«Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности»
статья по окружающему миру

Статья раскрывает актуальность коллекционирования, виды и этапы работы с детскими коллекциями. Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности  и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов  дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов  в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства  в условиях модернизации современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности»

Модернизация современного дошкольного образования дает воспитателям свободу в выборе современных технологий, форм и методов обучения детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО заложены целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из которых является развитие любознательности, познавательной активности.

Выбранная воспитателем технология должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» – это наука о мастерстве.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Технологию исследовательской деятельности следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности строящийся на базе исследовательского поведения.

  Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста является  коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».

Особенность коллекционирования заключается:

– в соответствии основным требованиям ФГОС;

– в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;

–  в направленности на новые образовательные результаты: (инициативность, любознательность и самостоятельность детей, способность к принятию и реализации собственных решений;)

Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста путем создания коллекций. 

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями.

Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности  и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов  дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов  в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства  в условиях модернизации современного образования.

Коллекционирование – это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. 

Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

 Создав в групповой комнате   новые элементы предметно-развивающей среды  – такие как,   зоны коллекционирования, в которых можно организовать различные формы работы с детьми, направленные на развитие их активности и самостоятельности. В процессе игры с материалами коллекций  дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах, объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит дошкольников в условия поиска.

 Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые) это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние — это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних — демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.

Этапы работы с коллекцией. 

1 этап – подготовительный: 

  • накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей; 
  • индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей; 
             2 этап – основной: 
  • побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; 
  • чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий; 
  • включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; 
    работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.  

3 этап – заключительный: 

  • организация выставок коллекций, творческих продуктов детей; 
  • презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом; 
             Для привлечения родителей к коллекционированию для начала необходимо выяснить их позиции и провести анкетирование. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и  в то же время серьезное и кропотливое нужно провести  консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

Требования к работе с коллекциями:  собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д., каждый образец пронумеровать, приложить список;

         Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:

  • выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;
  • объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
  • разнообразие: чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
  • учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
  • учет возрастных особенностей детей — в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем — фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.
  • педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.)
  • безопасность: все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
  • учет природоохранного аспекта — данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

  Рекомендации к размещению коллекций: в группе должно быть отведено место для выставки объектов и хранения коллекции; целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям;

Таким образом,  можно сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным  для дошкольников видом деятельности.
Коллекционирование способствует развитию таких важных качеств: творческого потенциала, любознательности, познавательной активности, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста   является  коллекционирование.    ...

Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста   является  коллекционирование.      С...

Презентация "Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников"

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников       В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”....

Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку» Развитие познавательной активности дошкольников

laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнен...