Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе "Краски Осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Садовина Татьяна Анатольевна
Занятие для детей подготовительной группы по образовательной области "Познание" с элементами рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

на тему "Краски осени"

Воспитатель

МБДОУ «Новоторъяльский

детский сад  «Теремок»

Садовина Татьяна Анатольевна

 

Цель: Формирование целостной картины мира у воспитанников через средства изобразительной деятельности, а также музыку и поэзию.

Задачи: 
Обучающие: 

- учить детей слушать  живопись и  музыку, представлять картины, и самое важное определять образ произведения;

- закрепить и обогатить знания детей о разных видах художественного творчества.

- познакомить с техникой рисования – батик.  Закреплять умение рисовать деревья, используя разные цвета и приемы работы кистью. Учить красиво наносить мазки кистью. Быть аккуратными при рисовани на ткани.

Развивающие:

- накапливать опыт, впечатления от общения с высоким искусством;

-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность; пространственное воображение.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе.

Материал:  фонограмма  к  песне «Осень» О. Осиповой,  «Музыка ангелов» Моцарта, «Времена года» Чайковского, звуки осеннего леса, материалы для рисования ткань формата А4, гуашь, кисточки, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук, аудиозапись - музыка релаксация.

Методы и приемы: беседа, показ, слушание, рассматривание иллюстраций,  показ образами, рисование деревьев, индивидуальная работа детьми, анализ.

Литература:

Сайт www.ermolov.ru  – Официальный сайт, Полный вариант песни «Музыкальная сказка про капельки», фрагменты. О. Лобова Сайт Muzruk.Info.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за деревьями, за осенней погодой во время прогулок на участке детского сада.
  • Разучивание стихов об осени: А.Фет «Ласточки пропали», А.С.Пушкин «Унылая пора»; А. Плещеев «Осень», А.Майков «Осень»; К.Бальмонт «Осень».
  • Беседы: «Осень наступила», «Природа осенью», «Листопад», «Осенние приметы», «Деревья осенью».
  • Загадывание загадок об осени.
  • Чтение рассказов М.П. Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние листочки». И.Соколов-Микитов: «Осень в лесу» и др.
  • Рассматривание картин Ю. Клевера «Наступила осень», И. Шишкина  «Золотая осень», И. Бродский «Поздняя осень» и других художников, книжных иллюстраций).
  • На музыкальных занятиях разучивание песен об осени.

Оборудование: ткань формата А4, краски гуашь, кисти.

                                                              Ход ООД

Организационный момент:

Воспитатель:  Колокольчик наш звени, ребятишек в круг зови. (звенит в колокольчик)

Я очень рада видеть вас в нашем музыкальном зале.

Я предлагаю, вам, отгадать загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...»

Дети: (Осень)

Воспитатель: Правильно, осень – самое яркое и прекрасное время года. (присели на коврик). Сегодня мы будем говорить об осени и рисовать ее. Ее красотой восхищались художники, о ее великолепии писали поэты, о ее пленительной магии говорили многие. Осень – это не только дождь, сырость и холод. Это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами и уютные теплые вечера в кругу семьи.  Какие признаки осени вы знаете?

Дети: Листья желтеют, опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идут дожди, становится холоднее, звери запасают припасы на зиму.

Воспитатель: Назовите осенние месяцы и ее периоды.

Дети: Сентябрь – ранная осень, октябрь - золотая осень, ноябрь – поздняя осень.

Воспитатель: Молодцы! А давайте мы сегодня нарисуем сказочный, осенний лес в котором есть сразу три месяца и три периода одновременно, можно его даже назвать временной календарь. Подойдите сюда я уже подготовила вам образец картины и заранее ее нарисовала. (Открываю картину, а на ней полотно без рисунка). Ой, что это случилось с моей картиной? Кто это со мной так пошутил? Ну ничего страшного сейчас я вам быстренько ее нарисую. (Открываю краски, а там белый и синий цвет). Куда пропали мои краски? (Лежит письмо). Кто- то мне оставил здесь записку.

Слайд 1

  ХА-ХА-ХА, что думали полюбоваться картиной? А вот и не выйдет! Не будет у вас никакой картины! Я злая и коварная Дисгармония, я ненавижу краски, ненавижу красоту, не люблю добро, радость и друзей…

Воспитатель: Что же мы теперь будем делать? Неужели зло и коварство нас победило? Вы согласны с этим? (нет). Если Дисгармония любит все некрасивое, может мы ее сможем победить добротой и красотой. И наши помощники на сегодня будут наши добрые сердца, верная дружба и помощь друг другу. Правильно! (Да) Она хоть и невидимая, но обладает большой силой – как и любой вид искусства. А куда же мы пойдем, где будем искать краски для нашей картины? (Варианты ответов детей). Я думаю, что нам надо совершить путешествие в осенний лес, путешествие во времени, потому что мы сейчас побудем и в сентябре, и в октябре и сейчас в ноябре. Именно там мы сможем найти все необходимые цвета для нашей картины.  Прежде чем мы пойдем дальше, нам надо вспомнить правила поведения в лесу.

Слайд 2

Правило 1: В лесу нельзя ломать ветки.

Правило 2: В лесу нельзя топтать ногами муравейники.

Правило 3: Нельзя шуметь, оставлять мусор.

Правило 4: Нельзя топтать грибы.

Воспитатель: Вот мы и вспомнили правило поведения в лесу. Можно и отправляться в путешествие. А перенестись в осенний лес, нам помогут волшебные звуки. Закройте глаза, Раз– два – три, сказка оживи! Звучит музыкальный акцент.

Слайд 3,4  Смотрите, как красиво в осеннем лесу, какая красивая природа.  Слайд 5 Кого же можно встретить здесь посмотрите, лисичку, какая она красивая. Давайте ребята мы ей расскажем что случилось и почему мы пришли в лес. (Ответы детей) Правильно! Давайте мы посмотрим на лисичку и расскажем какая она!

Слайд 6. А вот посмотрите, а это кто такой? Правильно, это- лось. Какой он? (Ответы детей)

Слайд 7. А вот и ежик выглядывает из своей норки, встречает нас. Расскажите про нее. (Ответы детей)

Слайд 8. Посмотрите, белочка спустилась к нам из своего дупла, нас встречает. Давайте спросим видела ли она наши краски?

Слайд 9. Посмотрите грибочек вырос в лесу. А как называется это гриб. Правильно! Какой он красивый с оранжевой шляпкой. Давайте посмотрим на деревья.

Слайд 10, 11, 12 Ой, а здесь дятел сидит, синичка, сорока.

Давайте теперь мы немного отдохнем, и превратимся в осенние листочки, совершим путешествие в каждый период осени,  найдем цветные краски для нашей картины.

Психогимнастика «Осенние листочки»

– Представьте себе, что все вы – осенние листочки. Ветер сорвал вас с веточки, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец. Вы то кружитесь, то ветерок вас относит куда-то. Кто-то, может быть, кружится в паре, а кто-то устроил целый хоровод.

Листочки все разные: веселые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивленные. Некоторые листочки даже затеяли веселую игру и похожи на маленьких веселых птенчиков. Кто-то грустит об ушедшем лете. А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки. А кто-то завидует еловым колючкам, которые никогда не осыпаются.

Все вы разные по форме. Все вы росли на разных деревьях (рябина, береза, ива, дуб, клен, тополь, ольха, каштан). Все вы разных цветов и оттенков. (Звучит музыка времена года Чайковского)

   Воспитатель: Многие художники и даже писатели любили это замечательное время года, писали стихи, рассказы, рисовали картины.

Слайд 13 Показывает на слайде картину. Какой период времени нарисован на картине? (Ответы детей) Сентябрь, ранний период осени. Художник изобразил раннюю осень, где многие деревья еще зеленые, а некоторые деревья надели яркие наряды – желтые, оранжевые, багряные.  А на переднем плане вьется узкая дорожка, с двух сторон расположилась группа берез, и рощица из зеленых, оранжевых и желтых деревьев. Золотом покрыты белоствольные березы. На заднем плане картины видно голубое небо – легкие облака. А как вы бы назвали эту картину? (Ответ детей)

 Следующий слайд 14. По  другому изобразил осень художник   Илья Семенович Остроухов «Золотая осень». Этот период относится какому месяцу? (Октябрю). Правильно, потому что в этот период уже все листья становятся золотыми, оранжевыми. Как вы думаете сейчас тепло или нет? Какие ощущение вызывает у вас это картина? С чем можно сравнить  листву деревьев? (деревья будто в разноцветных сарафанах). На что похожи листья? (Листья похожи на разноцветных мотыльков, на летающих желтых бабочек, на золотые монеты). С чем можно сравнить  опавшую листву? (С пестрым одеялом, покрывалом). Какими красками написана картина? Как думаете почему художник захотел нарисовать такую картину? Художник увидел красоту золотой осени и ему захотелось ее нарисовать.

Следующий слайд 15. В этой картине художник нарисовал последний период осени. Как вы поняли? Это период времени поэт А.С. Пушкин называет «Унылая пора» читает Катя Свинцова. Наша русская природа прекрасна в любое время года, а осенью она расцветает самыми яркими красками. Природа - это наше богатство, источник вдохновения, ее надо любить и беречь.

Давайте теперь мы споем песню об этом замечательном времени года. Песня «Осень наступила». Возвращаемся в наш садик с красками, под волшебный звук.

Воспитатель: Садитесь на свои места. Мы сегодня нарисуем рисунок не на листе бумаги, а на ткани, такой вид рисования называется батик. Это вид рисование еще придумали в стране Индия. И рисовали они на  таких тканях как шелк, хлопок, шерсть. А мы сегодня с вами будем рисовать на хлопковой ткани. Эскиз рисунка уже нарисован, вам осталось лишь разукрасить ее краской.  Прежде чем приступить к работе, намочите сначала водой ткань большой кисточкой.   Потом начинаем рисовать стволы деревьев тонкой кисточкой. Рисуем ствол дерева снизу вверх.

Звучит тихая музыка, дети приступают к работе.

Итог НОД

Воспитатель: - Ребята, какие у вас красивые получились рисунки. Глядя на ваши работы, можно увидеть, как листочки с деревьев падают и кружатся, как будто танцуют вальс.

- Молодцы! У каждого из вас получился красивый временной календарь.

Рефлексия: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам особенно запомнилось? Ответы детей.  Но если вам понравилось, то давайте вместе с вами украсим наше дерево. Стоит дерево без листочков. Туда надо повесить листочки, если вам понравилось сегодняшнее занятие, то вы можете повесить листочек с улыбкой, а если не понравилось, то простой листочек. Мне очень приятно. Вы были сегодня такие молодцы. Осталось нам попрощаться, и поблагодарить друг друга за то, что нам было хорошо вместе. Встаньте ближе друг к другу и совершим «объятия дружбы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Цветы зимы» Образовательная область: художественное творчество (аппликация)

Цель: -Научить детей вырезать снежинки из сложенного в несколько раз квадратного листа бумаги.-Закрепить навыки симметричного и силуэтного вырезания растительных элементов, ваз с декоративным уз...

Конспект организованной образовательной деятельности детей на тему: «Осенью под дубом» в старшей группе. Продуктивная деятельность: аппликация

Подробный конспект занятия, на котором детям рассказывается об особенностях подготовки ежей к зиме и выполняется коллективная аппликация....

Конспект занятия по физическому развитию (организованная - образовательная деятельность) в подготовительной группе тема: «Сказка осеннего леса»

Конспект занятия  по физическому развитию (организованная - образовательная деятельность) в подготовительной группе тема: «Сказка осеннего леса»      ...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Золотая осень в лесу»

Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Золотая осень в лесу"...

Конспект организованной образовательной деятельности «Дикие животные в осеннем лесу» по образовательной области: Познавательное развитие (ознакомление с природой) в средней группе

Программное содержание:1. Дать детям представления о жизни диких животных поздней осенью- учить замечать изменения в жизни животных поздней осенью;- формировать интерес к окружающей природе.2. Продолж...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Ромашка» на тему: «Осенняя красота в жизни, природе и искусстве»

Интегрированное занятие (аппликация и формирование целостной картины мира) на тему «Осенний лес»Задачи:учить детей создавать образы разных деревьев и составлять из них композицию «Ос...