технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников в средней группе
методическая разработка (средняя группа) на тему

Торутанова Елена Евгеньевна

В технологических картах представлена работа в разных направлениях: НОД, ОДВРМ, самостоятельная деятельность детей, а также работа с родителями. Расписаны цели, дается ссылка на литературу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологические карты по теме «Ребенок и право» в средней группе

месяц

Области Инте-

грации

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

Работа с семьей

Сентябрь

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на жизнь ст. 6 (1)

Тема: «Беседа по сказке  «Как Светик появилась на свет»

Цель: формировать первоначальные представление детей об их правах на жизнь, любовь, дружбу через художественное произведение;

- воспитывать любовь к своим родным. (Смотри приложение)

- Диагностика

Цель: выявить уровень развития детей по основам правового воспитания.

 

- Рассказы детей о своих близких родных «Моя родня»

Цели: воспитывать уважительное отношение к себе и своим близким, быть наблюдательным, проявлять сочувствие, заботу.

-Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, Что такое плохо»; русской народной сказки «Теремок»

- Знакомство с ложечками настроения. (смотри фото)

Цель: формировать умение выражать мимикой какое-либо настроение; обыгрывать различные проблемные ситуации, связанные с эмоциями людей.

- Предложить детям раскраски на тему «Национальные костюмы»

- Рассматривание иллюстраций  игрового материала «Наши права»

- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Рисование по шаблону – карандашами «Моя рука- моя семья»

- Социологическая анкета семьи

- Анкетирование родителей с целью выявления знаний по проблеме правового воспитания дошкольников

- Практикум для родителей «Роль эмоции в общении».  Литература: Родительские собрания/ авт. сост. Крыласова Л.Е.. – Волгоград: Учитель, 2012, ст.75 Цель: обсудить особенности эмоциональной сферы ребенка; познакомить родителей с конструктивными способами выражения эмоций.

- Информационный лист в копилку для родителей «Декларация о правах ребенка»

- Приобщение родителей к изготовлению «Ложечек настроения»

Октябрь

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на имя ст.7 (1)

Тема: «Ты и твое имя»

Цели:

- познакомить детей с правом на имя, формировать умение применять это правило в жизни;

- способствовать социально-нравственному развитию;

- уметь рассуждать, сопоставлять, делать выводы, сопереживать;

- воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Литература: Правовое воспитание. Харитончик Т.А. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2011, с 158 – 160 .

- Рассматривание семейных фотографий.

-Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

- Хороводная игра «Клоун»

Цель: разучить игру, слова к игре; формировать желание сочувствовать другим, помогать. (Ход игры в конспекте).

- Постановка театральной инсценировки по сказке «Теремок»

- Дидактическая игра «Назови ласково свое имя»

- Беседа «Моё поведение дома»

Цели: формировать бесконфликтные взаимоотношения в семье.

- Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Создание атрибутов для сюжетно- ролевых игр

- Рисование на тему «Моя мама»

- Танцевально-ритмические движения «Дискотека»

- Настольная игра «Любимые сказки» на кубиках.

- Игры в уголке ряжений Рассматривание себя в зеркале.

- Работа с родителями по изготовлению костюмов к театральной инсценировке к сказке «Теремок»

- Совместная поисково-исследовательская деятельность детей и родителей по теме «Что означает мое имя?»;

Ноябрь

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на  сохранение своей индивидуальности, на имя  ст. 8, 7 (1)

Открытая непосредственная образовательная деятельность.

Тема: «От улыбки станет всем светлей»

Цели:

- формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением  основные эмоции и чувства (радость, обиду, удивление, злость);

- формировать интерес к театральной деятельности;

- активизировать диалогическую речь детей;

Воспитывать желание выступать перед детьми и взрослыми;

 - воспитывать чувство товарищества. (конспект прилагается)

- Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

-Беседы по картинкам  «Я и мое поведение»

Прочитайте детям пословицу: «При солнышке светло, а при матушке — добро». 

Вопросы и задания для беседы:
Что общего между солнечным светом и любовью матери?
Педагог рисует на доске солнце материнской любви и просит детей перечислить качества своих мам, от которых им становится тепло и светло. Все перечисленное детьми записывается на лучах солнца материнской любви.
Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца? 
Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?
Можно предложить детям нарисовать волшебные мамины глаза.

- Экскурсия в музей детского сада «Горница»

Цели: рассматривание костюмов народов Поволжья (татарский, русский, чувашский); воспитывать толерантное отношение друг к другу

- Заучивание пословицы о семье

  • Вся семья вместе, так и душа на месте

- Рассматривание альбома «Куклы в национальных костюмах»

- Сюжетно-ролевая игра «День рождения у Маши»»

- Игры с мячами.

- Настольная игра «Кто едет в поезде?» ( О семье и родственных связях)

Стимулирование и поощрение детей в изображении сюжетов из жизни семьи, проигрывании проблемных ситуаций, возникающих в семье, используя для этого наборы мебели, транспорта, городских построек и т.п.

- Изготовление родителями и детьми паспорта имени ребенка.

- Оформление в приемной объявления о проведении Дня открытых дверей с программой дня.

- День открытых дверей.

Декабрь

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на семью и право на заботу родителей  ст. 9, 3(2)

Тема: «Дружная семейка»

Цели:

- закреплять знания о семье;

-познакомить детей с правом на семью;

- воспитывать чувство привязанности к членам своей  семьи.

Харитончик Т.А. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2011, с160 -165

- Работа над отрывками из сказки «Волк и семеро козлят»

 Цель: подготовка к инсценировке сказки.

- музыкальная игра «Кто у нас хороший»

- Беседа «Мне хорошо, если у меня есть…»

Цели: познакомить с правом на достойный уровень жизни.

-Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация». Беседа о людях разных народностей.

- Дидактическая игра «Ласковое имя» (Игра с мячом.)

Цель: учить ласково называть имена сверстников; формировать положительное отношение к сверстникам; развивать интонационные стороны речи.

Ход игры: Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково.

- Конструирование из крупного деревянного строительного материала на тему: «Детский сад для кукол»

- Рассматривание фотографий из семейных альбомов

Консультация «Знаете ли вы права ребенка?»

- Привлечение родителей к празднованию Нового года

 

- Участие в конкурсе «Лучшая новогодняя игрушка для елки на участке детского сада»

Январь

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на жилище, неприкосновенность жилища

  Ст. 9, 16.                                      

   Тема: «Мой дом – моя крепость!»

Цель. Познакомить детей с правом на жильё и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития.

  Активизировать словарьнеприкосновенность,  жильё, порядок, беспорядок, жилище.

- Рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят» с обсуждением  «Какие права были нарушены»

- Беседа «Если что у вас болит, вам поможет Айболит!»

Цели: формировать представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.

- Заучивание пословицы о семье

  • Всякая птица своё гнездо любит.

- Сюжетно-ролевая игра «Больница»

 -Беседа по русской народной сказке «Волк и семеро козлят»-  

-Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

- Экскурсии к зданию школы

Цель Закрепить знания о праве на образование, получение информации

- Рисование мелом на доске на тему «Мой дом»

Обогатить содержание с –ролевой  игры «Дом», внесение новых атрибутов (муляжей выпечки)

- Работа в творческой мастерской  с различными материалами на выбор ребенка.

- Игры-инсценировки по желания детей в театральном уголке.

 - Посещение музея детского сада  «История нашего Теремка»

- Предложить вместе с ребенком нарисовать план своей квартиры (дома) и отметить на нем наиболее опасные места.

Февраль

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на отдых, досуг, здоровье  ст. 31, 6(2)

Тема: «Я на солнышке лежу».

Цели: познакомить детей с правом на отдых; дать представления о том, что отдых необходим для сохранения здоровья;

- ввести в активный словарь детей понятия «активный отдых», (путешествия, подвижные игры и т.д.), «пассивный отдых», «предпочтение»;

- закреплять знания о том, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья детей путем обеспечения условий для отдыха.

Харитончик Т.А. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2011, с. 165 – 167.

- Работа над инсценировкой сказки «Волк семеро козлят»

--Беседы по картинкам  «Я и мое поведение»

- Вечер игр по правовому воспитанию (смотри приложение):

Угадай кто это.

ЦЕЛЬ: Учить мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель выбирает одного ребёнка - рассказчика. Остальные сидят на стульчиках, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребёнка - «отгадку» в круг и они вместе с рассказчиком шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте дети,

Станьте в круг - 3р.

Я твой друг,

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова «Ля-ля-ля, ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.

Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.

Поводырь.

Цель: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материалы: Повязка на глаза - по количеству пар детей. Предметы «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры: В комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, Обойдём его». Затем дети меняются местами.

- Конструирование из мелкого настольного строителя на тему: «Мебель для трех медведей» по мотивам  русской народной сказки «Три медведя»

- Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты»

- Настольные игры с мелким конструктором «Одноэтажные и многоэтажные дома»»

- Рассматривание альбома  нашей группы «Это МЫ»

- Просмотр любимых мультфильмов.

- Игры со спортивным инвентарем.

- Работа с родителями над изготовлением костюмов к сказкам «Волк семеро козлят», «Гуси-лебеди»

-Изготовлении стенда в приемной  группы «Золотые руки наших пап»

- Проведения музыкально-спортивного праздника «Хочу быть как папа»

Март

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на семью, на жилище, на любовь и заботу близких.

Ст. 9, 3(2)

Утренник к 8 марта «Сказка в подарок»  

Цели:

- закреплять знания о правах на семью, жилье,  заботу и любовь близких;

- формировать умение детей разыгрывать действия спектакля перед детьми и взрослыми,;

- формировать умение выражать эмоции жестами, мимикой, интонацией;

- воспитывать любовь и уважение к близким,  желание проявлять заботу о них. (Сценарий прилагается).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

- Работа над инсценировкой русской народной сказки «Гуси-лебеди»

- Беседа на тему: «Что значит путешествовать?»

Цели: раскрыть понятие «путешествие». Вызвать желание отправиться в поездку для познания нового и интересного. (Права на отдых, на свободу передвижения по стране, на гражданство)

- Создать условия для двигательной активности детей: внести скакалки, большие мячи.

- Работа в творческой мастерской: «Подарки мамам и бабушкам»

- Рассматривание альбома «Наш детский сад»

- Внести раскраски «Хорошо – плохо», побуждать самостоятельно выделять  опасные и безопасные  предметы дома.

- Фотовыставка «Мамины глаза»

- Участие родителей в организации и проведении утренника 8 марта

Апрель

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на неприкосновенность жилища, защиту, на семью

 ст. 16, 9.

Тема: Инсценировка  сказки «Волк и семеро козлят»

Цель:

-  формировать представления детей о праве на неприкосновенность жилища, на заботу, защиту;

- способствовать умению детей играть перед зрителями;

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми. (Сценарий сказки прилагается)

- Беседа «Мама и папа работают»

Цели: выявление представлений детей о профессиях родителей. Расширять знания детей о труде взрослых; воспитывать уважительное отношение к людям труда.

- Чтение стихотворения «Зачем соблюдать режим» из книги Т.А. Шорыгиной «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2008. с. 56. (Знакомство с правом на физическое здоровье)

- Рисование по шаблонам символов, изображающие права детей

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

- Рассматривание энциклопедии «Человек»

- Выставка детско-родительских работ «Здравствуйте, птицы»

Май

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на здоровье, на отдых.

Ст. 6(2), 31.

Летнее физкультурное развлечение «К острову сокровищ»

Цели:

- закреплять знания о праве ребенка на отдых, здоровье

- формовать представления детей о здоровом образе жизни (почему человеку важно заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей; почему важно заниматься физкультурой);

- развивать выносливость, ловкость и смелость;

(Смотрите  фото в приложении)

- Беседа «Все любят труд»

Цель: расширять представления детей о семье, вызвать желание помогать родителям выполнении посильных для детей делах.

- Диагностика

Цель: выявить уровень развития детей по основам правового воспитания.  

Выявить уровень знаний детей, полученных в учебном году

- Игры детей на музыкальных инструментах.

- Игры в театральном центре

- Сюжетно-ролевая игра «Семья»

- Раскрашивание в книжках-раскрасках «Виды транспорта»

Детско-родительское мероприятие ко  Дню семейного общения (15 мая) «Когда семья вместе – то и душа на месте» (Смотрите  фото в приложении)

- Обговорить с родительским комитетом план мероприятия ко Дню семейного общения (организация чаепития, оформление букетов).

-Консультация «Семейный отпуск на море»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы

В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыт смысл формирования правового сознания дошкольников. Изложено формирование правового воспит...

Технологические карты по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Технологические карты по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников...

"Формирование основ правовой культуры дошкольников"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по формированию у дошкольников нравственно-  правовых представлений....

Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...