Презентация для педагогов "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"
презентация по психологии

Соловьёва Наталия Васильевна

Презентация для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективное взаимодействие педагога с родителями Педагог-психолог Соловьёва Н.В Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа « Кудровский центр образования № 2» дошкольное отделение № 2

Слайд 2

Для чего нам необходимо взаимодействовать с родителями? Родитель – Ребенок - Педагог Необходимо удерживать постоянно эту взаимосвязь для достижения максимальной результативности наших действий.

Слайд 3

Правила построения эффективного общения Основа расположения и отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы ощущение доверия сформировалось позитивно необходимо применять некоторые правила . Правило трёх плюсов: Улыбка (искренняя , доброжелательная) н астраивает к расположению . И мя собеседника – самый сладостный и самый важный с раннего детства для каждого человека звук на любом языке. При приветствии важно использовать имя и отчество. Комплимент ободряет и окрыляет собеседника и является двигателем на пути к взаимодействию, хвалим не самого человека, а то, что ему дорого.

Слайд 4

4 доброжелательная улыбка ; контакт глаз -доброжелательный, внимательный взгляд. короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до1,5м) отсутствие барьеров, «увеличивающих» расстояние использование открытых жестов демонстрация состояния безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе , взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе, выражение лица); использование приема присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я тоже такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» («Вы обязаны это…!», «Вы сделайте то-то !») общение на равных. Приемы установления контакта с собеседником

Слайд 5

Наши позиции в общении:

Слайд 6

Техники Общения Техника а ктивного слушания. Активный слушатель демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите . Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания« бессмысленно , поскольку обман чувствуется мгновенно . Активно слушать собеседника — означает : - Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал ; - Сообщать родителю о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом. Результаты применения активного слушания : - Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием. - Собеседник рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации. Вы получаете возможность понять родителя и его чувства. Если родитель чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Слайд 7

Техника «От негатива к позитиву». По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребёнка. Акцент нужно делать на достижениях ребёнка, даже если они не значительные. Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе 7

Слайд 8

8 Пример замены негативного обращения на позитивное. 1.«Ваш ребёнок плохо себя ведёт. Он дерётся с другими детьми». - «Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безобидным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми». «Ваш ребёнок гиперактивный , неусидчивый, непослушный». – «Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца. Можно помочь ему в этом, развивая навыки самоконтроля». «У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!» – «Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о её целеустремлённости. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать».

Слайд 9

9

Слайд 10

10 Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем». В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребёнке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам. Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребёнка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте. Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

Слайд 11

11 Техника «Речевые штампы для сотрудничества». Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы…», «Я прошу …» «У вас такая светлая голова! Вы такая способная», «Вы мастер на все руки, и вам не составит труда …», « Только Вы…. в этой ситуации можете нам помочь». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей: - «Вы не замечали, что в последнее время…»; - «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?»; - «Как Вы думаете, с каким специалистом вам лучше обсудить…?»; - «Давайте вместе подумаем, как…»; - «Мы с Вами могли бы помочь Саше…».

Слайд 12

12 Техника "Я - высказывания" К ак способ передачи собеседнику сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Описание ситуации-чувство –просьба Когда Дима на мою просьбу поднять стульчик, ответил: «Я не буду» -сравните «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнять моё требование» «Я расстроилась» «Я рассердилась» «Я накануне предупреждала о том, что стулья хрупкие, старые» «Я прошу вас проконтролировать в течении недели (то - то и то- то) и прийти в пятницу, или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия."

Слайд 13

13 Техника «Я-высказывание »: В разговоре с родителями ребёнка вы можете поделиться своими чувствами: - «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»; - «Я начинаю беспокоиться…»; - «Мне бы хотелось позаботиться…». Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчёркивает общность интересов . Например, скажите: - «Давайте вместе попробуем поступить…»; - «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему…»; - «Мы с Вами могли бы Саше…»; - «Как мы можем помочь Вам в том чтобы…».

Слайд 14

14 Техника «Речевой стиль «адвокат» и «прокурор». П едагоги со стажем часто начинают рассматривать мир с позиции «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность . Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребёнке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю « прокурор» , поскольку здесь одной из главных целей воспитателя является обвинение (ребёнка или родителя).

Слайд 15

15 Противоположный стиль « адвокат» подразумевает защиту педагогом ребёнка (или его родителей). Так стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в общении с родителями тогда, когда: Те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребёнка; Родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов; Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребёнке. В этом случае разговор можно начинать с позиции «адвокат», рассказав о ребёнке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Слайд 16

16 Позиция «адвокат» Какой бы серьёзной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи. Я не обвиняю вас и вашего ребёнка в случившемся. Если это произошло, значит, на это всё же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребёнку, которые он сможет использовать в жизни .

Слайд 17

17 «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта? Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и… - Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами…. - Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя) - Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем ….. Как сформулировать просьбу? - Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь - Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….. - Я знаю, что только Вы справитесь, потому что……. Нам очень нужна именно Ваша помощь…… Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…… У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая!............... Вы мастер на все руки, и вам не составит труда……… Как извиниться? - Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль… - Я прошу прощения, что так произошло…. - Приношу свои извинения, это была случайность…. - Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……

Слайд 18

18 Речевые формулы возражения, которые помогут избежать возникновения конфликта в ходе разговора с родителем . Я не знаю. - Мне необходимо уточнить, Я не могу сейчас. - В настоящее время это довольно сложно, однако... Вы не должны... - Будет лучше, если вы... Вы меня не так поняли. - Давайте уточним следующее. Нет , я с вами не согласна. - К сожалению, придется вам возразить Вряд ли это возможно. - Я понимаю вас, однако... Это не так. - Я в целом разделяю ваше мнение, но... Я не согласна. - Очень бы хотелось с вами согласиться, но... Не думаю, что это верно. - Верно, но нужны некоторые уточнения.

Слайд 19

Причины слабого взаимодействия: Педагогическая пассивность родителей Родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родители, кормим, даем все, что можем, а воспитывают и учат пусть в детском саду и школе» у родителей отсутствует интерес, что дети делали в детском саду .) Родители не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придавая ему такое же значение, как школе. Т.е. их ребенок в детском саду временно, и у них нет интереса общаться с воспитателем Разные взгляды на воспитание ребенка у отца и матери. Отсюда – невозможность результативного общения с воспитателем .

Слайд 20

Трудности ребенка – сильное эмоциональное переживание для родителя Он может тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны педагога. Например , воспитатель говорит: « Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело у нас в группе », а родитель слышит в этом: «Ваш ребенок не такой способный, как другие дети». Взаимодействию педагога с родителем мешают оценочные высказывания. «Вы слишком давите на ребенка», «Вы с ним излишне мягки» – подобные высказывания могут быть справедливы по сути, но совершенно не воспринимаются родителями. Если необходимо подчеркнуть неэффективность каких-то воспитательных стратегий, лучше сделать это в описательной форме, например: «Смотрите, что получается: когда ребенок испытывает сомнения, вы быстро подсказываете ему решение, и у него нет необходимости искать это решение самому». Разговоры с родителями на серьезные темы на бегу .

Слайд 21

Успешность взаимодействия с родителем зависит: Во многом от того, удается ли педагогу построить взаимодействие с учетом состояния родителя. Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы От ожиданий педагога. Не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением педагога и/или психолога о наличии у ребенка тех или иных трудностей . Прямая конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…») не будет продуктивной и не приводит к сотрудничеству .

Слайд 22

22 Памятка для воспитателей «Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов» Обращайтесь к родителям уважительно, по имени отчеству и на Вы. Не принимайте претензии родителей на свой счет. Если Вы не правы в данном конфликте, извинитесь. Не бойтесь признавать свои ошибки. Не оправдывайтесь, если уверены в своей правоте Старайтесь прочувствовать эмоциональное состояние родителей. Не показывайте свои эмоции. Выясните, по какому вопросу родитель недоволен, что его беспокоит. Сосредоточьтесь на проблеме. Не перебивайте родителей, выслушайте до конца, дайте высказаться. Даже если вы с чем-то не согласны, помните, что это - простое правило вежливости. Возможно, им просто нужно выговориться. Когда они раздражены, говорите спокойно и по делу. Обдумывайте каждое слово. Будьте уравновешенными. Не копируйте интонацию родителей, когда они раздражены. Не ставьте диагнозов. Категоричные высказывая, типа «Вам надо обратиться по поводу отклонений ребенка к специалисту» всегда настораживают и могут настроить против Вас. Не поучайте родителей. Не подсказывайте решения, нельзя навязывать собеседнику свою точку зрения и учить жизни родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения. Сохраняйте непринуждённую открытую позу, поддерживайте зрительный контакт с родителем. Не складывайте руки на груди и не отворачивайтесь. Проявляйте интерес к ребёнку. Узнайте у родителей о его интересах и особенностях. Похвалите ребёнка. Это снимет напряжение при общении. И только потом о говорите о возникшей проблеме. Будьте терпеливы. При необходимости обращайтесь к родителю несколько раз, если это касается здоровья или внешнего вида ребёнка. Поддерживайте родителей и их инициативы. Если они противоречат правилам, принятым в ДОУ, постарайтесь вместе найти варианты решения. Информация, изложенная родителями, не должна быть открыта другим родителям, детям и педагогам! Педагог должен закончить встречу с родителем ребенка или его семьей конструктивными предложениями для решения возникших затруднений!

Слайд 23

23 Самодиагностика Оцените каждое суждение по 5-ти бальной шкале. 5-4 – соответствует вашему мнению, 2-1 – не соответствует вашему мнению. 1. Худой мир лучше доброй ссоры. 2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать. 3. Мягко стелет, да жестко спать. 4. Рука руку моет. 5. Ум хорошо, а два лучше. 6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит. 7. Кто сильнее, тот и прав. 8. Не подмажешь – не поедешь. 9. С паршивой овцы хоть шерсти клок. 10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают. 11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день. 12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов. 13. Убивай врагов своей добротой. 14. Честная

Слайд 24

24 15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить. 16. Дерись подольше да ума набирайся побольше. 17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу. 18. Добро слово победит. 19. Ты – мне, я – тебе. 20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой. 21. Кто спорит – ни гроша не стоит. 22. Кто не отступает – тот обращается в бегство. 23. Ласковый теленок двух мамок сосет. 24. Кто дарит – друзей наживает. 25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет. 26. Лучший способ решить конфликт – избежать его. 27. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 28. Кротость торжествует над злом. 29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. 30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Слайд 25

25 Интерпретация: 1-й тип «черепашка». У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа поддерживает вас, а в сложной ситуации может отойти от вас. 2-й тип – «акула». Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношение коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.

Слайд 26

26 3-й тип – «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе хорошо друг к другу относились. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рожденья, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения. 4-й тип – «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «не подмажешь – не поедешь»). 5-й тип – «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Активные формы взаимодействия педагога с родителями»

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педа...

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Презентация проекта по взаимодействию педагогов и родителей по повышению статуса отца в семье «Папа – мой лучший друг».

В соответствии с ФГОС ДО, действующим с 01 января 2014 года, одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является  взаимодействие с родителями (законными предст...

презентация к семинару - практикуму для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагогов с родителями"

Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это пр...

Презентация "Инновационные формы взаимодействия педагогов и родителей"

В данном материале представленны не традиционные формы взаимодействия работы педагогов детского сада с родителями....

Презентация на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей по развитию коммуникативных способностей у дошкольников»

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравстве...

Презентация на тему "Взаимодействие педагога с родителями"

Цель: установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада....