Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство развития сенсорной культуры ребенка»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Конюхова Светлана Леонидовна

Изучение эффективности развития  у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, используя дидактические игры, которые направлены на обучение детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_konyukhova_s.l.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко»

Полтавского района Омской области

Воспитатель: Конюхова С.Л.

Опыт работы по теме «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

Цель: Изучение эффективности развития  у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, используя дидактические игры, которые направлены на обучение детей.

Задачи:

  • Разработать  содержание  работы;
  • Составить перспективный план;
  • Составить диагностический пакет для определения уровня развития сенсорного развития;
  • Обогатить предметно – развивающую среду.

Методы: Теоретические (анализ литературы по проблеме исследования), наблюдение, словесные методы, методы формирования общественного сознания (упражнения, практические задания), организация уголка «сенсорики».

Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных  процессов (ощущений, восприятий, представлений). Именно на сенсорном развитии я сосредоточилиа свое внимание, так как сенсорные процессы представляют собой  первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому  сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного  и  эстетического воспитания. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должна состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. В соответствии с этим гипотеза моей работы заключается в том, что с возрастом, изменяется уровень сенсорного развития, что влияет на результативность детской деятельности. Уровень сенсорного развития индивидуален и поддается корректировке. Следовательно, можно говорить о том что, формируя представления о внешних свойствах предмета и совершенствуя деятельность органов чувств, мы будем способствовать более высокой успеваемости дошкольника.

Изучая теоретическую базу этой темы, я познакомилась с трудами многих педагогов и психологов:

  1. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;
  2. Н.П. Саккулина «Сенсорное воспитание в детском саду»
  3. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми 3-4 лет»
  4. Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

Поэтому задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение, для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Работая с детьми,  я увидела, что у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительной трудностью протекало различение и называние цветов.

Для решения этой проблемы я решила организовать кружок «Бабушкин клубочек». Работаю с группой из 10 человек. Периодичность занятий – один раз в неделю.  Для каждой возрастной группы у меня есть специальные игры, задания, упражнения, которые можно использовать как воспитателям, так и родителям в домашних условиях для развития мелкой моторики.

1 младшая группа:

-«Воздушные шары»

-«Красивый букет»

2 младшая группа:

-«Зажги фонарик»

-«Полосатые коврики»

Средняя группа:

-«Радуга»

-«Чайный сервиз».

Для занятий я подбираю различные традиционные игровые пособия, задания для индивидуальной работы, некоторые приобретаю, другие изготавливаю сама.

В группе широко представлена сенсорно развивающая среда, процесс обучения становится более доступным и увлекательным. В ней собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках.                                 

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов я использую следующие нетрадиционные дидактические игры и пособия:  «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша». Все игрушки, предметы, используемые  на этих занятиях, выставляю в предметно – развивающую среду.                                                                    

  К работе по воспитанию сенсорной культуры ребенка я подключила и родителей. Провела для них родительское собрание по теме: «Путешествие в страну Сенсорику», где родители ознакомились с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет, смогли сами поиграть в дидактические игры направленные на развитие мелкой моторики рук. На собрании была подготовлена выставка дидактических игр, способствующая сенсорному развитию детей. Для каждой семьи розданы памятки, с кратким содержанием лекции по теме: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития».

Подготовила для родителей консультации:

  • «Место сенсорного воспитания в работе детского сада»
  •  «Большая польза от мелкой моторики»

Но для того чтобы выяснить, как ребенок воспринимает цвет, форму, величину предметов, нужна специальная проверка, которую я провожу по методике Л.А. Венгера.
 И вот какими были результаты сенсорного развития малышей на 1 февраля 2012года:

  • Высокий уровень – 2 человека(8%)
  • Средний уровень – 10 человек(40%)
  • Низкий уровень – 13 человек(52%)

Содержание  последующих занятий активно способствовало дальнейшему развитию сенсорному воспитанию.  Дети учились группировать предметы по цвету, складывать пирамидку из колец, чередуя их по цвету опираясь на образцы воспитателя. Детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера являются на данном возрастном этапе ведущими. Желаемый эффект достигается в результате не одного- двух занятий, а в результате кропотливой, систематической работы и хорошо спланированных занятий.

В мае 2012 года провела плановое обследование сенсорного развития детей по следующим разделам: задания на группировку предметов по величине, форме, цвету.

  • Высокий уровень – 4 человека(16%)
  • Средний уровень – 14 человек(56%)
  • Низкий уровень – 7 человек(28%)

Три летних месяца оказались благоприятными для сенсорного развития детей. Практически всем малышам родители приобрели дидактические игры и пособия для развития моторики рук. Доказательства: это и рассказы детей, и фотографии детей при выполнении заданий в играх. Дети подзарядись знаниями, полученными в ходе этих дидактических игр, да и просто подросли. И у меня в летний период было больше времени для организации игр, способствующих сенсорному развитию детей.

Результаты обследования сенсорного развития детей в сентябре 2012 года были таковы:

  • Высокий -7 человек(28%)
  • Средний -16 человек(64%)
  • Низкий -2 человека(8%)

Проанализировав результаты обследования, я составила перспективный список игр, которые бы целенаправленно помогали развивать сенсорную культуру ребенка. Продолжаю использовать в своей работе дидактические игры из пособия Э.Г.Пилюгина  «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», я нашла необходимый материал в книге под редакцией Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Ученые выяснили, что универсальным средством организации сенсорного развития является совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире. Ребенку необходимо самому научиться использовать осязание, зрение, слух. В результате кропотливой работы, мои дети легко справляются с предложенными мною заданиями, что облегчает мою работу и в непосредственной образовательной деятельности. И, исходя из результатов диагностики, результаты есть, а значит, стимул для работы будет всегда. Данная работа еще не закончена. Об успехах или неудачах можно судить, только лишь по окончании детьми детского сада. На данный момент дети находятся в средней группе, а это значит, что впереди у нас большой и насыщенный творческий путь……..

Литература:

  1.  Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». Книга для воспитателя детского сада, под ред. Л. А. Венгера, - М.: Просвещение, 1989г.
  2. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада - М.: просвещение, 1983 г.
  3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста». Книга для воспитателей детского сада и родителей. М. , Просвещение, АО «Учебная литература», 1996 г.
  4. Е.А.Никитина «Сенсорные уголки для диагностики» - «Обруч» № 2 – 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"

Опыт работы по подготовке детей  к школе через игровую деятельность....

Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».

Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...

Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»

    Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...

Опыт работы по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».

В опыте работе по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников», представлена проделанная работа с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп...