«Почему дует ветер?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жаткина Елена Александровна

Задачи: познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.tema_pochemu_duet_veter.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 3. «Почему дует ветер?»

Задачи: познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.

Материалы: рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

Описание. Дедушка Знай, к которому в лабораторию пришли дети, предлагает им послушать загадку и, отгадав ее, узнать, о чем он сегодня будет рассказывать.

Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним прохода не дает. Других он подгоняет.(Ветер)

Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует?

Воспитатель показывает схему опыта

Дед Знай. Я приготовил вам этот рисунок. Это небольшая подсказка для вас. Что вы видите? (Приоткрытое окно, зажженная свеча у верхней части окна и у нижней.) Попробуем провести этот опыт.

Как дует ветер?

• Воспитатель зажигает свечу, подносит к верхней части фрамуги. Куда направлено пламя? (В сторону улицы.) Что это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу.) Подносит свечу к нижней части фрамуги. Куда направлено пламя свечи? (В сторону комнаты.) Какой поступает воздух в комнату? (Холодный.) К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление.) Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.

Воспитатель показывает схему «Движение воздушных масс»

Рис. 19. Движение воздушных масс

Дед Знай. Кто хочет объяснить по картинке, как это происходит?

Ребенок. Солнце нагрело воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх. Над горами воздух холоднее, тяжелее, он опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх. А остывший с гор снова опускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Вот и получается ветер.

Дед Знай. Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на доме.) Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)

Изготовление вертушки

Материалы: квадраты тонкого картона размером 20x20 см с готовой разметкой, шило, кнопки, бусинки, соломинки, куски пробки.

Описание. 1. Сделай отверстие в центре и по углам так, как показано на рисунке . 2. Сделай надрезы точно по линиям. 3. Отогни углы в середину и совмести отверстия. 4. Продень через них кнопку. 5. Надень на нее бусинку. 6. Проткни кнопкой плотную пластмассовую соломинку, бусинку и кусок пробки.

• Давайте с вами по схеме сделаем вертушки для определения ветра. Дети по схеме складывают бумагу, воспитатель помогает закрепить к палке (см. рис. 20).

Воспитатель. Сегодня папа... (называется имя ребенка) подарил нам еще один предмет для определения силы ветра — чашечный ветрометр (рис. 21) (показывает детям ветрометр). Сейчас мы пойдем на прогулку и испытаем его и наши вертушки.

    Испытание чашечного ветрометра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятия по экологии в подготовительной группе «Почему дует ветер и идет дождь?»

Программное содержание: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре, объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека, развивать ...

Конспект НОД «Почему дует ветер?»

Конспект НОД «Почему дует ветер?» Цель:Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.Задачи:Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий подним...

"Почему дует ветер"

Знакомство детей с природным явлением - ветер...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воздуха. Почему дует ветер?

 Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс....

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»

Образовательные задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх &nda...

Конспект беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?»

Конспект  беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?» Цель:  развивать познавательные способности детей в процессе познав...