Педагогический опыт работы по теме: «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Хасанова Гульнара Павловна

Опыт работы с 2021-2024 уч.год воспитателя первой квалификационной категории Хасановой Г.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Семицветик»

Педагогический опыт работы по теме:

«Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса

у детей младшего дошкольного возраста»

                                                         

Выполнила: воспитатель

                                                                             

 I квалификационной категории

                                                              Хасанова Гульнара Павловна.

 

                                                                                           

Озерск 2024

Содержание:

Введение

стр. 2

Актуальность проблемы

стр. 2

Теоретическое обоснование педагогического опыта

стр. 3

Новизна темы обобщения педагогического опыта

стр. 5

Задачи работы по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста

стр. 5

Структура дидактической игры

стр. 7

Технология решения задач познавательного развития детей

стр. 8

Работа с родителями

стр. 12

Работа с педагогическим сообществом

стр. 12

Результативность работы

стр. 13

Перспективы работы

стр. 14

Список литературы

стр. 15

Приложения

Введение

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

 Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры.  Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактических игр и упражнений составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Актуальность проблемы

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

То есть программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Познавательная активность  является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей.

Причины, препятствующие развитию познавательной активности:

- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;

- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;

- дети слабо владеют познавательными действиями.

Дидактические игры и упражнения широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют  расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактические игры и упражнения делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. И тем самым решаются противоречия между необходимостью игровой деятельности и социумом, где игра малоценна; между возрастными возможностями дошкольников и материальными возможностями социума.

Всё это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения данной проблемы

 Теоретическое обоснование педагогического опыта

Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.

М. Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).

Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л.С. Выготский, С. А. Шмаков и др. С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир.

Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры» Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

Французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.

К.Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений. Игра не потеряла своей значимости и в современном процессе воспитания, развития и обучения детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется.

Очень хорошо и полно особенности познавательной активности описаны в работах Г. И. Щукиной. Г. И. Щукина определяет познавательную активность как интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями, под эмоциональным – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции. Далее она рассматривает следующие ступени развития познавательной активности посредством игры: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Г.И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих условий. Любознательность и элементарный познавательный интерес не является врожденными качествами, а любопытство само по себе есть не что иное, как реакция на новизну, и отличается большой рефлекторностью, чем любознательность, а тем более – познавательный интерес. Однако миновать стадию любопытства в развитии интереса невозможно.

Таким проблема познавательного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

        Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, сделаны выводы о том, что игра позволяет:

  • активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
  • систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
  • формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
  • воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
  • формировать связную речь;
  • обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Новизна темы обобщения педагогического опыта

 Цель деятельности педагога заключается не только в том, чтобы с помощью дидактических игр и упражнений формировать у ребенка умение ориентироваться в различных свойствах предметов. Использование дидактических игр и упражнений помогает развивать у детей первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.

    Целью познавательного развития ребенка является формирование у него познавательных способностей. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и, самое главное, средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Поэтому, ведущей педагогической идеей является, создание эффективных условий для активизации познавательной активности детей с использованием дидактических игр разного рода видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процессов воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей младших дошкольников.

Прослеживается четкая связь между разными видами деятельности: речевой, познавательной, изобразительной, игровой, музыкальной, свободной самостоятельной деятельностью. Опыт работы систематизирован в едином контексте с содержанием практического, игрового и теоретического материала.

Созданы условия соответствующей развивающей среды в группе; усовершенствована работа с родителями путем сотворчества и приобщения родителей к активному участию в воспитании детей; налажено взаимодействие с педагогическим сообществом.

Задачи познавательного развития

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает решение следующих задач:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

От возраста к возрасту задачи развития познавательно – исследовательской деятельности усложняются, и решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности, в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Познавательное развитие осуществляю через разные формы:

- непосредственно образовательную деятельность

- игры

- экспериментирования

- наблюдение

- художественное творчество

- дидактические игры и упражнения

         На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, необходимо широко использовать дидактические игры.

      Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

     Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к дидактическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

      Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Структура дидактической игры

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.

Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т.п.

Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим (растительным) узором и др. Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка, петушок, корова); самому изобразить, как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и др.

Для детей среднего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Так, в некоторых играх дети выполняют, как и малыши, имитационные движения, но последние предполагают уже воссоздание образа, а не показ какого-либо отдельного признака, как раньше («Что мы делали не скажем, но что сделали, покажем», «Угадай, из какой я сказки»). В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры типа «Лото», «Домино», «Лабиринт»),

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи (закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки; при игре в бильбоке держать игрушку только в правой или только в левой руке). В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением, что повышает произвольность последнего (в игре «Молчанка» запрещается говорить, в игре «Скажи наоборот» - бросать мяч, пока не сказано слово).

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети настраиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.

Технология решения задач познавательного развития детей

         Одним из направлений развития ребенка - дошкольника является  познавательное развитие.  Зная  о том, что игра является основным видом деятельности дошкольников, было решено использовать дидактические игры в  развитии познавательных способностей дошкольников.

         На первоначальном этапе был проведен мониторинг созданной в группе предметно-развивающей среды. Полученные в результате мониторинга данные помогли проанализировать как созданную в группе предметно-игровую развивающую среду, так и используемые в работе технологии развития и обучения, взаимодействия с родителями воспитанников.

Анализ показал, что созданная  предметно-развивающая среда соответствует принципам ФГОС ДО - она доступна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, безопасна. Но для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм необходимым стало пополнить Центр «Дидактической игры» играми и пособиями, соответствующими возрастным и программным требованиям детей младшего дошкольного возраста.

С этой целью, а так же в соответствии с перспективным планом работы (Приложение №1) приобретены игры, для развития и закрепления у детей представлений о сенсорных эталонах,  приобрела «Логические блоки Дьенеша».
       На формирование у детей гендерной принадлежности, своими руками были изготовлены лепбуки «Мальчики» и «Девочки».
Лэпбуки знакомят с женскими и мужскими профессиями, именами, играми «Одень мальчика, одень девочку», «Найди отличия», содержат разрезные картинки, сказки о мальчиках и девочках, стихи и загадки. Задания развивают логику, мелкую моторику, память, внимание и содержат разнообразные игровые приёмы.

Разработаны  картотеки дидактических игр:

  • по гендерному воспитанию  детей  (Приложение №2) 
  • по познавательному развитию  (Приложение №3)

        Таким образом, в группе пополнился Центр «Дидактической игры». Игры  в нем расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Центр «Дидактической игры» - мобильный, игры в нем меняю в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей.

        По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:

  • Познавательной направленности:
  • сенсорные (для закрепления представлений о цвете величине форме);
  • математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении количества предметов);
  • для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами с профессиями людей и т.п.).
  • Художественно-эстетической направленности:
  • музыкальные (для развития чувства ритма).
  • Игры, направленные на развитие речи младших дошкольников:
  • для ознакомления со словом и предложением формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря.

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

  • игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
  • настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
  • словесные.

Чтобы знания, даваемые детям в процессе дидактических игр, не были разрозненными, был составлен перспективный план работы по обучению детей дидактическим играм.

Игры распределены по  группам, в порядке усложнения заданий - от простого к сложному.

      В первую группу вошли игры, где закрепляются представления о цвете предмета, о его  форме. Дети знакомились с сенсорными эталонами, учились подбирать предметы по цвету, обследовали форму предмета зрительно, затем на ощупь, учились сопоставлять форму предмета с геометрическими образами. Играя в такие игры, как «Подбери по цвету», «Спрячь мышку», «Воздушные шарики», закрепляли с детьми   цвет предмета. Игры из этой группы помогали формировать у детей  цветовые представления. Дети учились соотносить цвета разнородных предметов. Игры «Чудесный мешочек», «Найди предмет по форме»  помогали закреплять знания детей о форме предмета, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

      Во вторую группу вошли игры, знакомящие детей с новым качеством – величиной. Дети учились определять величину предмета различными способами. В данную группу вошли игры «Сбор фруктов», «Три медведя».  Они позволяли развивать у детей глазомер при выборе предмета определенной величины.

      В третью группу вошли игры на ориентировку в пространстве. Такие игры, как «Кукла Маша купила мебель» и «Новоселье куклы» позволяли учить детей ориентироваться в пространстве, развивали у них образное мышление.

       В четвертую группу  вошли  игры на развитие психических процессов: внимания, воображения, например «Веселый гном», «Найди ошибки». Цель данных игр: развивать внимание, воображение.

          Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в Центре «Дидактической игры»,  в игры вовлечены малоактивные и пассивные дети. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.

      Следующий шаг - использование игр в непосредственно образовательной деятельности.

       Непосредственно образовательная деятельность проводится в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста. Определяя объем знаний, необходимо опираться на результаты диагностики и собственные наблюдения, чтобы не допустить недооценки и переоценки возможностей малышей, и избежать их пассивности в ходе образовательной деятельности.

Если в ходе непосредственно образовательной деятельности используются дидактические игры, то их место  в структуре непосредственно образовательной деятельности определяется в соответствии с целью, назначением и содержанием образовательной деятельности.

      Есть занятия, полностью состоящие из набора дидактических игр, объединенных одним сюжетом или игровым персонажем. Например, в гости к детям часто приходят Хрюша и Степашка и приносят им задания. Или же дети отправляются в гости к Мишке, преодолевая по дороге ряд препятствий и решая занимательные упражнения.  

     Организуя дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной детской деятельности, закрепляются, углубляются, расширяются представления детей, одновременно решаются обучающие и игровые задачи.

        Играя с детьми в дидактические игры, отмечается их положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей. Например, использование  дидактических игр: «Подбери по цвету», «Воздушные шары», «Спрячь мышку» для закрепления представлений о цветах, учила выделять цвета, отвлекаясь от других признаков.

В играх «Подбери по форме», «Чудесный мешочек» учила детей выделять форму в конкретных предметах и на ощупь. В играх  с пирамидками и башенками, закрепляла у детей представления о цвете, форме, величине и размере предмета. В процессе игр у детей возникало желание узнать, как правильно выполнять задание, а затем и выполнить его.  Рассказывая детям правила игры и способ действия, учила их играть.

В некоторых случаях приходилось показывать способ действия. Он содержал в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило.  Например, играя с детьми в игру «Собери пирамидку», выбирала колечко за колечком, надевала его на стержень, давала детям наглядный образец игрового действия. Затем обращала внимание детей, какая ровная и красивая пирамидка. Это потому, что мы собрали ее правильно.

Играя в игру «Найди свой домик», закрепляла с детьми умение различать цвет, форму. Формировала представления о символическом изображении предметов.  Эта игра очень нравится детям. Помимо закрепления цвета и формы,  у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.  

      Дидактическая игра  «Разрезные картинки»  позволяла формировать  у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорила детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.

     В дидактической игре «Украсим елочку» дети учились подбирать предметы, обозначающие цвет и форму, по слову. Я рассказывала детям о том, что скоро праздник Новый год.  Все будут наряжать елки.  Елка будет и у нас в группе, но не настоящая, а игрушечная. Мы ее сами нарядим, но есть одно условие: шар будете вешать того цвета, который я назову. Дети наряжают елку сначала разноцветными шарами, а затем и разноцветными игрушками. В данной игре развиваются не только познавательные, но и речевые способности детей: дети называют игрушку, которую берут и ее цвет и форму. Или же после того, как елка украшена, дети перечисляют, какого цвета игрушки на елке. Дети самостоятельно выполняют задание, но в случае затруднения, обращаю внимание на шар такого же цвета: Найди игрушку такого же цвета, как этот шар».

      Для развития представлений у детей о сенсорных эталонах – цвете, форме, величине, толщине использовала логические блоки Дьенеша.  Сначала дала детям их для рассматривания. Манипулируя ими, дети выясняли, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Затем, осваивая качества логических блоков, дети играли с ними как с конструктором, называя одно из свойств  предмета.  

       Когда дети научились находить предметы по одному свойству, задания стала усложнять:   учились различать и находить предметы по форме, цвету и величине. Сначала зрительно, а затем и на ощупь (игры «Найди такой же» и «Чудесный мешочек»).  Следующие игры были сложнее предыдущих, например, «Выложи дорожку с условием, чтобы фигуры не повторялись по форме или цвету», «Подари Хрюше все красные фигуры, а Степашке – все не красные».

       Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша, способствуют активизации мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, формированию элементов логического мышления, повышению интереса к образовательной деятельности.

      Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.

     

Работа с родителями

          Работа по развитию познавательных способностей не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями.      Деятельность по формированию познавательных представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр ориентирована на совместное взаимодействие участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. Поэтому родители являются активными помощниками.

С родителями проводились следующие формы взаимодействия по теме моей углубленной работы:

  • Анкетирование и тестирование родителей (Приложение № 4)
  • Родительские собрания: «Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры», «Растить любознательность» (Приложение № 5)
  • Консультации для родителей «Игры дома», «Познаем играя»                                                                                                       (Приложение № 6)
  • Выставка литературы, игр, пособий.
  • Практикум для родителей «Играем вместе» (Приложение №7)
  • Обобщен опыт семейного воспитания.

Важным стало понимание родителями роли семьи в обучении детей, им  было практически доказано, что познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, в первую очередь самих  родителей. От внимательного отношения семьи к развитию своего ребенка зависит и конечный результат.

Результат деятельности:

  • Повысился уровень знаний родителей о значении дидактической игры в познавательном развитии детей.
  • Дома оборудованы игровые уголки.
  • Родители приобретают игры для детей с учетом возрастных особенностей, целей и задач.

Работа в педагогическом сообществе

   Обучение детей невозможно без тесного взаимодействия с педагогическим сообществом. Повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания по теме «Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры» в работе с педагогами осуществляется через следующие формы работы:

  • открытый показ непосредственно образовательной деятельности для педагогов детского сада и города;
  • выступление на семинарах-практикумах, педагогических советах, заседаниях методического объединения воспитателей ДОУ (Приложение № 8);
  • презентация проектов, опыта работы;
  •  «Круглый стол» по проблемам познавательного развития младших дошкольников;
  • ведение персонального  сайта, на  котором регулярно размещаются личные методические разработки и практические материалы по данной теме, личные достижения, а также рекомендации и консультации для родителей и педагогов дошкольного образования, интересные моменты из жизни группы, фотоотчеты проводимых методических  и развлекательных мероприятий;
  •  диссеминация методических наработок на Всероссийских педагогических сайтах.

Результативность работы

        В работе по развитию познавательных способностей  дети:

  • познакомились с основными геометрическими фигурами, запомнили их названия;
  • научились различать цвет;
  • научились сравнивать по величине;
  • развилось тактильное и зрительное восприятие;
  • сформировалась мелкая моторика рук.

        Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

        Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в течение двух лет благотворно отразилось на их навыках и умениях. Анализ деятельности по развитию познавательных способностей показал, что дети успешно овладели навыками и умениями (Приложение №9).

Представленная система работы направлена так же на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе данных дидактических игр и упражнений, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, которые они получили при взаимодействии с окружающим миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально – поисковой деятельности.

        В результате работы по развитию познавательных способностей посредством дидактических игр и упражнений дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, сформирована самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

        Таким образом, используя дидактические игры и упражнения для формирования познавательных способностей, педагог решает важнейшую задачу современного развития ребенка.

Перспективы работы.

В своей дальнейшей работе планирую:

  • продолжать педагогическую деятельность по теме «Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры» как в рамках основной образовательной программы, так и в форме кружковой работы;
  • опубликовать материалы методических наработок на Всероссийских педагогических сайтах и методических сборниках;
  • выступить с открытыми показами непосредственно образовательной деятельности в «Панораме педагогических достижений»;
  • продолжать работу по взаимодействию с семьями воспитанников и воспитателями ДОУ в данном направлении.

Список используемой литературы

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М.: Юнити-Дана, 2010.- 302 с.

2. Бабаева Т. И. [и др.] Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.- Спб.: Детство-Пресс, 2012.- 160 с.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Астрель, 2010.- 336 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.1. Переизд. М.: Проект. 2002. С. 202

5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб.: Питер, 2013.- 208 с.

6. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию / В.Н. Секачев. М.: Институт общегуманитарных исследований. 2004. С. 50

7. Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. М.: Аспект-Пресс. 2006. С. 62

8. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2011. - 32 с.

9. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада: сост. Н.В. Нищева.- Спб.: Детство-Пресс, 2011. - 144 с.

10. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей.-М.: Наука, 2009.- 208 с.

11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Просвещение, 2010.- 280 с.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Смысл, 2010.- 352 с.

13. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования.- М.: Владос, 2010.- 296.

14. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб.: Питер, 2013.- 320 с.

15. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы.- СПб.: Питер, 2009.- 366 с.

16. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер. 2002. С. 322

17. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 2010. -128

18. Минская Г.И. Ребенок в дошкольном детстве. М.: Гардарики. 2008. С. 116

19. Мухина В.С. Детская психология.- М.: Апрель-Пресс, 2009.- 352 с.

20. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. / Т.Н. Овчинникова. М.: Коррекционная педагогика. 2001. С. 98

21. Островский Э.В., Л.И. Чернышова. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник. 2006. С. 91

22. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника.- Спб.: Речь, 2012.- 271 с.

23. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2 .- М.: Апрель Пресс, 2011.- 464 с.

24. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Владос. 2004. С. 211

25. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 358 с.

26. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.- М.: Астрель, 2011.- 96 с.

27. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников.- М.: Сфера, 2014.- 112 с.

28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики. 2007. С. 127

29. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь. 2000. С. 81

30. http://www.detskiysad.ru/ped/ped136.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

Опыт работы: "Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут в этом мире, входят в него, как ...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Конспект мастер – класса для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста »

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...

Обобщение из опыта работы на тему: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...