Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
консультация по окружающему миру на тему

Королева Анна Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Коллекционирование   одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития

познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

  1. Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из

естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к

осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.

  1. В процессе коллекционирования развиваются внимание,

память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.

  1. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми

можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

  1. Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее

полнее и разнообразнее.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с

мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются своей наглядностью. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что- то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер – сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют.

Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок.

Именно с коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Первоначальный интерес к коллекционированию появляется у детей уже во второй младшей группе.

Поэтому в группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям.

У малышей коллекции сугубо индивидуальные – это т.н. «сокровищницы». в них собраны самые

разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Хранить такие вещи можно в сумочках, красочных мешочках, коробочках, рюкзачках. Содержимое «сокровищницы» - неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком. Дети с охотой отзываются на подобное общение, так как оно  построено на близком и интересном для ребёнка содержании. По содержанию «сокровищниц», из рассказов и вопросов детей становилось ясно, к чему проявляет интерес тот или иной ребёнок.

С помощью коллекций можно передать в увлекательной форме информацию о мире природы, побуждая малышей создавать копилки, связанные с наблюдениями детей на прогулках («Подарки осени, зимы, весны, лета»). Осень - это красивые листья, красные ягоды рябины, зарисовки осеннего дождя и луж; зима - это лёгкие снежинки и веточки новогодней ели, зарисовки весёлых зимних забав.

Это коллекции временные, собранные на определенные темы, на короткое время. Дети коллекционируют фотографии осенних пейзажей, даров осени, при этом сопровождая все это составление книжек-малышек, семейных фотоальбомов.

Работая над выявлением и поддержанием первых избирательных интересов у детей в среднем возрасте, можно организовать и расширить уголок коллекционирования. Здесь дети могут работать с коллекциями, собранными по их личным интересам.

В данном случае можно говорить о длительных коллекциях. Это могут быть коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.

Во время прогулок, играя в песочнице, можно провести “раскопки” вместе с детьми. Вы обязательно обнаружите несколько гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие? Это может стать началом познавательной коллекции - коллекции камней. Коллекция будет пополняться после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.

Интересно будет ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Детям интересно проводить игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства . Играя с камушками, дошкольники имеют возможность пополнить знания о разнообразии и особенностях камней, закрепить количественный и порядковый счет.

Как вариант экологического воспитания можно собрать коллекцию листьев с разных растений. Изготовить с детьми дидактическое лото из сухих листьев.  Поговорите с родителями и после летних отпусков группа пополниться коллекцией ракушек.  Дети считают количество, делят и классифицируют их по определенным признакам, составляют композиции, наслаждаясь красотой.

Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы.

При организации работы необходимо было сформировать у детей бережное отношение к коллекции.

 

Взрослея, дети проявляют все больший интерес к собиранию коллекций, становятся более любознательными и увлеченными.

А если удается найти в этом деле союзников в лице родителей, то работа пойдет очень активно и принесет множество ценных плодов. В этом помогут консультационный пункт; презентация по теме;

фотоальбомы и фотовыставки.

Создавая условия, направленные на развитие познавательных интересов, потребностей и способностей старших дошкольников, акцент уже делаться не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Организуя поисково-исследовательскую деятельность со старшими дошкольниками, следует быть внимательными к интересам детей, и в тоже время использовать материал, легко поддающийся группировке и сортировке по видам.

С целью поддержания интереса к собиранию коллекции и расширения кругозора об экспонатах используются разнообразные формы работы в различных видах деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Собирая коллекцию, дети становятся внимательнее к мелочам и узнают о простых вещах гораздо больше, чем другие. Результатом работы станут разнообразные коллекции: «Мир морей и океанов», «Мир насекомых», «Мир камней и минералов», «Путешествие в мир Динозавров», «Бабочки».

При создании коллекции магнитов «Города России», дети познакомятся с географией, отмечая на карте города нашей страны; составят творческие рассказы о том, где они успели попутешествовать с родителями; отметят климатические особенности разных регионов; организуют сюжетную игру «Путешествие» и т.д.

На занятиях по конструированию может появится макет любой экоситемы. Например, доисторического мира с динозаврами. (Фигурки из бумаги). Это может стать основой мини-музея экологической направленности.

Когда в группе собрано множество разных коллекции камней, ракушек, листьев, шишек, семян и плодов растений, злаков, есть коллекция орехов, динозавров, марок, открыток, переливающихся календариков, металлов, коллекции (фотографии животных, птиц, обитателей подводного мира), стоит организовать увлекательную игру.

 «Выставка». В процессе подготовки выставки, детьми изготавливаются афиши, пригласительные билеты, придумываются рассказы о своих экспонатах.

Дети - экскурсоводы с увлечением расскажут и покажут экспонаты выставки коллекции: насекомые, бабочки, дельфины, камни. В глазах родителей вы увидите неподдельный интерес к увлечениям наших воспитанников, чувство гордости и радости.

Задача педагога - составить перспективный план, согласно которому один раз в месяц предполагается создание коллекций по теме в соответствии с планированием образовательной деятельности.  Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам. Например, коллекция: «Собака – наш друг», благодаря которой дети больше узнают о собаках, породах, о ее роли в жизни человека, привычках собак разных пород, об условиях содержания и назначения собак. Дети вместе с родителями готовят книги о своих питомцах, приносят фотографии, игрушки собак. Во время непосредственной образовательной деятельности дети рисуют и лепят животных, придумывают рассказы о них, говорят об условиях содержания и т.д. В организации этих видов деятельности помогают созданные коллекции.

Стоит собрать с детьми коллекцию изделий народных промыслов и коллекцию “Что было до…”. Эти коллекции позволили бы приобщить детей к истокам русской культуры, и познакомить детей с историей создания и усовершенствования таких привычных для нас предметов, как ручка, калькулятор, автомобиль и другие. На основе данной коллекции с детьми возможно проведение дидактической игры «Опиши», экспериментальная деятельность по обследованию качества тканей, используемой при создании костюма. Можно с детьми послушать и выучить стихи и песни разных народов, рассказать о традициях, обычаях людей, придумать творческие рассказы и т. д.

Коллекции дополнят художественная и научная литература, детские энциклопедии, альбомы и журналы, в которых находится познавательная информация об экспонатах коллекций.

Итак, данная форма работы дает очень многое детям и взрослым, в первую очередь расширяет кругозор детей, углубляет и систематизирует знания, так необходимые для обучения в школе, так же дети стали любознательными, активными, все больше интересовались новым, неизвестным в окружающем мире, задавая все больше вопросов. В процессе коллекционирования дети принимали заинтересованное участие в образовательном процессе.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Стендовый доклад на тему "Изобразительная деятельность дошкольника как средство эффективного развития познавательной активности"

Способствовать становлению личности ребенка через развитие способностей к художественно-эстетической  деятельности....

Презентация "Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников"

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников       В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”....

«Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности»

Статья раскрывает актуальность коллекционирования, виды и этапы работы с детскими коллекциями. Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует ра...