Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе «Космическое путешествие»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чепуркина Любовь Владимировна

 Играя в "Космическое путешествие" дети закрепляют знания  о космосе, планетах Солнечной системы. Игра побуждает детей более широко и творчески использовать  знания о космосе, способствует формированию разнообразных интересов и способностей детей, сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_kosmicheskoe_puteshestvie.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый показ

сюжетно - ролевой игры

«Космическое путешествие»

подготовительная группа

Разработала и провела:

воспитатель Чепуркина Л.В.

Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе «Космическое путешествие»

Дидактические и общепедагогические принципы:

• Принцип непрерывности (сюжетно ролевая игра была построена на основе предыдущей деятельности и совместных действий воспитателя и детей);

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

• Принцип психологической комфортности.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

• словесный метод (рассказ воспитателя, стихотворение);

• наглядный метод (иллюстрации, использование ТСО);

• приём эмоциональной заинтересованности;

• игровой приём;

• использование проблемных ситуаций.

Решение задач осуществляется через следующие виды деятельности:

• познавательно-поисковая деятельность (закрепление знаний о космосе, планетах Солнечной системы);

• коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со сверстниками и воспитателем);

• музыкально-художественная деятельность (музыкальное сопровождение);

• двигательная деятельность (подвижная игра);

• игровая деятельность.

.

Цель: закрепить знания детей о космосе, планетах Солнечной системе.

Задачи:

• Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о космосе.

• Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.

• Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

• Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.

• Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.

• Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.

• Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

Атрибуты: пульт управления. Для исполнения роли штурмана-карта полета, роли врача (походная аптечка), звукозаписи пуска ракеты, сигнала  SOS    , песни группы «Земляне» - «Земля в иллюминаторе..», видеомагнитофон, компьютер; DVD  карточки с ребусами, костюм марсианина, ватман с фломастерами, тюбики с соком.

Ход игры:

Создание проблемной ситуации:

“Тай, тай, налетай,

В интересную игру

А в какую не скажу.

Всех принимаем

И не обижаем

А кто опоздает –

В небо улетает”.

Раздаётся сигнал “Тревога” (SOS).

– Что вы думаете это такое?

Дети размышляют.

– Ребята, по- моему этот сигнал SOS из космоса. Кто бы это мог быть?

– Наверное, кто – то попал в беду и посылает нам сигналы бедствия, чтобы мы спасли его.

ХОД ИГРЫ:

– Как же нам попасть в космос? (Построить летающую тарелку, космический корабль и т. д.)

– Поднимите руки, кто хочет лететь в космос?

-Тогда приступим к строительству ракеты. Сейчас наша группа превратится в конструкторское бюро. Все сели за столы и посмотрели на схему ракеты. Из каких геометрических фигур она состоит? Приступить к конструированию ракеты.

- Теперь для полета нам нужно выбрать руководителя полетом, командира корабля, штурмана и врача.

Руководителем полета буду я, а командира, штурмана и врача мы выберем по результатам испытаний.

Какими качествами должен обладать командир?

Итак, приступим к испытаниям.

Сейчас мы посмотрим, как много вы знаете. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

  1.  Что такое космос?  -   Пространство вокруг Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами.
  2. На какой планете мы живем?
  3. Как называются жители Земли?
  4.  Как звали первого в мире космонавта? — Юрий Алексеевич Гагарин.
  5. Как называется ракета первого космонавта?
  6.  Когда наша страна отмечает день космонавтики? -  12 апреля.
  7.  Как называется дом космонавтов? – орбитальная станция.
  8.  Зачем он нужен? – космонавты там живут и работают.
  9.  Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? — Космический корабль.
  10. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? — Ракета.
  11.  Как называется костюм космонавта? — Скафандр.
  12.  Как называется спутник Земли?
  13.  Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? — Белка и Стрелка.
  14. Какие планеты вы знаете? — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.
  15. Самая большая и горячая звезда во Вселенной? — Солнце.

Командиром корабля по итогам испытаний я назначаю Максима –одевай командирскую фуражку.

Штурман – помощник командира. Он должен уметь прокладывать маршрут движения ракеты. Приготовиться к испытанию.

Но сначала разомнем свои пальчики

Пальчиковая гимнастика :

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон
Кто не видит – выйди вон.

А теперь взяли карандаши, выполняйте мою команду.

Графический диктант.

От исходной точки подняться вверх на 4 клетки, вправо 3 клетки, 2 вверх, 7 вправо, 3 вниз, 1вправо, 3 вниз, 2 влево, 5вниз, 8 влево,1 вверх,2влево, 3 вверх.

По результатам испытаний штурманом назначаю Софию. Держи карту звездного неба.

Врач на корабле должен уметь оказывать мед.помощь экипажу при необходимости, поэтому приступим к испытаниям.

  1. -в каких продуктах содержится витамин А? (морковь, сладкий перец, рыба, яйца, петрушка-полезны для зрения)

 В? (мясо, молоко, хлеб, орехи, горох, курица-полезны для сердца)

С? (смородина, лимон, апельсин, лук, капуста, редис – от простуды)

Д? (рыбий жир, солнце- для костей)

  1. Назови вредные продукты (шоколад, конфеты, газировка, пироженые)
  2. -Назови лекарственные растения (липа, подорожник, малина, мать –и мачеха, зверобой, черника, лимон, береза, ромашка, шиповник)

-от чего помогает подорожник?

-от чего лечит малина и липа?

-По результатам испытаний врачом я назначаю Влада. Держи аптечку.

Теперь нам необходимо сделать разминку перед полетом.

Физминутка по показу «Космонавты»

-Теперь можно отправляться в полет. Экипажу занять свои места в корабле. Командир, экипаж к полету готов?

-Готов!

-Пристегнуть ремни!

Есть, пристегнуть ремни!

-Приготовиться к старту.

-Есть, приготовиться к старту!

- Внимание, начать отсчет времени.

-Есть начать отсчет времени!

- 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1-пуск!

Видеозапись полета ракеты в космос.

 Посмотрите в иллюминаторы.

Слайд 1:

Сегодня мы совершим прогулку по космосу.

 Космос –это пустые участки вселенной между небесными телами.

 В космосе много небесных тел.

Слайд 2:

Это метеорит – небесное тело. Он летит с огромной скоростью и может упасть на планету.

Слайд 3:

 Это кометы - они похожи на шары из грязного снега. Когда они находятся вблизи Солнца, лёд тает, а пыль и газ образуют длинный хвост.

Слайд 4:

Это Солнце - самая близкая к нам звезда во Вселенной. Подобно всем звездам, Солнце является огненным шаром из раскаленных ярко- светящихся газов в пламени которого сгорает даже камень. Солнце в 109 раз больше нашей планеты.

 Слайд 5:

Солнце и обращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему. Она включает в себя все планеты и спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед, которые вращаются вокруг Солнца.

Слайд 6:

Это планета Меркурий. Она расположена ближе всех других к Солнцу.
Это безжизненный огромный шар с горами и глубокими оврагами и глыбами и камнями. На планете нет воздуха и воды. Днем там жарко, как в печи, а ночью холоднее, чем на северном полюсе.
Целый год пройдёт на Земле, а на Меркурии только 2дня и 2ночи.

Слайд 7:

Венера вторая от Солнца планета. На Венере жара, как на пожаре, а с неба льют кислотные дожди. А кислота, как известно, прожигает даже железо и может продырявить наш корабль насквозь

Слайд 8:

В Солнечной системе после Венеры ближе к Солнцу Земля.
Земля единственная планета, где есть жизнь. Синие участки Земли –это вода, желто-зеленые-суша, белые-облака. Вода занимает большую поверхность Земли.

Слайд 9:

Марс – четвёртая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли. Он красного цвета. На нем обнаружены живые микроорганизмы. Как и на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а также зима, весна, лето и осень. Каждое из этих времён года в 2 раза длиннее, чем на земле. Поверхность Марса покрыта кратерами и пересохшими руслами рек.  Сильные ветры поднимают тучи марсианской пыли.

Слайд 10:

Юпитер –самая большая планета и 5–я по счету. Здесь нет твердой суши. Этот огромный шар состоит из жидкости и газа. Из далека он кажется полосатым.

Слайд 11:

Сатурн с Земли кажется желтоватым. Он тоже состоит из газа и окружён двумя широкими кольцами. Эти кольца состоят из газа, льда и камней.

Слайд 12:

Уран 7–я планета по счету от Солнца, он постоянно окутан густыми облаками и кажется из космоса голубым.

Слайд 13:

Нептун 8–я планета по счету. Здесь дуют самые сильные ветры.

Слайд 14:

Плутон 9–я планета по счету от Солнца. Это карликовая планета. Там ужасный холод.

А сейчас поучим названия планет.

(музыкальная пауза)

-Внимание, обнаружена планета, с которой подают сигнал SOS.

-Штурман, держать курс на Марс!

-Есть держать курс на Марс!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Командир: Есть приготовиться к выходу из корабля!

-На Марсе очень трудно дышать.

-Врач, вам необходимо сделать дыхательную гимнастику!

- Есть сделать дыхательную гимнастику!

                                Дыхательная гимнастика.

(выходит марсианин)

Дети, смотрите, кто это? Мы живем на Земле и зовемся землянами, а он живет на Марсе и зовется…… марсианином.

- Как тебя зовут? Молчит.

- Мы не знаем марсианского языка, как же нам с ним общаться?

- Посмотрите, он нам что-то хочет показать. Да это же зашифрованные ребусы. Попробуем их расшифровать.

-Как тебя зовут?

(Показывает табличку –дети разгадывают….Наум)

- Что случилось?

(Показывает табличку –дети разгадывают….беда)

-Почему?

(Показывает табличку –дети разгадывают….одиноко)

-Дети, надо ему помочь, давайте с ним подружимся и потанцуем

                              Танец детей «Энька –Енька»

-Теперь тебе не грустно?

(Показывает смайлик с веселой рожицей)

- Наум, нам пора возвращаться на Землю, но чтобы ты не скучал, мы подарим тебе отпечатки своих ладошек. Знай, что на Земле у тебя теперь есть много друзей.

(Возьмите фломастеры и обведите свою ладошку, дети)

 - А чтобы ты мог позвать нас в гости, мы подарим тебе волшебный лучик.

-Внимание, командиру корабля и экипажу занять свои места в ракете. Приготовиться к старту. Штурман, объявляю минутную готовность. Начать отсчет времени 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1-пуск!

Видео полета космического корабля.

- Посадка успешно завершена. Экипажу выйти из корабля.

Дети, вам понравилось наше путешествие?

- Что вы увидели в нашем путешествии?

- Что вам понравилось?

-На какой планете у вас появился друг?

Вот мы и дома. Когда космонавты приземляются на Землю, они заново учатся ходить и помогают им в этом специальные упражнения и массаж.

Мы сейчас встанем в круг и будем рисовать на спине друг друга.

  • Вышло солнышко (рисуем медленно круг 2-3 раза)
  • От него расходятся лучики (указ.пальцами рисуем лучики)
  • Вышли тучки (поглаживаем спину)
  • Пошел дождик, маленькие капельки
  • Пошел сильный дождик
  • Вышли тучки
  • Вышло солнышко
  • Расходятся лучики

Вот и закончились наши приключения.

Вам понравилось?

Смотрите, нам пришла посылка с Марса. Ваш друг Наум прислал вам космическую еду- тюбики с соком. Приятного аппетита!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе «Космическое путешествие»

Аннотация к сюжетно - ролевой игре «Космическое путешествие»Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:•...

План-конспект сюжетно-ролевой игре в подготовительной группе «Космическое путешествие»

План-конспект с/р игры "Космосмическое путешествие" с детьми подготовительной к школе группы....

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Морское путешествие"

Задачи: -Формировать у детей умение входить в игровую ситуацию ,проявлять инициативу, творчески развивать сюжет, объединять в логической последовательности несколько действий, используя накопленный л...

Конспект сюжетно - ролевой игры в старшей группе "Веселое путешествие в Африку"

Игра направлена на воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми, умения работать в команде. А так же поможет вспомнить сказки К. И. Чуковского....

Сюжетно ролевая игра в старшей группе "Космическое путешествие"

Сюжетно- ролевая игра для старшего возраста "Космическое путешествие". В старшей группе, воспитатель Гаджиева О.С....