кружок "В гостях у природы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Гулиева Надежда Алексеевна

Данная программа направлена на экологическое воспитание детей 6-7 лет с учетом регионального  компонента детей, занимающихся по дополнительной образовательной программе «В гостях у природы».

Программа даст возможность знакомить детей с окружающим миром в современных условиях.

Данная система работы, обеспечивающая эффективность воздействий методов и приемов в данных условиях ДОУ позволяет добиться качественных результатов в формировании экологических знаний старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологический кружок48.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Малышок» пгт. Березово.

 

Для детей дошкольного возраста 6-7 лет

Для детей дошкольного возраста 6-7 лет

                             

Составил воспитатель:                                                                                                                                                    

Гулиева Н.А

Березово

Содержание

I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка……………………………………………………4

1.1.1. Цели и задачи реализации программы…...................................................5

1.1.2. Принципы построения программы………….............................................6

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы

характеристики…………………………………………………………………..8

1.1.4. Характеристика возрастных особенностей детей, старшего дошкольного возраста, значимые для реализации программы………………10

1.2. Планируемые результаты……..………………………...............................17

II Содержательный раздел

2.1. Система воспитательно - образовательной работы по формированию экологических знаний ………                                                                            20

2.2. Формы, способы , методы и средства реализации  программы ………..23

2.3. Система деятельности воспитателя по поддержке детской инициативы………………………………………………………………………28

2.5. Система взаимодействия с семьями воспитанников…………..……........29

III Организационный раздел 

3.1. Проектирование образовательного процесса………….............................35

3.2. Анализ материально - технического обеспечения программы….............41

3.3. Анализ учебно - методического обеспечения программы……………….42

Приложение……………………………………………………………………..46

I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

         На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики большое внимание уделяется проблемам экологического образования дошкольников образовательных учреждений. Об этом говорится в документах: «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г.   раздел «Воспитание дошкольников»; в рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания».

         Но на практике глубоким и содержательным можно считать основной закон, касающийся экологии страны - Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды, который был принят от 10 января 2002г. В статье 72 говорится об установлении системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации и средства массовой информации. О Закон «Об экологическом образовании населения ХМАО» от 22.06.2000г. с изменениями №2391 от 27.12.2007г. устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования непрерывного образования в области экологии   как   одного   из   приоритетных   направлений совершенствования образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа.

             Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного 1образования (от 17.10.2013г.№1155) разработан в соответствии с принципами дошкольного образования, одними из которых являются формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности и учет региональной и этнокультурной ситуации развития детей.

Данная программа направлена на экологическое воспитание детей 6-7 лет с учетом регионального  компонента детей, занимающихся по дополнительной образовательной программе «В гостях у природы».

Программа даст возможность знакомить детей с окружающим миром в современных условиях.

Данная система работы, обеспечивающая эффективность воздействий методов и приемов в данных условиях ДОУ позволяет добиться качественных результатов в формировании экологических знаний старших дошкольников.

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

       Цель программы: формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента. 

Основные задачи:

  • обогащать представление детей о природе родного края.
  • формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир родного края;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

1.1.2. Принципы построения программы

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в основе которых заложены основные дидактические принципы.

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  • Интеграции. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка. 
  • Регионализма. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края. Опора на содержание национально - регионального компонента
  • Принцип последовательности - реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
  • Принцип коммуникативности – предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
  • Принцип доступности и посильности - отбор материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребёнка.
  • Принципы наглядности - предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств; формирование у дошкольников понятий и представлений на основе чувственных восприятий явлений и предметов.
  • Принцип деятельностного подхода - ребёнок добывает знания не в готовом виде, а в результате своей сознательной и активной познавательной деятельности, в связи с этим обучение, воспитание и развитие личности ребёнка должно происходить в ходе «ведущей деятельности», являющейся оптимальной для определённого возраста.
  • Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом всех возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Принцип целостности - предполагает формирование обобщённого системного представления об окружающем мире.
  • Принцип научности - соответствие содержания образования уровню современной науки, а также создание верных представлений об общих методах и важнейших закономерностей процесса научного познания.

Основные принципы взаимодействия с родителями:

- Принцип сотрудничества - общение «на равных»; родители и педагоги являются партнерами в воспитании и развитии детей; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции в процессе общения.

- Принцип открытости и доверия - предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются дети.

-  Индивидуальный подход.

1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики

    Срок реализации:

Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по формированию экологических знаний у детей 6– 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью разнообразных форм работы.

 Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.

Участники реализации Программы

Воспитатели Таибова И.Б; Гулиева Н.А, воспитанники в возрасте от 6-7 лет, родители.

          Программа «В гостях у природы» реализует системный подход к решению задач экологического воспитания дошкольников и имеет практическую направленность.

           Программа «В гостях у природы» рассчитана на 1год для старшего дошкольного возраста. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится на основе наблюдений с периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май)

Программа «В гостях у природы» включает следующие разделы:

неживая природа, живая природа, охрана природы.

1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, значимые для реализации программы.

 Дети  проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Им становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе.      

      Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.

       У детей 7 года жизни большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек. Их интересы выходят за пределы наблюдаемого: происхождение человека, инопланетяне, звезды, планеты, вопросы жизни и смерти и т.д.

       Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.

Вывод: Создание системы экологического образования в детском саду, экологизация педагогического процесса, работа с родителями, позволят эффективно решать задачи экологического образования. Предложенная программа помогает составить и спланировать образовательный процесс с учетом развивающей среды ДОУ, региональных особенностей, программно - методического обеспечения и материально-технической базы детского сада.

1.2. Предполагаемые результаты:

1. Дети будут иметь представление о природе родного края.

2.Сформировано понимание ценности природы, желание оказания помощи живым существам, сохранения природных объектов ближайшего окружения, проявления ответственности за свои поступки

3.Создание системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей при формировании основ экологической культуры у дошкольников.

 4. Повышение экологической компетентности родителей.

II Содержательный раздел

2.1. Система воспитательно - образовательной работы по формированию у детей экологических представлений

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Формы реализации программы:

Совместная виды деятельности воспитателя и детей

  • Организованно-образовательная деятельность.
  • Экологические досуги и праздники.
  • Работа с моделями и схемами.
  • Опыты, исследовательская деятельность
  • Сбор коллекций семян, камней, листьев
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
  • Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
  • Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
  • Игры
  • Целевые прогулки
  • Диагностика экологического воспитания детей.

Самостоятельная деятельность детей

  • Работа с литературой.
  • Уход за растениями в уголке природы.
  • Экспериментирование.
  • Исследование.
  • Разные виды игр.
  • Самостоятельные наблюдения.

Деятельность родителей

  • Равноправный партнер в образовательном процессе.
  • Совместно с ребенком выполняет домашние задания по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Участие в экологических мероприятиях ДОУ.

Деятельность социума (других организаций)

  • Экскурсии  в лес, на реку, в парк, к достопримечательностям города.
  • Встречи с сотрудниками музея, библиотеки, коренными жителями края (ханты).

2.3.Система взаимодействия с семьями воспитанников.

III.Организационный раздел

3.1. Проектирование образовательного процесса

Тематическое планирование по ознакомлению

 детей с природой в подготовительной группе.

Тема

Задачи

Сентябрь

1.«Растительный мир» - огород и сад («Что растет на огороде и в саду»)

1. Отгадывание загадок об овощах, фруктах.

2. Беседа по рассказу Скребицкого Г. «Всяк по –своему».

2. «В гости к осени». Экскурсия в лес. Растения  родного края осенью.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе родного края. Деревья, кустарники, и травы родного края. Их отличительные признаки.

Лиственные и хвойные растения. Дидактические игры «Что – сначала, что - потом», «Когда это бывает?»

3. Живая и неживая природа

Учить различать объекты живой и неживой природы. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой.

4. 26 -сентября всемирный день морей.

Расширять знания о морях, океанах, морских обитателях. Формировать представление о пользе морей и океанов для человека, о том, что можно сделать для их сохранения.

Октябрь

1.День защиты животных.

4 октября.

Знакомство с международной природоохранной акцией, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, формировать ответственное и доброе отношение к природе.

2. Разнообразие животного мира родного края Югра.

«Животный мир». Звери, птицы, рыбы.

Отличительные признаки этих групп животных.

Работа с магнитным панно «Среда обитания»

Д\и «Рассели животных по домам».

3. неживая природа - свойства песка

Лаборатория. Опыты- эксперименты: «Сравнение свойств песка».

4.«Растительный мир-лес. Профессия лесник»

 Знакомство с лесами родного края, с профессией лесника. Охрана лесов.

Ноябрь

1.Знакомство с птицами родного края.

Посещение музея. Беседа о птицах Югры. Видеосюжет.

2.«Птицы зимой».

12ноября-День синички.

Классификация птиц на группы: зимующие, перелетные, кочующие. Беседа о помощи птицам зимой. Экологическая тропа «Птичья столовая»

3.«Глухарь- лесная птица Югры!»

Знакомство с северной птицей. Отношение и почитание северных народов.

4.Международный день домашних животных- 30 ноября.

Знакомство  с  природоохранной акцией,

4.Неживая природа «Глина»

Лаборатория. Опыты- эксперименты: «Сравнение свойств глины и песка»

Декабрь.

1.«Красная книга Югры»

 Продолжать знакомство с Красной книгой.

Знакомство с редкими видами животных и растений Югры, мерами по их охране». Просмотр видеоролика.

2.Международный день гор- 11-декабря

Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы,кто живет в горах, что там растет.

3..Жизнь животных зимой

 Оказание помощи животным и птицам родного края в зимнее время. Сбор корма для белок и птиц.

4.Неживая природа. Свойства воды.

Занимательные эксперименты: «Свойства воды». Свойства воды, ее состояния. Разноцветные льдинки.

Январь

1. Животные родного края в зимнее время.

Расширять знания детей о зимующих животных, как они зимой добывают пищу, чем питаются и чем человек помогает и может помочь. Охрана природы.

2.День заповедников и национальных парков-11января

Формировать представления о заповедных местах национальных парках России, их значимости. Продолжать знакомство с Красной книгой, воспитывать бережное отношение к природе.

3.Неживая природа. Воздух - без которого не жить» невидимка

Знакомство с воздухом, его значением для живого на Земле, для жизни человека. Загрязнение воздухи и охрана.

Февраль

1.  Болото и его польза.2 февраля  всемирный день водно-болотных угодий

Знакомство с растительным и животным миром болот. Просмотр презентации

2. Знакомство с морскими млекопитающими.19 февраля - день защиты морских млекопитающих

Знакомство с морскими млеко питающимися,   экологическим праздником, воспитание экологической культуры у обучающихся.

3. Водные ресурсы Югры

Знакомство с реками родного края. Значение воды в природе и жизни человека. Фильтрация воды. Акция «Берегите воду»        .

4. «Путешествие капельки.

Вода нужна всем»

 Показ круговорота воды в природе, показ видеоролика. Значение воды в природе и жизни человека.

Акция «Берегите воду».

Март

1.«Красная книга Югры»

Знакомство с Красной книгой.

Знакомство с редкими видами животных и растений Югры, мерами по их охране».

2.Знакомство с экологическими знаками

Закрепить правила поведения на природе.

3.Международный день лесов-21 марта

Расширить представления детей о видах лесов, его обитателях., взаимосвязи человека с лесом.

4.Земля наш общий дом. День защиты Земли- 30марта

Познакомить с праздником. Формировать понятие, что жизнь человека на Земле зависит от взаимосвязи человека с окружающей средой

Апрель

1.Международный день птиц.

Просмотр видеоролика о птицах

2. Краснокнижные птицы Югры

ЦГБ (библиотека), экологическая игра.

3. Весенняя неделя добра.19- апреля день подснежника.

Познакомить с весенним праздником. Закрепить знания о строении цветка, условиях произрастания.

4.

Май

1.«Деревья, травы и кустарники Югры».

Закрепить знания детей о деревьях, травах и кустарниках как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

  1. «Будь природе другом».

12мая- день эколога

Охрана природы, правила друзей природы.

3. Лето

Закрепление знаний детей о временах года. Обобщение представления о лете. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы. Отметить особенности северного лета. Развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

3.3. Анализ учебно-методического обеспечения рабочей программы

Для решения этих задач были выбраны образовательные программы:

Виды программ

Название программы

Дополнительные программы и программы регионального уровня

1.С.Н. Николаева «Юный эколог»

2.Е.В.Гончарова «Технология экологического образования» (по возрастным группам),

3.Программа регионального уровня В. Гончаровой «Экология малышам».

4.О.Н.Гаврилова «Природа края»

Авторские программы

1.А.И. Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду» -пособие из методического комплекта «Живая экология: Программа экологического воспитания дошкольников»

Методические пособия

1.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333

2.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

3.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

IV.  Критерии   эффективности  программы  (результативность)

        Отслеживание     результативности     осуществлялся     через систематический контроль деятельности детей. В течение работы по каждому направлению проводились наблюдения за детьми , результаты наблюдений отражались в картах экологической воспитания ребенка 6-7 лет (Приложение).  Анализировались продукты детской деятельности, проводились беседы с детьми.

                

        Таким образом, анализ усвоения детьми дополнительной программы показывает, что знания детей улучшились, увеличился уровень усвоения программы дошкольниками  высокий, а показатель низкого уровня знаний снизился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация экологического праздника "В гостях у природы"

Знакомит детей в возрасте 5-7 лет с живой природой и учит бережно к ней относиться....

Экологический праздник "В гостях у природы"

Праздник проводился в летнее время, т.к. взяты персонажи летнего время года. Это насекомые, летние цветы, лес. Но объединяет  всё идея воспитания отзывчивости и сочувствия ко всему живому. Целью ...

Занятие по экологии во второй младшей группе. «В гостях у природы».

Занятие по экологии  во второй младшей группе.   «В гостях у природы». Цель: Обобщить представления о диких и домашних животных, закреплять понятие «дикие животные», «домашние...

Экологическое развлечение "В гости к природе"

Цель: Развитие  у детей навыков  эмоционального общения с природой, сказочным героем. Воспитывать  любовь и бережное отношение к живой природе....

Интегрированное физкультурно-экологическое развлечение "В гости к природе"

Интегрированное физкультурно-экологическое развлечение...

Исследовательский -проект по экологии." В гостях у природы"

Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для младшей группы детского сада Автор: воспитатель МДОУ №6 " Светлячок" Контарева Елена Викторовна. Цель...