Проект "От шума к музыке"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Елена Анатольевна

Наша эпоха требует от людей в большей степени не репродуктивного воспроизведения готовых знаний, а умения добывать их, находя нестандартное решение проблем, реализуя личностный потенциал. Исходя из этого, стратегия современного образования должна заключаться в предоставлении возможности ребенку проявить свои способности и раскрыть творческий потенциал. Исследовательская деятельность играет в этом процессе значительную роль.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

        

Тема: «От шума к музыке»

исследовательский проект

Номинация: техника и точные науки

 Автор: Коцубенко Варвара Сергеевна

старшая группа

Руководитель: Кузнецова Елена Анатольевна,

музыкальный руководитель

г. Камень - на - Оби

2021 г.

Содержание:

1. Введение _______________________________________________2

2. Литературный обзор _____________________________________3

3. Методика исследований.

Результаты исследований и их анализ ______________________ 20

5. Выводы _______________________________________________ 23

6. Заключение ____________________________________________ 23

Введение.

Тема. От шума к музыке.

Цель. Исследование свойств звуков окружающей действительности.

Задачи:

  • расширять        представление        о        богатстве        и        разнообразии        

мира        звуков, издаваемых разными предметами, голосами и музыкальными инструментами;

  • совершенствовать навыки осознанного восприятия и передачи ритмических рисунков на музыкальных инструментах и с помощью звучащих жестов;

  • развивать        тонкость        и        чуткость        тембрового, динамического и звуковысотного слуха;

  • формировать умение проявлять фантазию        и изобретательность в звукотворчестве;

  • содействовать формированию потребности к позитивному общению со взрослыми, воспитывать культуру общения.

Продолжительность: краткосрочный.

 Участники проекта: Коцубенко Варвара, воспитанница старшей группы, Кузнецова Елена Анатольевна – музыкальный руководитель.

Гипотеза: если изучить звуки окружающего мира, то можно их классифицировать на музыкальные и немузыкальные, так как они отличаются по свойствам.

Проблема. Найти отличие музыкального звука от немузыкального.

Степень изученности проблемы. Данная тема интересна многим педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, не смотря на сложность и абстрактность. Однако, тема слабо разработана, не имеет четких методик и технологий, учитывающих специфику исследуемого материала и особенности возрастной категории.

Актуальность.  У ребенка, с момента его появления на свет, присутствует врожденный интерес к миру звуков. С давних времен родители клали в колыбель разнообразные игрушки, которые непременно имели свой «голос». Их сейчас называют погремушками. Младенцы, кроме манипулирования, прислушивались к звукам, которые она издает. Так, ребенок, посредствам экспериментирования со звучащими предметами начинает познавать мир. 

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек.

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы.

В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что музыкальные звуки особенные, отличаются от остальных – их можно сыграть на музыкальном инструменте, спеть и даже записать с помощью специальных знаков. При выполнении творческих заданий у них развивается внимательность, умение составлять, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

Объект исследования. Звуки окружающей действительности.

Предмет исследования. Свойства звуков.

Литературный обзор. 

Существенный вклад в изучение проблемы внесла заведующий методическим кабинетом Института педагогики и психологии детства Т. Н. Девятова, являющаяся разработчиком программы "Звук - волшебник". Программа предусматривает изучение музыкальных и немузыкальных звуков, их происхождения, способов распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр. В программу входит и изготовление детьми, под руководством взрослых, самодельных игрушек-инструментов, и обучение игре на них.

Предварительная работа.

  1. Чтение книг по теме исследования.
  2. Поиск информации в интернете.
  3. Проведение опытов и экспериментов.
  4. Игры со звуками.
  5. Музыкально – дидактические игры.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

                                                     Содержание проектной деятельности

 

 

мероприятия 

задачи 

ответственные 

сроки

1 этап – подготовительный

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

1.

Беседы с детьми «Шумовые и музыкальные звуки», «Звуки вокруг нас»,

(приложение № 1, 2)

Познакомить детей с тем, что все звуки делятся на шумовые и музыкальные.  

Показать, чем отличается шумовой звук от музыкального

музыкальный руководитель

1-я неделя

2.

Создание проблемной ситуации для детей.

(приложение № 3)

Выяснить, что дети знают звукообразовании и звукоизвлечении, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать?

воспитатели

1-я неделя

3.

Информирование родителей и детей.

Ознакомить родителей с проблемой.  

Вместе обсудить цели и задачи проекта.  

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

воспитатели, родители

1-я неделя

4.

Оформление родительского уголка «Для вас, родители».

Размещение рекомендаций по теме проекта.

Просвещение родителей

воспитатели

постоянно

5.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Оснащение театрального уголка группы новыми музыкальными инструментами.

Оснащение атрибутами для экспериментирования и опытов.

Организовать совместную деятельность детей и родителей.

воспитатели, родители.

1-2-я недели

2 этап – деятельностный

Формирование знаний, умений, навыков при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

6.

Беседа «Что такое звуки?».

(приложение № 7)

Обогащать знания детей о здоровом образе жизни на основе работы органов слуха.

Расширять представления детей об особенностях слухового восприятия людей и животных

воспитатели

2-я неделя

7.

«Слушаем шум», прослушивание фонограммы различных шумов (А. Буренина «Театральные шумы»)

«Свойства шумов»

(приложение № 6)

Развивать слуховое внимание, расширять словарный запас.

 

воспитатели

2-я неделя

8.

Совместная работа детей и родителей: послушать и нарисовать– шумы, которые услышали на улице; шумы, которые услышали дома.

Развивать слуховое внимание, воображение, память.

дети, родители

2-я неделя

9.

Дидактическая игра «Что звучит?», «Музыка или шум?». (приложение № 4)

Определять предмет, не глядя по издаваемому звуку, развивая слуховое внимание, воображение.

воспитатели

3-я неделя

10.

 Конспект НОД

«Откуда берется звук»

(приложение № 8)

Определять происхождения звука, различать музыкальные и немузыкальные звуки

музыкальный руководитель

3-я неделя

11.

 Исследовательская деятельность.

(приложение № 10)

Развивать слуховое внимание. Подбирать предметы, издающие звук, по свойству предмета (деревянный, металлический, стеклянный, шуршащий)

воспитатели

3-я неделя

12.

 Творческая мастерская: изготовление шумовых музыкальных инструментов.

 (приложение № 9)

Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми. Продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в микрогруппах.

воспитатели, дети, родители.

4-я неделя

3 этап – результативный

Самореализация всех участников проекта.

13.

 Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки»

(приложение № 5)

Защита проекта.

(приложение № 11)

Закрепить понятия музыкальных и не музыкальных звуков.

Формировать навыки публичного выступления. Развивать грамотность речи и логичность построения.

музыкальный руководитель, воспитатели

4-я неделя

 

Литература.

 

1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР! методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002

2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методические рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008

3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками. - СПб: 2003

4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Издательство «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003

5. «Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006. - СПб. 

 

(приложение № 1)

Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки»

Музыкальный руководитель:

Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум.  Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки? Почему их так много - целое море? откуда берутся звуки?

Дети: высказывают свое мнение. 

Музыкальный руководитель:

А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки, какие звуки нас окружают?

Дети:

Да.

Музыкальный руководитель:

Тогда предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.

После беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила:

- проблемные вопросы:

 «Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много – целое море?»

- выдвинула гипотезу – дрожит, значит звучит…

- обозначила цель проекта:

Познакомить детей с принципами образования и улавливания звуков.

- тема, цель проекта позволили определить задачи:

а) воспитывать интерес к звучащему миру;

б) развивать наблюдательность;

в) развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).

(приложение №2)

Беседа «Звуки вокруг нас»

Музыкальный руководитель:

Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.

                      Мы, ребятки, дружно, вместе

                      Совершаем бег на месте.

                      Если в сердце не покой,

                      Громко топнули ногой.

                      И другой!

                                А теперь, мои хорошие,

                                Громко хлопайте в ладоши!

                                Вы улыбками со всеми поделитесь

                                И садитесь!

(Дети выполняют действия по тексту).

Музыкальный руководитель:

Что мы сейчас делали?

Дети:

Топали, хлопали, шумели.

Музыкальный руководитель:

Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)

Они называются – шумы.

Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?

(Дети минуту слушают).

Музыкальный руководитель:

Итак, что вы услышали?

Дети:

Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.

Музыкальный руководитель:

Мы все время что – то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий.

Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать.

Фонограммы различных шумов (А. Буренина «Театральные шумы»).

Дети угадывают.

Музыкальный руководитель:

Я попрошу вас послушать и дома нарисовать мальчикам – шумы, которые вы услышали на улице; девочкам – шумы, которые вы услышали дома. (Приложение 3).

(приложение № 3)

Создание проблемной ситуации.

Музыкальный руководитель:

Дети, вы попали в Страну чудес, где живут необычные жители – звуки. Перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.

Выберите среди лежащих на столе предметов:

- деревянные:     - палочки, кубики,

                             -  постучите ими,

                             - определите свойства звука (сухой, теплый),

                             - найдите в зале предметы, которые могут издавать

                               - деревянные звуки.

- стеклянные:       - стеклянные  стаканы,

                              - постучите ими друг о друга,

                              - постучите по ним ложкой,

                              -  определите свойства звука (нежный, прозрачный, чистый,

                                тонкий),

                               - найдите в зале предметы, которые могут издавать

                                стеклянные звуки (окно, зеркало).

- металлические:   - связка ключей,

                                - позвените ими,

                                -определите свойства звука (яркий, призывный),

                               - найдите в зале предметы, которые могут издавать

                                 металлические звуки.

- шуршащие:         - лист бумаги,

                                - смять ее,

                                - порвать ее,

                                - найти в зале предметы, мебель, которые могут издавать    

                                  шуршащие звуки (шторы, одежда, когда ее чистят

                                  щеткой),

                                 - определите свойства звука (тихие, незаметные).

(приложение № 4)

Дидактическая игра «Что звучит?»

Цель: определение предмета по издаваемому звуку.

Ход игры:

В аудиозаписи слышны различные звуки. Музыкальный руководитель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).

Музыкальный руководитель спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи,  цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка).

Дидактическая игра «Музыка или шум?»

Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.

Ход игры:

Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые), выясняет, какие из них могут издавать музыку.

Дети называют предметы, извлекают 2-3 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится – (шум). Дети рассматривают капсулы «со звуками», заглядывая в них, определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т. к. разные предметы «шумят» по – разному). Затем извлекают звук из каждой капсулы, стараясь запомнить шум разных капсул.

Вывод: музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «капсулы  - шумелки»  - шум (немузыкальные звуки).

(приложение № 5)

Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки».

Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.

Музыкальный руководитель:

Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы  их относить к музыкальным или к не музыкальным.

«Музыкальные» - поднимаете синие карточки,

«Не музыкальные» - поднимаете зеленые карточки.

  1. Пение мальчика                                                              (муз.)
  2. Скрип двери                                                                    (не муз.)
  3. Звучание женского хора                                                 (муз.)
  4. Шум моря                                                                        (не муз.)
  5. Подметание пола щеткой                                               (не муз.)
  6. Стук мяча                                                                         (не муз.)
  7. Игра на скрипке                                                               (муз.)
  8. Игра на фортепиано                                                         (муз.)
  9. Шум трактора                                                                   (не муз.)
  10. Звучание симфонического оркестра                               (муз.)

(приложение № 6)

«Свойства шумов»

Музыкальный руководитель: Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие.  Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек. Сейчас я предлагаю вам выполнить задания.

Задание 1.

Из предложенного набора картинок выбрать шумы природы, и шумы, которые производит человек.

Задание 2.

Подобрать названия предметов, которые способны издавать указанные шумы и расположите их в правильном порядке.

Деревянные                                                связка ключей

Стеклянные                                                дом

Пластмассовые                                           посуда

Металлические                                           стакан

 

Задание 3.

Найдите наиболее точные определения шумов. 

Набор карточек – шумов: деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.                                                                                                   

Набор карточек: скрип, звон, шелест, скрежет.

Картинки: лестница, колокол, ноготь, пирамидка.

(приложение № 7)

Беседа «Что такое звуки?»

Музыкальный руководитель:

Дети, что такое звуки? Как они получились? Почему их целое море?

Скажите, пожалуйста, вам приходилось, когда – нибудь бросать камешки в воду?

Дети делятся воспоминаниями.

 Музыкальный руководитель:

Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши.

А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?

Дети: Звук.

Музыкальный руководитель:

Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук.

Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может.

А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается.

Значит, если дрожит – то звучит.

Вывод: Из проведенного исследования детям стало известно, какие шумы, звуки нас окружают, почему их так много – целое море.

На следующем этапе проекта дети найдут подтверждение гипотезе проекта – «Дрожит, значит звучит».

 

(приложение № 8)

«Откуда берется звук?»

(Конспект музыкального занятия)

1 – я часть «Откуда берется звук?»

Материалы: лейка, сделанная по типу душа, две одинаковые бутылки с узким горлышком, таз, воронка, воронки, сделанные из плотной бумаги.

Ход занятия

1. Дети сидят на стульях. Музыкальный руководитель беседует с детьми:

- Слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»

- Где у человека расположена макушка?

- Что у человека находится на макушке?

- Где у человека расположены уши?

- Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

Музыкальный руководитель предлагает сравнить размер ушей зверей и людей и продолжает беседу:

- Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

- В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

- Что ответил Красной Шапочке волк?

Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши?

 2. Музыкальный руководитель отходит подальше от детей и что – то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.

Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.

(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).

Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, почему же лучше слышно, ели ухо большое.

3. Дети подходят к столу, на котором стоит тазик, две одинаковые бутылки с узким горлышком, лейка по типу душа и воронка. Музыкальный руководитель продолжает беседу:

- Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду?

- Зачем она нужна?

(Музыкальный руководитель ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду из лейки).

- Сколько воды набралось в бутылку?

-  Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?

После обсуждения приходим к выводу, что в бутылку нужно поставить воронку. Количество налитой в обе бутылки  воды  сравнивается.

Музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова музыкального руководителя можно было отчетливо услышать.

 - Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому, что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.

4. Музыкальный руководитель продолжает беседу:

- Как же образуется звук?

Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, гитара, расчески по количеству детей.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?

(Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).

 - Что происходит с линейкой? Она дрожит.

- Заставьте звучать гитару. Что вы для этого сделали?

- Что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.

Делается вывод о том, что если дрожит – значит звучит.

2 часть.

Творческое музицирование.

1. Войдем в волшебный мир звуков.

Музыкальный руководитель:

Давайте сейчас посидим в тишине,

Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина,

Хоть кажется нам, что она не слышна.

… Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тихо позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит книжка.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

            Мы кричим, смеемся, дышим,

            Мы слова и мысли слышим,

            Слышим даже тишину…

            Как гуляет кот по крыше,

            Как шуршат за стенкой мыши,

            Волки воют на луну.

Дети:  (хором)

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

2. Слушаем и воображаем.

Дети садятся в круг, в центре которого педагог из «волшебной» корзины достает различные  предметы: громко тикающий будильник, стеклянный стакан (звенит им), железную крышку от кастрюли, деревянные кубики, шуршит бумажкой и тихонько свистит, чтобы было похоже на ветер, а затем громко дышит, переливает воду. Дети не открывая глаз, стараются отгадать, что это звучало.

(приложение № 9)

Музыкальная мастерская.

«Волшебные коробочки» Музыкальный руководитель раздает детям разноцветные коробочки от йогурта, и  резинки. Предлагает  детям  подумать, как можно из этих двух предметов сделать музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала, как струна (резинку надо просто надеть на коробочку от йогурта). Предложить детям поэкспериментировать с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте. Дети должны убедиться, что у них в руках действительно музыкальный инструмент.

Резинкой можно довольно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Звук получается значительно более яркий.

Предложить детям украсить музыкальные инструменты, просунув снизу под резинку 2-3 ленточки из разноцветной гофрированной бумаги. В таком виде у инструмента появляется еще один звук: если взяться за резинку сверху и помахать коробочкой, то ленточками можно шуршать. Дети сами  должны догадаться, какой новый звук появился?

Играем и танцуем.

  Музыкальный руководитель предлагает детям с помощью сделанного ими самими инструмента поиграть в игру «Музыкальное приветствие». Под музыку (по выбору музыкального руководителя) дети врассыпную двигаются по залу легким бегом. На акцентированные концы фраз, встретившись с произвольным партнером, здороваются с ним, дергая за резинку и ритмично произнося слова  в такт музыке: «Привет!»  Дети могут для приветствия образовывать группы из 3-4 человек. На среднюю часть пьесы все импровизированно танцуют, размахивая ленточками. Во время танца дети используют ленты как атрибут для украшения своей импровизации.

Музыкальная мастерская.

Дети берут по расческе.

Музыкальный руководитель беседует с детьми.

- Попробуйте извлечь звук из расчесок. Почему ваши расчески звучали? Что у расчесок дрожит? Какой звук у расчески – тихий или громкий?

Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям начать отходить назад от звучащих расчесок до тех пор, пока звук их будет совсем не слышен. Затем спрашивает:

- А что мы можем сделать, чтобы звук было вам слышно гораздо лучше? (использовать бумажные воронки).

Парикмахерская полька.

Музыкальный руководитель предлагает детям представить, что расческа – это вовсе не расческа, а музыкальный инструмент, на котором умеют играть все парикмахеры. Перед тем как постричь, или причесать детей, они веселят их своей игрой.

Музыкальный руководитель раздает всем детям расчески и предлагает попробовать извлечь из них звуки, послушать, какие они, сравнить разные, выяснить, от чего это зависит.

Музыкальный руководитель берет большие портняжные ножницы и говорит, что сейчас вместе с ними сыграет парикмахерскую польку «Музыкальная прическа». В партии ножниц должно быть слышно ритмичное щелканье ими. Музыкальный руководитель может посадить «клиента» и разыграть стрижку с причесыванием под музыку (например, «Литовская полька»). Во второй части польки дети играют на расческах с помощью медиатора или кусочка плотной бумаги, сложенной уголком.

Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям   взять бумажные воронки, отойти на 2-3 метра от играющих и послушать, как усиливается звучание с помощью воронки (дети то прикладывают ее к уху, то убирают).

Музыкальный руководитель спрашивает детей: «Сыграем еще раз?».

Тогда предлагает нескольким детям сделать прическу одной из девочек под музыку польки (используя при этом маленькие заколочки, разноцветные резиночки). Парикмахерам надо расположиться за спинами играющих или за ширмой, чтобы можно было удивить музыкантов невиданной прической. Оркестр исполняет польку еще раз, за это время парикмахеры стараются прикрепить к волосам девочки как можно больше украшений.

(приложение № 10)

Методика исследований. Результаты исследований и их анализ.

Опыты и эксперименты.

№1. Звуки вокруг нас.

Цель. Познакомить с разнообразием звуков окружающего мира.

Я  рассмотрела иллюстрации с изображениями природных явлений и объектов, и предметов, изготовленных человеком, каждый из которых имеет определенное звучание и убедилась, что звуки бывают разными по происхождению. Затем я брала в руки предметы – металлические ключи, лист бумаги, деревянные кубики и  стеклянные стаканы и извлекала из них звуки.

Вывод. Окружающий мир наполнен разнообразными звуками. Характер их зависит от материала, из которого сделаны предметы, издающие звук: деревянные -  сухой, теплый; стеклянные – нежный, чистый, прозрачный, металлические – призывный, яркий, звонкий, бумажные – шуршащие, тихие, незаметные.

№2. «Почему все звучит?»

Цель.Создать условия для осознания причины возникновения звука: колебание предметов.

Я проделела несложный опыт, чтобы понять, почему все звучит. Для этого я взяла обычную линейку, один конец плотно прижала к столу, дугой конец дернула, линейка задрожала и я услышала звук, затем рукой остановила дрожание – звучание прекратилось.

Вывод. Если предмет заставить двигаться - возникнет звук. Прекратить звучание можно остановив движение предмета.

№3. Как распространяется звук?

Цель. Объяснить, как распространяются звуковые волны.

Звуковые волны невидимы, чтобы их «увидеть» я подула на воду с одного края контейнера.

Вывод. Звуковые волны невидимы. Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку.

№4. «Откуда берется голос?»

Цель. Формировать понимание причины возникновения звуков речи.

Чтобы понять, откуда берется голос, я приложила руку к горлу, произнесла различные звуки и почувствовала «дрожание».

Вывод. Когда мы начинаем говорить, то      начинают двигаться голосовые    связки –   дрожать. При разговоре шепотом дрожание не  наблюдается.

№5. «Почему не слышно?»

Цель. Выяснить причины ослабления звука.

Этот опыт объясняет, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе или на другом конце большой полянки. Я налила в таз воду, с одного края разместила капсулы от киндер – сюрприза, затем бросила камень у противоположного края, и увидела, что капсулы слегка качнулись. Потом камень бросила ближе к капсулам – они задвигались сильнее.

Вывод. Чем дальше источник звука, тем  звук тише.

№6. «Как сделать звук громче?»

Цель. Выявить причину усиления звука.

Вывод.  Сила звучания зависит от размера предмета: больший по размеру предмет будет издавать более громкий звук и наоборот.  
За счет применения рупора увеличивается площадь естественных резонаторов и звук становится громче.

№6. «Музыка или шум?»

Цель.  Формировать навыки различения музыкальных и немузыкальных звуков.

На музыкальных  занятиях мы играем на шумовых инструментах, а игра, в которую мне предложила Елена Анатольевна состоит, из капсул, заполненных сыпучим веществом – похожих на маленькие погремушки. Я справилась – без ошибок нашла одинаково звучащие капсулы. А потом, музыкальный руководитель сыграла на металлофоне мелодию знакомой песенки, я ее, конечно же, сразу же узнала. А после она взяла погремушку, сыграла на ней, и спросила, узнала ли я сейчас песенку? Я задумалась, но никак не могла найти ответ, потому что погремушка передает только ритмический рисунок.

Вывод. Музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «капсулы – шумелки» - шум (немузыкальные звуки). Музыкальные звуки отличаются от немузыкальных тем, что они имеют высоту, из них можно сложить мелодию.

№. 7. «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель. Познакомить с причинами возникновения низких и высоких звуков.

Чтобы выяснить причину возникновения низких и высоких звуков, я вяла пластмассовую расческу, с разной толщиной зубьев, провела палочкой сначала по мелким, а затем по крупным зубьям. Выяснила, что крупные редкие зубья издают низкий, грубый и громкий звук, а мелкие и частые – тонкий и высокий. Потом я рассмотрела картинку комара и шмеля и сравнила этих насекомых по размеру.

Вывод. Комар маленький, крыльями машет очень часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, поэтому звук получается низкий.

Вывод. Проведенные опыты со звуками окружающего мира доказали, что их можно разделить на музыкальные и немузыкальные, по причине отсутствия звуковысотности у последних.

(приложение №)

Меня зовут Коцубенко Варя.

Я представляю вашему вниманию исследование по теме: «От шума к музыке».

Цель, задачи, гипотезу и проблему вы видите на экране.

Сначала я выяснила как появляются звуки. Я проделела несложный опыт. Для этого я взяла линейку, один конец плотно прижала к столу, дугой конец дернула, линейка задрожала и я услышала звук, затем рукой остановила дрожание – звучание прекратилось. Я поняла, что, если предмет заставить двигаться - возникнет звук.

Потом я снова дернула, линейка задрожала, я дотронулась До нее, звук сразу прекратится. Это говорит о том, что звуки бывают короткие и длинные.

Затем я брала в руки предметы – металлические ключи, лист бумаги, деревянные кубики и стеклянные стаканы и извлекала из них звуки. Я сделала вывод, что окружающий мир наполнен разнообразными звуками, они отличаются окраской или тембром.

Далее я взяла колокольчик и сначала сильно встряхнула, а потом - слабее, звук был сначала громкий, а потом тихий. Чем быстрее движется предмет, тем громче звучит.

Следующий опыт тоже объясняет, почему звуки бывают громкие и тихие. Я взяла три колокольчика: маленький, средний и большой. Позвонила в каждый и поняла, что чем больше предмет, тем громче звук.

Затем я взяла расчёску с мелкими и крупными зубьями, провела по ним палочкой и поняла, что крупные зубья «звучат»грубо - низко, а мелкие- «звучат» тонко - высоко.

Наконец, очередь дошла до интересной игры, которая называется "Найди пару" она изготовлена из капсул, заполненных сыпучим веществом – похожих на маленькие погремушки.Ялегко нашла одинаково звучащие.А после, музыкальный руководитель взяла капсулу, сыграла на ней, и спросила, узнала ли я сейчас песенку? Я задумалась, но никак не могла найти ответ, потому что погремушка передает только ритм, но не предает мелодию.

А потом, музыкальный руководитель сыграла мелодию знакомой песенки на металлофоне, я ее, конечно, сразу же узнала. Трубочки на металлофоне разные по длине, чем короче трубочка, тем "тоньше", выше издает звук и наоборот. Такое свойство, как высота превратила звуки в музыкальные. Из музыкальных звуков можно сложить мелодию, которую можно сыграть на музыкальном инструменте и спеть.

Проведенные опыты со звуками окружающего мира доказали, что их можно разделить на музыкальные и немузыкальные, по причине отсутствия высоты у последних.

Вывод: таким образом, в результате работы над проектом мы ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезу проекта.

Заключение.

В результате выполнения проекта у ребенка произошло:

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Ласточка» « От шума к музыке » исследовательский проект Номинация: техника и точные науки Автор: Коцубенко Варвара Сергеевна старшая группа Руководитель: Кузнецова Елена Анатольевна, музыкальный руководитель

Слайд 2

Цель: Исследовать свойства звуков окружающей действительности с помощью простейших опытов. Задачи: собрать материал о том, что такое звук; выяснить, как появляется звук; найти информацию о том, какие звуки бывают; исследовать свойства звуков опытным путем.

Слайд 3

Гипотеза: если изучить звуки окружающего мира, то мы сможем их классифицировать на музыкальные и немузыкальные, так как они отличаются по свойствам. Проблема: найти отличие музыкального звука от немузыкального.

Слайд 4

«Звуки вокруг нас» Цель. Познакомить с разнообразием звуков окружающего мира. Вывод. Окружающий мир наполнен разнообразными звуками. Характер или ТЕМБР их зависит от материала , из которого сделаны предметы, издающие звук: деревянные - сухой, теплый; стеклянные – нежный, чистый, прозрачный, металлические – призывный, яркий, звонкий, бумажные – шуршащие, тихие, незаметные.

Слайд 7

«Почему все звучит?» Цель. Создать условия для осознания причины возникновения звука: колебание предметов. Вывод. Если предмет заставить двигаться - возникнет звук. Прекратить звучание можно остановив движение предмета.

Слайд 10

«Как сделать звук громче?» Цель. Выявить причину усиления звуков. Вывод. Громкость зависит от интенсивности колебательных движений. Чем быстрее, чаще движения предмета, тем более громкий звук им издается. Громкость находится в прямой зависимости и от размера предмета – чем больше предмет, тем более громкое у него звучание.

Слайд 13

«Низкие и высокие звуки» Цель. Выявить причины происхождения низких и высоких звуков. Вывод. Высота звука зависит от частоты колебаний – чем мельче предмет тем быстрее он может двигаться и , соответственно выше звучать и наоборот .

Слайд 16

«Шум или музыка?» Цель . Выделить отличие музыкального от шумового звука. Вывод. Музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «капсулы – шумелки» - шум (немузыкальные звуки). Музыкальные звуки отличаются от немузыкальных тем, что они имеют высоту, из них можно сложить мелодию.

Слайд 18

Вывод . Музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «капсулы – шумелки» - шум (немузыкальные звуки). Музыкальные звуки отличаются от немузыкальных тем, что они имеют высоту, из них можно сложить мелодию.

Слайд 19

Вывод . Проведенные опыты со звуками окружающего мира доказали, что их можно разделить на музыкальные и немузыкальные, по причине отсутствия звуковысотности у последних.

Слайд 20

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "От шума к музыке"

Предлагаемый материал предназначен для взаимодействия взрослых с детьми 3-х-6 лет. Любое  манипуляционное  действие с предметом , а в нашем случае , это шумовая или музыкальная игрушка, може...

Исследовательский проект "Музыка рождённая шумом"

Исследовательский проект "Музыка рождённая шумом"...

Методическая разработка "Консультация для родителей "От шума к музыке""

В данной публикации представлен практический материал для родителей - совместные с детьми дошкольного возраста игры с шумовыми игрушками. Как часто дома  мы слышим невыносимый грохот, шум от...

консультация воспитателям -Музыка, как средство здоровье сбережения Реализация представлений в звуках и шумах

   Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память.  Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребё...

Инфокарта "Шуми,шуми,зелёный лес"

Воспитание экологической культуры надо начинать с самого раннего детства: прививать любовь к природе родного края, бережного отношения ко всему живому, желание оказать посильную помощь в преображении ...