Первые шаги в мир искусства
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Методическая разработка ЦЕЛИ: знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, углублять и расширять представления о них, через художественные образы приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_mir_iskusstva.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №6

(Воспитание и развитие индивидуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  через  ознакомление с искусством)

Методическая разработка

Составитель

Горшкова Юлия Михайловна,

воспитатель по изобразительной деятельности

                                                                                          2007г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

       В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

           При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции способны творить  чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.

           Очень часто понимание красоты к ребёнку приходит через вкусовые оценки взрослых, в процессе диалогического общения взрослого и ребёнка. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.

           АКТУАЛЬНОСТЬ: восприятие маленького ребёнка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это – развёрнутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Общеизвестно, что «живое» общение с искусством ничем заменить нельзя.  Но в условиях нашего города такая возможность практически отсутствует. Восполнить пробел в эстетическом развитии ребёнка, сформировать у него интерес  к изобразительному искусству, научить любить и понимать его возможно на занятиях в мини-музее, организованном в детском саду. Репродукции картин, представленные в музее рекомендованы программой «Детство» и наиболее эффективны при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В данной разработке определена последовательность этой работы.

Цели: знакомить детей с разными видами  и жанрами изобразительного искусства, углублять и расширять представления о них, через художественные образы приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

  1. приобщение воспитанников к русской и мировой культуре;          
  2. развитие  важнейшего  для художественного творчества   умения  видеть  мир  глазами  художника;
  3. развитие духовно-познавательных потребностей детей;
  4. развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
  5. развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);
  6. развитие коммуникативных навыков;

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕНТЯБРЬ

Тема

Цели и задачи

Материалы

Связь с художественно-творческой деятельностью детей

Путешествие в мир искусств

Уточнить и закрепить представление детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создаёт произведения искусства; о роли изобразительного искусства в жизни человека; рассказать, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях.

Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, делание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.

Репродукции картин разных жанров, скульптура, книжная графика, произведения прикладного искусства.

В гостях у художника

Познакомить детей с профессией и творчеством художника.

Воспитывать у детей уважение к труду художника.

:Репродукции картин известных художников И.Левитан “Золотая осень”; Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”; И.И.Шишкин “Перед грозой”; И.Е.Репин “Автопортрет”. Иллюстрации с изображением разных профессий людей искусства.

Рисование «Краски радуги»

О чём говорит живопись

Закрепить у детей представление о том, что такое живопись, об особенностях её жанров и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.

Репродукции картин разных жанров:

натюрморты, пейзажи, портреты, жанровая живопись.

Аппликация «Натюрморт. Осенние цветы в вазе»

ОКТЯБРЬ

О чем рассказывает пейзажная картина

Расширить и закрепить представления детей о пейзаже как жанре живописи, познакомить с его видами: природный, горный и морской, космический, выдуманный, исторический, сельский, городской

 Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин. Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами и переживаниями, личным опытом общения с природой, высказывали эстетические суждения и оценки.

Развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины.

Репродукции картин «Зима»(И. Шишкин),

«Золотая осень» (В.Поленов)

«Весна. Большая вода» (И.Левитан)

«Закат» (А.Рылов)

«Золотая осень. Слободка» (И.Левитан)

«Волна» (И.Айвазовский) и др.

Аппликация «Осенние деревья»

Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень»

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы.

Развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции, сравнивая замысел художника и выбор им средств выразительности.

Рассмотреть с детьми некоторые особенности построения картин: композицию, особенности формата полотна, использование художником линии горизонта, линейных планов (заднего, среднего, переднего), способы выделения главного в картине.

Репродукции картин «Золотая осень»

И.И.Левитана,

В.Д.Поленова,

И.С.Остороухова.

Рисование «Лес, точно терем расписной»

Осень может быть разной

Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, сопереживание настроению художественного произведения. Учить анализировать и сравнивать художественные произведения не только по содержанию, но и по языку живописи.

Развивать художественное восприятие картины – видение единства содержания и средств художественной выразительности живописи (рисунок, цветосочетания, композиция)

Формировать умение последовательно рассматривать художественную картину, сопоставлять настроения.

Закреплять знания детей о пейзаже как жанре живописи.

Репродукции картин «Золотая осень» (И.И.Левитан)

«Октябрь» (Е.Е.Волков)

Рисование «Хмурая осень. Ветреный день»

Роль цвета в пейзажной картине

Развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей, обратив внимание на то, что цвет в живописи – основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета  может показать время года, время суток, состояние погоды, показать настроение, которое вызвало у него общение с природой.

Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами.

«Золотая осень» (И.И.Левитан)

«Зима»

(И.Шишкин)

«Закат»

(А.Рылов)

«Полдень. В окрестностях Москвы»

(И. Шишкин)

«Мокрый луг»

(Ф.Васильев)

«Зелёный шум»

(А.Рылов)

НОЯБРЬ

О чём может рассказать линия горизонта в пейзажной картине

Продолжать формировать у детей интерес к средствам выразительности пейзажной живописи.

Развивать у них эстетическое и художественное восприятие, отзывчивость на художественный образ пейзажных картин, понимание замысла произведения, определяющего выбор художником средств выразительности.

Формировать сопереживание настроению картины.

Дать детям представление о линии горизонта как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от их расположения.

Репродукции картин

«Золотая осень»

(И.Левитан,

В.Д.Поленов,

И.С.Остороухов).

«В голубом пространстве» (А.А.Рылов)

Ах, натюрморт

Расширить и закрепить представления детей о натюрморте как жанре живописи, познакомить с его видами.

Развивать у детей ассоциативное мышление, эмоциональную отзывчивость на художественный образ натюрморта, умение общаться по поводу увиденного

Репродукции сложных натюрмортов однопорядкового и смешанного характера.

Аппликация «Дары осени»

Как художник составляет натюрморт

Дать представление о том, как художник придумывает композицию для своей картины.

Показать роль цветового фона для натюрморта. Поупражнять детей в составлении композиции из разных предметов.

Закреплять знания детей о натюрморте  как жанре живописи.

Фрукты, овощи, цветы, ягоды, посуда, поднос, ваза, ткань, схема натюрморта, репродукции картин.

Лепка «Ваза с фруктами»

Цвет –помощник художника

Обобщить представления детей о цвете как средстве выразительности в натюрморте, обратив внимание на то, что художник с помощью цвета  может показать настроение картины; познакомить детей с понятием «колорит в живописи», его особенностями, сочетанием холодных и теплых тонов. Учить детей сравнивать произведения одного вида искусства по настроению Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами.

Репродукции натюрмортов в тёплой и холодной цветовой гамме

С.Герасимова

Рисование «Осенний натюрморт»

ДЕКАБРЬ

Рассматривание однопорядкового, но сложного натюрморта

Вызвать у детей интерес к натюрморту, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами, представлениями.

Учить детей видеть единство содержания и средств выразительности живописи (роль рисунка, композиции, колорита в картине).

Закрепить знания о натюрморте, его более сложном виде.

Репродукция картины И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Тайна

натюрморта

Вызвать у детей интерес к новому, более сложному виду натюрморта, включающего изображение живых объектов.

Подвести детей к пониманию того, что понять натюрморт можно, если внимательно его рассматривать и увидеть гармонию живого мира.

Учить детей видеть единство средств выразительности – рисунка, колорита, и композиции – в передаче отношения художника к красоте окружающего мира.

Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»

Натюрморт как часть портрета и жанровой живописи

Дать представление о роли натюрморта в других жанрах живописи. Продолжать учить видеть единство содержания и средств выразительности в картине (роль рисунка, колорита, композиции в передаче смысла картины, её настроения, характера)

Репродукции картин:

З. Серебрякова «За  обедом», О.Б.Богаевская «День рождения»

«Дремлет лес под сказку сна…»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение   содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующее им настроения; рисунок, передающих характер образов; композиционные построения картин.

Репродукции картин И.Шишкина

«Зима», «На севере диком…»

Рисование «Сосна»

ЯНВАРЬ

Встреча в избе «Гжельская сказка»

Организовать выставку изделий гжельских мастеров, познакомить детей с народным промыслом Гжели, с последовательностью изготовления изделий. Сравнить характерные особенности народных промыслов Дымки и Гжели. Закрепить представление об особенностях народного промысла Гжели и о последовательности изготовления изделий.

Изделия гжельских мастеров

Рисование «Искусство гжельских мастеров»

Графика

Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи. Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своей творчестве.

Набор образцов графики различных видов: книжная графика, рисунки карандашом, углём, cангиной, пастелью, пером, газето-журнальная графика, плакаты, промышленная графика. 2-3 живописные картины., игрушка Карлсон.

Кто и как создает рисунки в книжках.

Закрепить у детей представление о графике и о таком её виде, как книжная графика, е особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга – произведение искусства. В создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатники. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы.

Книги с иллюстрациями В.Васнецова, Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, и др., книжки разного типа: книжка-игрушка, раскладушка, книжка-образ, книжка-альбом.

О творческом поиске художника

 Е. Рачёва

Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора Е.Рачева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует. Развивать зрительное внимание, наблюдательность.

Книги с иллюстрациями Е.Рачёва

ФЕВРАЛЬ

Мотивы народных росписей в рисунках Т.А.Мавриной

Познакомить детей с творческой манерой художницы, обратить внимание на декоративность, праздничность, жизнерадостность, оптимизм, ощущение света, пространства и ритма, связь её рисунков с народным русским творчеством.  

Книги, иллюстрированные Т.А. Мавриной.

Зимние напевы.

Сравнительное рассматривание картин

И.И. Шишкина «Зима» и И.Э.Грабаря

« Сказка инея и восходящего солнца» и «Февральская лазурь»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение   содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующее им настроения; рисунок, передающих характер образов; композиционные построения картин.

Репродукции картин И.И. Шишкина «Зима» , И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца»

Рисование «Деревья в инее»

О чём рассказывает портрет

Расширить и закрепить представления детей о портрете как жанре живописи, познакомить с его видами.

Формировать у детей умение детей внимательно рассматривать изображение и сравнивать с действительностью, находить главные детали портрета. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественный образ, умение общаться по поводу увиденного. Помогать составлять устный рассказ от имени изображаемого, будить фантазию.

Репродукция картины

Н. Жукова «Андрюша»

Настроение человека в искусстве.

Дать представление о значении настроения человека, изображенного на портрете.

Учить детей воспринимать зрительно и называть настроение, отражающееся на лицах людей в жизни и на картине. Вызвать сопереживание эмоциональному состоянию  художественных образов.

Репродукции картин «Девочка, покрытая платком».

 «Крестьянка с лукошком»

 А. Венецианова.

«Царь Иван Васильевич Грозный» В.М.Васнецова

Рисование «И весело, и грустно»

МАРТ

Колорит в портрете.

Обобщить представления детей о цвете как средстве выразительности в портрете, обратив внимание на то, что

художник с помощью цвета  может показать настроение картины, отношение к изображаемому.

Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами. Учить детей понимать взаимосвязь общего колорита картины и её звучанию по настроению.

Репродукции  картин «Дама в голубом» К.Сомова,

«Девушка с кувшином» А. Архипова.

Рисование «Милой мамочки портрет»

Движение  в искусстве.

Учить воспринимать живопись , как искусство конкретной изобразительности, передающей застывшее действие, движение.

Познакомить детей с картинами жанрово-бытовой живописи. Учить детей составлять рассказ по картинам или отдельным фрагментам картины.

Репродукции картин К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Рисование «Дети делают зарядку»

Сюжет картины.

Дать представление о сюжете, передающем содержание произведения искусства. Познакомить детей с категорией «трагического» в искусстве. Дать представление о том, что сюжет может быть связан с изложением приятного, интересного содержания, вызывающего положительные чувства, а также трагического, заставляя людей задуматься о пережитых событиях героев произведений искусства.

Репродукции картин «Тройка» В.Серова и «Утро» Т.Яблонской

О чем рассказывает жанровая живопись.

Зимние забавы.

Вызвать у детей интерес к жанровой живописи, желание внимательно рассматривать ее, соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом. Подводить детей к пониманию особенностей жанровой живописи как сюжетно-тематической картины, где есть определенная тема и конкретный сюжет.

Продолжать формировать у детей отзывчивость на художественный образ произведения – единство содержания и средств выразительности. Подводить детей к пониманию замысла художника путем анализа сюжета, колорита, композиции в раскрытии идеи картины, обогащать словарный запас детей.

Репродукции картин

Б.М.Кустодиева

«Масленица»,

В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»

Рисование «Зимние забавы»

АПРЕЛЬ

«Что за прелесть эти сказки…»

Знакомство с творчеством В.М. Васнецова

Учить рассматривать сюжетные картины, основанные на сюжете сказки, формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и предавать его в высказываниях. Учить описывать увиденное, фантазировать по картине, придумывая для каждого героя небольшой рассказ о том, что он видит, слышит, думает.

Репродукции картин В.Васнецова «Аленушка» , «Иван царевич на сером волке», «Царевна лягушка», «Спящая царевна»

Рисование «Сказочная птица»

Аппликация «Сад сказочной птицы»

«Богатырская сила»

Знакомство с творчеством В.М. Васнецова.

Развивать у детей интерес к былинной живописи, ее героям – богатырям., подводить детей к видению особенностей былинного образа – единство реального и придуманного народной фантазией.

Развивать умение последовательно и внимательно рассматривать художественную картину, высказывать собственное мнение по поводу увиденного

Репродукции картин В.М. Васнецова «Три богатыря» , «Витязь на распутье»

Весна идет, весне дорогу

Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Учить видеть главное в картине, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес при восприятии весеннего пейзажа, соотносить содержание картины со средствами выразительности, чувствовать весеннее пробуждение природы, выраженное в неярком и тонком колорите.

Репродукция картины «Март», «Весна. Большая вода» И.И.Левитана

«Грачи прилетели» А.К. Саврасова

Рисование  «Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

Встреча в избе «Хохломские мастера»

Приобщить детей к истокам национальных традиций. Познакомить с последовательностью работы хохломских мастеров над изделием.

Хохломская посуда,  книги о хохломском промысле, алгоритм изготовления хохломской посуды.

Рисование «Золотая хохлома»

МАЙ

Викторина для «Юных художников»

Обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве; выявить умения устанавливать сходство и различие между предметами путем дорисовки; учить детей выделять отличительные особенности при рассмотрении картин ;развивать творческую фантазию, эстетические чувства; совершенствовать технические навыки; формировать художественное мышление;

учить видеть, понимать и любить и природу, и искусство.

Шкатулка с сюрпризом; буквы ключевого слова (ж и в о п и с ь); ребус (художник); большой лист ватмана с изображением леса (без цветового решения); карта маршрута; альбомные листы на каждого ребенка; восковые мелки; цветные карандаши; акварель; портреты сказочных героев(по выбору педагога); мольберт; кисти № 10;

Скоро лето.

Рассматривание картин А.А.Пластова

Закреплять у детей  представления о жанровой живописи, ее особенностях, средствах выразительности, умение последовательно рассматривать художественную картину,  высказывать собственные суждения.

Репродукция картины

 А.А. Пластова «Летом», «Сенокос», «Ужин трактористов»

Рисование «Скоро лето»

Занятие - беседа, посвященное ознакомлению с изобразительным искусством, проводится один раз в неделю.

На занятиях используются разнообразные методы и приемы, активизирующие деятельность детей.

Метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов – выразительное чтение художественных произведений, исполнение песни, заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствуют у  них оживлению ранее пережитых эмоций.

Прием «вхождения» в картину. Дети погружаются в картину, представляют себя внутри нее. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения. Звучит музыка, характер и настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.

Игровые приемы – активизируют мыслительную деятельность, создают интерес к произведению. В своей работе использую игровые элементы «Загадай что-либо о картине, а мы отгадаем», «Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка?», «составь палитру художника» и др.

Все занятия имеют практическую направленность и связаны с продуктивной деятельностью детей (рисованием, лепкой, аппликацией)

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУСТВА

Высокий – без затруднений отвечают на вопрос, почему понравилась

картина, высказывают личные ассоциации, яркая речь, мимика.

Средний – объясняют, почему понравилось произведение, рассказывают

какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет

особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь

эмоционально не окрашены.

Низкий – выбор понравившейся картины не мотивируют или

ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Первые шаги в мир большого искусства"

Семинар-практикум   для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по основам театральной педагогики в образовательном процессе ДОУ    «Театр – первые шаги  в ми...

"Первые шаги в мире искусства " Н.А. Горяева

Презентация "Первые шаги в мире искусства" . В ней я рассказываю о программе , по которой работаю 4 года . Хочу поделиться ею с вами ....

Консультация для родителей «Первые шаги ребенка в искусстве батика»

Консультация для родителей в которой рассказывается о том, как овладеть техникой батик....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Проект «Карапузики в искусстве» Первые шаги в пластилинографию детей раннего возраста

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: " Первые шаги к сцене" Приобщение детей среднего дошкольного возраста к сценическому искусству"

 Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей среднего дошкольного возраста.   Предложенный выпуск журнала   посвящён  ознакомлению родителей о процесс...