Система работы МБДОУ Детский сад №119 «Поморочка» г. Архангельска по направлению художественно-эстетическое развитие дошкольников
статья по теме

Мальгина Людмила Альбертовна

Опыт работы с дошкольниками по художественно-эстетическому направлению деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mbdou_119.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы МБДОУ Детский сад №119 «Поморочка»

г. Архангельска по направлению художественно-эстетическое развитие дошкольников

Мальгина  Людмила Альбертовна,

заместитель    заведующего   УВР

МБДОУ Детский сад №119

         Современная теория художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается как целостная, структурированная система знаний, которая в своем историческом развитии аккумулировала разные виды искусства, общую культуру человечества.

          МБДОУ Детский сад №119 «Поморочка» осуществляет свою образовательную деятельность по комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В. и др.; парциальным программам: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., Маханевой М.Д.; «Зеленый огонек здоровья» Картушиной М.Ю.

         Искусство как главное средство художественно-эстетического воспитания детей связано с образным познанием жизни. В процессе освоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественных, способностей личности. Приобретение опыта связано с активной деятельностью, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка.

         Основная задача нашего ДОУ – создать оптимальные условия для художественно-эстетического развития всем детям, независимо от их природных данных, оказывать психолого-педагогическую коррекцию  воспитанникам средствами художественного воспитания. Даже если ребенок ярко одарен в одной области, приобщение его к другим видам искусства поможет расширить спектр способностей и гармонизировать личность в целом, поскольку дошкольное детство – это эпоха универсального развития человека.

         В настоящее время для развития теории и практики художественного образования дошкольников характерны две тенденции:

  1. интеграция наук – позволяет рассматривать теорию художественно-эстетического воспитания ребенка с различных сторон. Мы используем так называемый способ горизонтальной интеграции.

         Например,  сначала воспитатель знакомит детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», проводит беседу по данному произведению народного творчества. На следующем этапе воспитатель по театрализованной деятельности знакомит детей со сценарным вариантом этой же сказки, идет работа над ролями, образами героев, продумываются костюмы, атрибуты и т.д. Далее идет представление спектакля зрителям, где дети выступают в роли и артистов, и зрителей. Завершающим этапом является работа воспитателя ИЗО, которая направлена на отражение полученных детьми впечатлений об этой сказке в рисунках или других творческих работах. Таким образом, происходит создание одного и того же образа  средствами разных видов искусств. При этом отчетливо выявляются  интересы и способности детей, педагог получает ясное представление о своеобразии художественного развития каждого ребенка. Теперь, когда художественные способности детей изучены педагогами со всех сторон, осуществляется дифференцированный подход к дальнейшему художественно-творческому развитию воспитанников.

  1. дифференциация исследований – направлена на углубленное изучение определенного направления деятельности.

         Дифференцированный подход в нашем детском саду осуществляется через кружковую и студийную деятельность. В ДОУ функционируют пять кружков художественно-эстетической направленности: театральная студия «Светлячок»; кружки рисования «Затейники», «Цветные ладошки»; вокальная студия «Веснушки», студия фольклора «Родничок». Главный принцип посещения мероприятий дополнительного образования – это желание детей и родителей; также это может быть рекомендация специалиста на участие ребенка в том или ином кружке, причем, это могут быть дети не только одаренные в данной области, но и воспитанники, которым данное направление художественной деятельности не совсем удается.

         Не менее важно в решении поставленных перед коллективом ДОУ задач художественно-творческого развития детей взаимодействие всех специалистов учреждения в данном направлении деятельности. Интегрированный подход не может осуществляться каким-либо одним педагогом или специалистом. Только согласованный, единый в своих педагогических требованиях подход всех педагогов может в системе дать ребенку те знания, умения и навыки, которые помогут ему развиваться как творческой личности.

         Во всех современных программах так или иначе представлены три способа освоения художественно-творческих навыков детей дошкольного возраста: восприятие – исполнительство – творчество. Наличие самостоятельной творческой деятельности ребенка – это та цель, к которой должны стремиться все педагоги, т.к. творчество – это и есть свидетельство состоявшегося художественного развития ребенка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Перед педагогами ДОУ стоит еще одна немаловажная задача – это организация мероприятий, в которых дети могли бы проявить свои творческие способности. С этой целью в нашем детском саду стали регулярными и традиционными выставки детского рисунка: «Времена года», «По страницам сказок», «Правила движения – всем без исключения», «Наши мамы», «Наша дружная семья» и пр.; выставки поделок из природного и бросового материалов: «Дары осени», «Зимний букет»; фотоколлажи «Мы за здоровый образ жизни», «Мой любимый папа» и пр. Воспитанники ДОУ регулярно участвуют в городских творческих конкурсах:   конкурс на лучший плакат по безопасности дорожного движения «О правилах движения – всем без исключения!» - 2 место;  конкурс рисунков и аппликаций «И мы признательные внуки» - 3 место. Обязательным в нашем детском саду является оформление интерьера групп, фойе ДОУ продуктами детского творчества, т.к. ребенок должен видеть и понимать, как ценно для взрослых то, что он сделал своими руками.

         Особую роль в работе по данному направлению отводится семье воспитанников дошкольного учреждения. Только совместными усилиями семьи и ДОУ возможен высокий результат решения задач художественно-эстетического развития дошкольника. Проанализировав работу с родителями за три года, мы пришли к выводу, что наиболее действенным  является метод проектов. Проекты могут быть долгосрочными и краткосрочными. Примером долгосрочного проекта может служить проект «Клуб семейного чтения». Данный проект рассчитан на работу в течение года, целью проекта является объединение детей и родителей посредством совместного чтения художественных произведений. Большой интерес среди родителей вызвали краткосрочные проекты «Мое родословное древо», «Герб моей семьи», где родители и дети  помимо того, что прилагали творческие усилия в изображении герба и генеалогического древа, изучали историю своей семьи совместно с ребенком. Проект «Осенняя шляпка» рассчитан не только на совместное творчество детей и родителей, но и на обучение, в рамках данного проекта были организованы мастер - классы: «Поделки из природного и бросового материалов», т.е. участники проекта получили информацию о том, как и что можно сделать совместно с детьми, затем был организован конкурс «Осенняя шляпа», итогом проекта стал совместный осенний детско-родительский праздник.

         Роль педагога трудно переоценить в развитии ребенка, тем более в развитии творческой личности, поэтому развитию творческого потенциала педагогов в ДОУ отведено немалое место. Работа строится на организации консультаций, семинаров, мастер - классов по направлению художественно-эстетического развития ребенка. В ДОУ создано методическое объединение педагогов по теме: «Взаимодействие специалистов ДОУ в развитии творческих  способностей детей», 14 педагогов выбрали темы по самообразованию по данному направлению деятельности.    

         Выше уже говорилось о том, что основным показателем формирования художественного развития ребенка является наличие самостоятельной творческой деятельности, возникающей по инициативе самих детей, что говорит о прямом влиянии на ребенка творческого педагога, правильно организованного обучения, хороших традиций быта ДОУ, благоприятной атмосферы в семье. Таким образом, алгоритм системы работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника можно представить следующим образом:

  1. организация обучения – реализация комплексной и парциальных программ, кружки, секции; взаимодействие специалистов; индивидуальная работа, участие в конкурсах детского творчества и пр.
  2. традиции быта ДОУ– организация предметно-развивающей среды, дизайн;
  3. взаимодействие с семьей воспитанника – проекты, конкурсы, совместные праздники и развлечения;
  4. обобщение и распространение опыта педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (аппликация)» на тему: «Осенние деревья» (коллективная работа)

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (аппликация)»Тема: «Осенние деревья» (коллективная работа)....

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"

Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"...

План работы с одарёнными детьми по направлению «Художественно-эстетическое развитие". «Дизайнерская деятельность».

  Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, об...

ПРОЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ Д/С «Радуга» с. Троицкое «МУЗЫКА В ГОСТЯХ У ДЕТСКОГО САДА»

Творческий проект «Музыка в гостях у детского садика» направлен:- на художественно-эстетическое развитие старших дошкольников;- на приобщении старших дошкольников к музыкальной культуре и ...

Практический опыт работ по теме "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"

Обобщенный практический опыт работы на тему: "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников". Через различные действия с бумагой дошкольники учат...