Конспект занятия по ФЦКМ «Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса - проводят зиму в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анастасия Владимировна Замотаева

Занятие по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_ood_po_ftskm_dikie_zhivotnye.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспек ООД по ФЦКМ (ознакомление с миром природы)

для детей старшей логопедической группы

«Как лесные звери: белка, заяц, медведь, лиса —

проводят зиму в лесу»

Цель: формирование представления об условиях выживания лесных зверей в зимнее время года.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.

Материал: картинка диких животных (медведь в берлоге, заяц зимой, лиса охотится, белка в дупле), рассказ В. Бианки «Голубой зверёк», иллюстрация к рассказу.

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика.

  1. Организационный момент.

Загадки про диких животных (про зайца, лису, белку, медведя)

Воспитатель: Про кого были загадки? (Про диких животных)

Воспитатель: Почему их называют дикими животными? (Они живут в лесу и у них нет хозяина. Дикие животные заботятся о себе сами.)

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о некоторых лесных зверей, про та как они проводят зиму в лесу.

  1. Основная часть занятия.

Беседа «Как зимуют звери в лесу» с рассматриванием картинок.

Воспитатель: Посмотрите, это белка, моя лесная подружка. Давайте рассмотрим её вместе и расскажем, какая она.

Дети рассматривают изображение белки, описывают её.

Воспитатель: У белочки очень чуткий нос и она чувствует, где сделала запасы на зиму. Продуманные животные выкапывают из-под снега, заранее припасенные грибы, орехи, шишки и засушенные ягоды.

Шишки — любимый зимний корм белок. Острыми зубками она ловко срезает чешуйки и при этом постоянно крутит шишку лапками. Остаётся только тонкий стерженёк да кучка отдельных чешуек.

Одна белка может насобирать за лето 2 тыс. грибов. Грибы одевает на сучья деревьев. Собирая на зиму про запас орехи, белка прячет их в земле, в дуплах. Может забыть про желуди, шишки, которые спрятала в земле, и тогда вырастает дерево. Вот какая польза лесу.

Кто знает, какой у белки дом? (Дупло)

Дом у белки - это гнездо или дупло. Гнездо у белки необычное: сложено из переплетённых веточек в форме шара с боковым входом. Подстилка из мха, лишайника и мягкого меха сделает его очень сухим и тёплым. Бывает, селится белка и в дуплах деревьев. Зимы бывают холодные, так вот, чтобы согреться, несколько белок спят в одном дупле. Они закрывают вход мхом, получается тепло, а разница температуры улицы и дома может составить 40 градусов. В сильные морозы зверьки не покидают своё жильё.

Чтобы не голодать, порой белкам приходится употреблять в пищу тоненькие веточки деревьев.

Воспитатель: Это медведь, посмотрите на него ребята и расскажите какой он.

Ответы детей.

Медведь – опасный хищник, пожирает все: начиная от маленькой мышки и кончая лосем, нападает на домашний скот, но любит растительную пищу».

Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.

Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.

Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.

Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь тнаедает себе много жира.

Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Воспитатель: Это лиса, посмотрите на неё и опишите её.

Ответы детей.

Сначала лиса, как другие звери, к холоду тщательно готовится, отращивая себе более тёплую шубку. Шерсть у неё становится длиннее, уплотняется и становится лисичка зимой ещё краше и пушистее!

Обычно лисы любят жить на высокогорьях, но с наступлением зимы спускаются в укромные долины, зимуя не в норах, а в открытых логовах в снегу, где снег не такой глубокий, где пища доступнее и где жилище человека поближе. Ведь бывают моменты, когда пропитания нет, а тут можно и курочку, и уточку втихаря утянуть.

Но больше всего лисичка любит зимой охотиться на мышей, поэтому и живёт там, где их присутствует огромное количество. Обоняние у рыжехвостой отменное, поэтому, только понюхав снег, и мгновенно учуяв мышь, она быстро роет его передними лапками и хватает свою добычу.

Хорошо, если зимние дни безветренные, тогда даже в сильный мороз не так холодно лисе, но если метель, ветер порывистый, она ищет убежище в глубине леса, у пней, кустарников, где сворачивается клубком, прикрываясь хвостом.

Воспитатель: ну а теперь, я хочу рассказать вам о том, как заяц зимует в лесу. Как мы с вами знаем перед наступлением зимы зайцы меняют серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода они прячутся под заснеженными кустами.

Физминутка «Зайка»

Зайке холодно сидеть,                   (Присесть на корточки)

Нужно лапочки погреть                (Встать, потереть ладошки)

Лапки вверх, лапки вниз              (Поднять руки, опустить)

На носочках подтянись                  (Встать на носочки, подтянуться)

Лапки ставим на бочок                 (Руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок          (Прыжки на месте)

А затем вприсядку,                       (Приседания)

Чтоб не мёрзли лапки.

Воспитатель: ребята я сейчас хочу прочитать рассказ Виталия Бианки «Голубой зверёк».

В густом лесу на горе было темно, как под крышей. Но вот вышла луна из-за тучи, и сейчас же засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах и засеребрился гладкий ствол старой осины. У вершины её чернела дыра — дупло.

Вот по снегу мягкими, неслышными прыжками подбежал к осине тёмный длинный зверёк. Остановился, понюхал, поднял кверху острую мордочку. Верхняя губа приподнялась, — мелькнули острые, хищные зубы.

Это куница — убийца всех мелких лесных зверей. И вот она, чуть шурша когтями, бежит уже вверх по осине.

Вверху из дупла высунулась усатая круглая головка. Через миг голубой зверёк уже бежал по суку, осыпая снег на ходу, и легко прыгнул на ветку соседней сосны.

Но как ни легко прыгнул голубой зверёк, ветка качнулась, — куница заметила. Она согнулась в дугу, как натянутый лук, потом выпрямилась — и стрелой перелетела на качавшуюся ещё ветку. Куница понеслась вверх по сосне — догонять зверька.

Нет никого в лесу проворней куницы. От неё не уйти даже белке.

Голубой зверёк слышит погоню, ему некогда оглянуться: надо скорее, скорее спасаться. С сосны он прыгнул на ель. Напрасно зверёк хитрит, бежит по другой стороне ели, — куница скачет по пятам. Зверёк забежал на самый конец еловой лапы, а куница уже рядом — хвать зубами! Но зверёк успел спрыгнуть.

С дерева на дерево неслись голубой зверёк с куницей, как две птицы среди густых веток.

Прыгнет голубой зверёк, нагнётся ветка, а куница за ним, — ни на миг не даёт передышки.

И вот уже не хватает у голубого зверька сил, уже слабеют лапки; вот прыгнул и не удержался — падает вниз. Нет, не упал, уцепился по дороге за нижнюю ветку — и вперёд, вперёд из последних сил.

А куница бежит уже поверху и высматривает с верхних ветвей, как удобнее броситься вниз и схватить.

И вот на миг голубой зверёк остановился: лес прервался пропастью. Куница тоже на всём скаку остановилась над зверьком. И вдруг кинулась вниз.

Прыжок её был точно рассчитан. Она всеми четырьмя лапами упала на то место, где остановился голубой зверёк, но он уже прыгнул прямо в воздух и полетел, — медленно, плавно полетел по воздуху над пропастью, как во сне. Но всё было наяву, при яркой луне.

Это была полетуха, летяга — летучая белка: у неё между передними и задними лапками натянулась свободная кожа, которая парашютиком держала её в воздухе.

Куница не прыгнула вслед: она не может летать, она упала бы в пропасть.

Летяга повернула хвост и, красиво закруглив полёт, спустилась на ёлку по ту сторону пропасти.

Куница щёлкнула зубами со злости и стала спускаться с дерева.

Голубой зверёк ускользнул.

Воспитатель: Ребята, про каких лесных зверьков рассказ?

Куница опасное животное?

Ответы детей.

  1. Итог занятия.

Воспитатель: вот видите, ребята, как в лесу бывает опасно зимой. Зимой бывают сильные холода. Некоторым зверькам приходятся прятаться от хищных животных. Им очень нелегко зимой, но они всё равно справляются. Мы с вами должны беречь лес, потому что лес- это дом животных. И должны беречь животных, потому что животные- братья наши меньшие! Помните об этом ребята всегда!

Воспитатель: ребята, давайте немного вспомним про каких животных мы говорили? Как они зимуют?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ "У лесного болота"

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе....

«Как лесные звери: белка, заяц, медведь, лиса — проводят зиму в лесу»

Цель: формирование представления об условиях выживания лесных зверей в зимнее время года. Задачи: Образовательные: сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

Цель:- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;- развивать любознател...

Конспект занятия:«Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

Дать детям представления о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по – разному приспособлены к жизни в это время.  ...

"Экологическое воспитание" Конспект по ознакомлению с природой на тему «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» в старше-подготовительной группе

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.                             ...

Конспект занятия по экологии: «Как лесные звери – медведь и белка, готовятся к зиме»

Теория: дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год; развивать у детей представления о последовательност...

Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»...