Инновационный прект "Формирование основ правовой культуры дошкольников посредством игрового взаимодействия"
материал по теме

Серебрянская Наталья Владимировна

Конкурсная работа представленная на "Учитель года 2010"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

                               Уважаемые члены комиссии, коллеги.

СЛАЙД №1                                    ТЕМА                                      

 Вашему вниманию представляется инновационный проект на тему: «Формирование основ правовой культуры дошкольников, посредством игрового взаимодействия»

СЛАЙД №2                АКТУАЛЬНОСТЬ    

     Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Еще Козлова говорила о том, что  Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли…..

СЛАЙД №3

 Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый

процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период.

    В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции,

типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

   Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.

  Актуальность данного проекта подтверждается, еще и тем, что он носит междисциплинарный характер: т.е. интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук.

СЛАЙД№4    «Высказывание Сухомлинского»

       Одним из основных средств воспитания правовой культуры детей в детском саду выступает игра, так как она является ведущим видом деятельности в данный возрастной период, и  эффективным средством формирования личности дошкольника.

      Игра это не только удовольствие и радость для ребенка, ведь в процессе игры он приобретает новые знания, умения и навыки, раскрывает свои возможности.

     Игры, предлагаемые для проведения на занятиях по правовому воспитанию, с одной стороны, оживляют занятие, а с другой – несут значительную смысловую нагрузку, как интеллектуальную, так и воспитательную. Играя, дети знакомятся с новыми формами общения, учатся взаимодействовать друг с другом.

 СЛАЙД№5      Методологическую основу проекта составили работы:

1 С.А. Козловой, А.В. Запорожца, Л.П. Стрелковой, Г.П. Давыдова и т.д. –

Позволившие рассматривать  правовое воспитание детей дошкольного возраста – как целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений,  правильного правового поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

2 Эльконина Д.Б, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, В.А. Сухомлинского, Мухиной и др. , подчеркивающие важную роль игры в формировании личности дошкольника  и ее правовых убеждений, взглядов, правового поведения.

СЛАЙД №6   (ПРОБЛЕМА)

    “Временные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания, реализуемые в ДОУ” ориентируют педагогов дошкольных образовательных учреждений на правовое воспитание дошкольников, предлагая знакомить детей с международными правовыми документами, регулирующими отношения между людьми.

    В ряде образовательных программ для дошкольных учреждений (“Детство”, “Истоки”, “Я – человек”, “Семицветик”, “Открой себя” и др.) заявлен гражданский аспект образования. В них поставлены отдельные задачи развития представлений детей о своей стране, знаменитых людях своего отечества, приобщения к историко-культурным ценностям своего народа. Однако проблема воспитания правовой культуры в упомянутых программах не ставится.

    Таким образом, в настоящее время в практике отсутствует целостная научно-обоснованная программа воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста, что по своей сути и является проблемой, которая ориентирует на выделение следующих противоречий:

СЛАЙД №7 (Противоречия)

 Во –первых между:

  • потребностью общества в  социально зрелой, свободной личности, обладающей правовыми знаниями и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, способствующих формированию правовой культуры  личности дошкольника;

Во-вторых:

  •  между реальным уровнем готовности воспитателей и родителей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем, что требует специальной  работы с педагогическим составом и родителями.

СЛАЙД №8  (ЦЕЛЬ)

Все эти аспекты, позволяют сформулировать цель данного пректа:

 Способствовать формированию основ правовой культуры  детей дошкольного возраста, посредством игрового взаимодействия.

Реализация данной цели возможна путем решения, следующих задач:

СЛАЙД №9  (ЗАДАЧИ)

  • Создание условий для  формирования у детей правовой культуры.
  • Разработать систему занятий,  дидактический и наглядный материал для игр,  способствующие формированию правовой культуры личности дошкольника.
  • Совершенствование уровня правовой культуры педагогического состава дошкольного образовательного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад

   СЛАЙД 10              УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА (ФОТО )

Основными  участниками проекта  являются дети, родители (законные представители)   и  педагогический состав дошкольного образовательного учреждения (воспитатели, педагоги-специалисты)

СЛАЙД  №11 (Концептуальная модель проекта)

Правовое воспитание  в данном проекте направлено на формирование основных блоков правовой культуры:

логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);

эмоционально-образного  (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);

–  поведенческого ( реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).

            СЛАЙД 12            МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА                  

   В качестве основных методов реализации проекта, мною были выбраны, следующие:

1.Психодиагностический метод (анкетирование)-  с целью изучения  уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников проекта.

2.Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым

3.Организованное обучение (занятия) с детьми по правовому воспитанию предлагаю  соотнести с образовательным содержанием раздела «Социальный мир» комплексной образовательной программы «Детство» с включением  просмотра и анализа фрагментов мультипликационных фильмов, чтения и обсуждения художественных произведений. 

          4.  Для подготовки педагогического состава дошкольного образовательного        

             учреждения к правовоспитательной деятельности  считаю  необходимым

             проведение  педсоветов, консультаций, семинаров.

         5. Вовлечение родителей в формирование правовой культуры детей должно    

            происходить  на тематических родительских  собраниях, через материалы  

            стендов и выставок

           

СЛАЙД №13              ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При регулярной работе с участниками проекта надеемся  убедиться:

  1. в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям,
  2. в снижении уровня агрессии у детей,
  3. в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

    Реализация проектных целей и задач позволит:

  • создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и правового воспитания детей,
  • вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.

СЛАЙД 14                   ФОРМАТ ПРОЕКТА

Говоря о формате данного проекта  можно выделить следующие его характеристики:

  • По целевому назначению – учебный
  • По объекту – социальный
  • По субъекту – групповой      
  • По сферам – социально-педагогическим
  • По срокам реализации –краткосрочный, так как рассчитан на 1 год

 

СЛАЙД 15                 ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Реализацию проекта я предлагаю условно разделить на следующие этапы:

1 этап: Предварительный

По срокам реализации рассчитан на  3 месяца(ноябрь-январь) 2009-2010 г  и включает в себя следующие процедуры:

  • Проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.
  • Определение проблемы, формата и концептуальной модели проекта в результате анализа психолого-педагогической и методической литературы.
  • Планирование работы с родителями, детьми и педагогами по формированию правовой культуры посредством игрового взаимодействия.
  • Публичное представление планируемой работы

СЛАЙД 16                 2 этап:  Этап реализации проекта

По срокам реализации рассчитан на пол года  ( февраль - июль) 2010г и включает в себя следующие виды работ:

  • Работа с педагогами: 

–  проведение педагогических советов, на которых планируется обсуждение вопросов защиты и соблюдения прав ребенка, методических материалов, подготовленных воспитателями;

     – консультации для воспитателей по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в процесс правового воспитания детей;

  • Работа с родителями:

В работе с родителями, необходимо формировать у них понимание того, что семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, а родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов.

   Осуществляется эта деятельность через материалы стендов, тематических  выставок, родительских собраний,  вовлечение родителей в подготовительную работу занятий, проводимых с детьми.

   К преимуществам данных форм взаимодействия с родителями относятся,

во-первых, минимальные затраты времени родителей, что не мало важно для лиц с высокой степенью занятости,

во-вторых, взрослым предоставляется значительный период времени для осмысления полученной информации и выявления потребностей в получении консультаций у соответствующих специалистов.

  • Работа с детьми:

Предполагает проведение  игровых занятий с детьми направленных на :

– ознакомление детей в  игровой  форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;  с правовыми документами и правами человека;

– формирование у детей через игровое взаимодействие: социальной ответственности, способности понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях;

– воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям, к достоинству и мнению другого человека;

СЛАЙД 17              

3 этап: Рефлексивный

 По срокам реализации рассчитан на  1 месяц (август 2010) и предполагает  определение  соответствия ожидаемых результатов качеству полученного продукта, посредством повторных диагностических процедур (Анкетирование)

4 этап: Послепроектный

Предполагает  выбор варианта продолжения проекта с опорой на полученные результаты:

  • Разработку методических рекомендаций по формированию правовой культуры дошкольников посредством игрового взаимодействия.
  • Обмен опытом с коллегами;

СЛАЙД 18              НОВИЗНА, ДОСТУПНОСТЬ

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что его идеи могут быть использованы в практике воспитателей, работающих в ДОУ, для формирования правовой культуры дошкольников. Проект может быть освоен педагогами, обладающими высоким уровнем профессионализма, открытыми к изменениям, происходящим в сфере образования.

 Новизна проекта заключается в том, что здесь сделан акцент на  формировании  правовой культуры  детей дошкольного возраста, которая  определяет дальнейшее  правособразное поведение и формирует нравственный пласт личности: его правовые убеждения, взгляды и ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников в средней группе

В технологических картах представлена работа в разных направлениях: НОД, ОДВРМ, самостоятельная деятельность детей, а также работа с родителями. Расписаны цели, дается ссылка на литературу....

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы

В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован....

"Формирование основ правовой культуры дошкольников"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по формированию у дошкольников нравственно-  правовых представлений....

Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...

«Формирование основ правового сознания дошкольников посредством дидактической игры»

В современном мире большинство родителей не имеют достаточных знаний о формировании основ правового сознания у детей. Родители готовы уважать права детей на проявление собственной воли, но в реальной ...