Конспект НОД "Где спрятался воздух?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Васильева Альбина Борисовна

Проводя опыты, мы асширяем кругозор детей о воздухе и его свойствах (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_gde_spryatalsya_vozduh.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Где спрятался воздух?».

Альбина Васильева

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Где спрятался воздух?».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания детей о воздухе.

Задачи:

Образовательные:

Расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий), проводя опыты.

Обогащать словарь детей (прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты).

Закреплять навыки взаимодействия в коллективе, в группах.

Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Развивающие:

Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.

Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность.

Вызвать желание детей помочь Кукле.

Предшествующая работа: наблюдения и игры на прогулке, изготовление  вееров.

Гипотезы:

  • Воздух постоянно нас окружает;
  • Способ обнаружения воздуха- «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
  • Воздух есть внутри предметов;
  • Воздух есть внутри людей;
  • Без воздуха не возможна жизнь;
  • Воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
  • Ветер - движение воздуха.

Оборудование: игрушка «Кукла» и ширма, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), спасательные нарукавники, миски (стеклянные) 2 шт., игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые, сундучок, стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей, чеснок, чеснокодавилка, веер (4шт), песочные часы, корзины (2шт), карточки с изображением свойств воздуха; воздушные шары (по количеству детей).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Приветствие гостей

Здравствуйте!- Ты скажешь человеку

Здравствуй!- улыбнется он в ответ

И, наверное,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями.

- Ребята, нам пришла необычная посылка вот в этой красивой шкатулке.

Вы хотите узнать, что у нее внутри? (Открываю шкатулку, она пустая.)

- Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

- Я с вами не согласна. Она не пустая, в ней что-то есть. А что, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить опыты, как настоящие ученые.

Кукла: (появившись из-за ширмы): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

- Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кукла: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе?

Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

- Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

- Нет, не видим.

- Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

 - Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

- Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла: Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

- Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух все- таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

 - Да.

Опыт №1 «Поймаем воздух»

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

- Он пуст.

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.

Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

- В нем нет воздуха, он весь вышел.

- Какой мы можем сделать вывод? Как можно увидеть воздух?

- Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрац! А еще я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

- А вот у меня есть такие детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраца воздух, то он, конечно же, плавает!

Кукла: Ребята, а помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают, и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух? (Достает сундучок.)

Дидактическая игра: «Тонет- не тонет». (Дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика.)

- Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте опустим игрушки в воду!

- Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, но будь осторожна, если во внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то это предмет может утонуть.

Кукла: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно, внутри людей есть воздух?

- Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт №2 «Воздух в человеке»

- Чем мы с вами дышим? (Воздухом.) Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (Воздух.) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

- Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.

Кукла: Понятно! Но как он к нам попадает?

- Ребята, как воздух попадает к нам в организм?

- Через нос и рот.

Опыт №3 «Не дышу»

- Ребята, посмотрите. У меня в руках песочные часы. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Ставлю песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать.)

- Нет, без воздуха человек умрет.

- Какой вывод можно сделать?

Дети (делают вывод): Человек не может жить без воздуха.

Физкультминутка (стоя)

Коль с водой имеем дело, (показ- переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду – не беда (руки на пояс, покачать  головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Опыт №4 «Воздух не имеет запаха»

- А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

- Чем может пахнуть воздух? (Свежестью после дождя, едой, которая готовится на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д..)

- Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

- Что ты, Кукла? Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

- Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Опыт №5 «Ветер- это движение воздуха»

- Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

- Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

- Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (Тепло.) А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (Движение воздуха.)

- Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

- Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.

- Ветерок бывает слабый и сильный.

- Какой делаем вывод?

Дети (делают вывод): Когда воздух движется, получается ветер.

Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

- Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Каждое свойство будем обозначать соответствующей карточкой.

  • Воздух не имеет цвета;
  • Воздух не имеет формы;
  • Воздух движется;
  • Воздух не имеет запаха;
  • Воздух нужен всему живому (человеку, растениям, животным)

- Кукла, куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла: Я тут! (дует) Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям все, что узнала сегодня. До свидания!

- И нам, ребята, пора сказать нашим гостям до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Где спрятался дождик?"

Музыкальное занятие с использованием приёмов ТРИЗ (средняя группа)...

Конспект игры-занятия "Кто там спрятался внутри?"

Конспект игры-занятия по теме "Развитие мелкой моторики рук с помощиь нетрадиционных техник рисования" -игра-занятие в группе раннего возраста....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Где спрятано здоровье?»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье»,»Музыка», «Социализация», «Художественное творчество»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике ОБЖ в старшей группе «Кто спрятал Колобка».

Сформировать представление детей о том, как образуется число 8. Дать понятия о поведении в лесу....

Конспект НОД в средней группе "Как Леший от Русалки воду спрятал"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошко...