоду без ветра они могут спускаться медленно и красиво кружиться в воздухе. А если дует сильный ветер, то обычный снегопад превращается в метель.

- Иногда бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и тогда из-за белой пелены ничего вокруг не видно. Это явление называется метель. Метель – это  перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Снег может подниматься как ранее выпавший, так и сопровождаться снегопадом. Особенно часто метели, вьюги, пурга бывают в феврале. Даже поговорка такая есть: «В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри.

На дворе метет метель.

Кружит снег как карусель.

И покрылось все кругом

Белым снежным полотном.

Намело сугробов горы.

Снежные кругом заторы.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок, данных явлений природы.

В.: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?

- Зима (какая?)

- Снежинка (какая?)

- Снегопад (какой?)

- Метель (какая?)

- Иней (какой?)

Ответы детей.

В.: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием! А теперь мы пройдём в нашу лабораторию.

Воспитатель приносит в группу поднос, на котором стоит две тарелочки с льдинками. Одна льдинка большая, другая поменьше. Две банки с водой.

В.: Смотрите у меня есть большая и маленькая льдинки. Давайте поместим льдинки в ёмкость с водой. Что произойдёт с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Понаблюдайте за таянием льдинок.

Наблюдение за таянием льдинок. Выводы.

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное.

Физическое развитие.

Игровая деятельность.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

В.: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали?

- Что нового узнали?

- Какой провели эксперимент?

- В какую игру играли?

Ответы детей.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

https://sun9-19.userapi.com/impg/lguOmbR5K1x42rV-np9JzId-7VW6Vz5ouvm9jQ/PFIjwCjZPSc.jpg?size=1280x896&quality=96&sign=cf6f842d06270915cd384b3eb2b7fdea&type=album

https://i.pinimg.com/736x/14/1e/86/141e86ac9fcc907c7b2c1c09600f0efd--puzzle-art-winter-images.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-no_eK00YSAQ/UsE2QwR5ogI/AAAAAAAAHeM/tjaTRVmS04k/s1600/%25D0%2598%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5+179.jpg

https://oir.mobi/uploads/posts/2019-11/1575073321_izmoroz-96.jpg

https://img2.goodfon.ru/original/2048x1360/7/81/vetka-yagody-osen-kristally.jpg

https://kartinkin.net/uploads/posts/2021-03/1616037521_17-p-fon-metel-18.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5c9bd9755703d71d300d4db7131420f2-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цв...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».

В ходе занятия ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,воде, земле, огне.Способствовать расширению и углублению представл...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»

Занятие по формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Календарно-тематическое планирование по теме недели "Пришла зима. Зимние явления в природе" подготовительная группа

Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы, обособенностях деятельности  людей в зимний период; о безопасном поведении зимой.Обощать представления о ...

«Времена года. Зима. Зимние явления в природе».Старшая группа.)

Расширить представления детей о зимних изменениях в природе. Способствовать формированию исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....

Конспект НОД по экологии в старшей группе "Зимние явления в природе"

Расширять представление дете озимних явлениях в природе...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе«Зимние явления природы»Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы....