Мастер-класс для воспитателей по включению экспериментов в другие виды деятельности
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Машкова Лилия Николаевна

Данный материал будет интересен как начинающим, так и опытным педагогам.

Он поможет включать эксперименты в процессе всего обазоврательного процесса, во все виды детской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_eksperementirovaniyu_mashkova_l.n.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад « 40 «Радуга»

Мастер – класс

для педагогов ДОУ

по экспериментированию

«Опыт работы  с  детьми дошкольного возраста с ТНР

по включению   экспериментов  в  другие виды деятельности».

                                                                                 Подготовил воспитатель  

                                                                         Машкова Лилия Николаевна

2018г.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.

Задачи

  1. Систематизировать знания педагогов об экспериментальной деятельности дошкольников с ТНР.
  2. Показать организацию экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с объектами неживой природы.
  3. Познакомить с приёмами и методами  формирования умений у дошкольников экспериментировать с разными объектами и веществами.
  4. Способствовать развития интереса педагогов к данной проблеме через непосредственное включение их в процесс экспериментирования.

Оборудование

Демонстрационное: презентация; мольберт с набросками опытов; маркеры; вывеска «Научная лаборатория»; дидактическая игрушка Капитошка; ёмкость (банка) с водой, в которой лежит ключ; магнит;  сундучок с  замком, в котором  лежат: пробирка с водой, зеркало, письмо с шифровкой «Мадагаскар», лист бумаги А4;  поднос – ёмкость небольшая с водой;  3 шт. ёмкости разной формы, ложка одноразовая, бумажная салфетка, блюдце пустое; мандарины 2 шт.; ткань для игры в парашют; 2 мяча; стакан с водой, пустой стаканчик,  камешки; тряпочка; детали моста - 2 шт.; машинка; клеёнки для работы.

Раздаточное:   простые карандаши, зеркала, листы бумаги.

Ход мастер-класса

Слайд 1 Тема

Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наш мастер - класс с игры «ДА-нет».

Скажите хором громко, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли вы с  занятия, сил совсем нет,

Вам лекцию хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Слайд 2 Цель 

мастер-класса представить педагогам опыт работы  с  детьми дошкольного возраста с ТНР по включению   экспериментов  в  другие виды деятельности, используя разные приёмы и методы.

Слайд 3  Виды экспериментирования

На слайде представлена наиболее известная классификация экспериментов. Они подразделяют на следующие виды. Красным цветом представлена характеристика нашей деятельности.

Так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем исследовать неживую природу. Эксперименты коллективные, однократные, кратковременные, обобщающие, поисковые и включать решение экспериментальных задач.

Слайд 4 Правила поведения

Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей.

           У нас детьми есть спецодежда (фартуки), но мы их надеваем не всегда.

Памятка, что можно, а что нельзя.

Давайте вспомним, что можно думать, слушать, смотреть, осторожно трогать и нюхать. А нельзя брать в рот, шуметь, неаккуратно обращаться с инструментами.

         Так в уголке экспериментирования есть знак  «Взрослый и ребёнок», подразумевает, что необходимо обратиться к взрослому, если захотели провести опыты.

Слайд 5 Алгоритм действий во время эксперимента

Каждая деятельность имеет алгоритм действий. Эксперимент не исключение.

  1. Подготовить необходимый материал.
  2. Надеть спецодежду (фартуки - по необходимости).
  3. Провести эксперимент.
  4. Фиксация результата (зарисовки: технологические карты, пиктограммы, морфотаблицы).

На слайде заполненные технологические карты.

Слайд 6 Повышение познавательного интереса через использование традиционного игрового приёма (персонаж) и сюрпризного момента (сундучок).

Обязательна мотивация.

Приглашаю вас в научную лабораторию «Капитошки».

Слайд 7 Познавательно - исследовательская и проектная деятельность

 Проверка гипотез

-   Сегодня нам поможет сундучок, но есть проблема, он закрыт, а ключ упал в банку с водой.

-  Скажите, как можно достать ключ?  Ваши варианты (выпить, использовать магнит, половником и т.д.)

- Кто назвал, выходите к столу. Давайте проверим ваши предположения.  

Во время проверки выберем наиболее удобный способ (поднять по внешней стороне банки с помощью магнита). 

Вывод (выбор технологической карты) 

- Какое свойство магнита нам помогло? (магнит притягивает металлические предметы)

- Что нового мы узнали? (магнитные свойства проявляются через воду и стакан).

Зарисуем результат на мольберте.

Слайд 8 Опытническая деятельность

- Сейчас мы будем доказывать свойства, чего попробуйте отгадать.

Загадка

В морях и реках обитает,

Но часто в облаках витает.

А, как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода).

 (достаю из сундучка стаканчик с водой)

Опыты с водой

Того кто правильно отгадал загадку пригласить к столу. У нас на столе есть поднос с водой и материалами.  И свойства воды. Попробуйте доказать нам, что вода обладает этими свойствами. Докажите:

- что вода льётся;

- вода принимает форму сосуда, в который её наливают;

- вода не имеет запаха;

- чистая вода прозрачная;

- вода растекается, она жидкая;

- вода впитывается;

- может отражать предметы.

Слайд 9 Коммуникативная  деятельность (рассуждение)

опыт «Какой мандарин утонет?»

- У меня на столе 2 мандарина в кожуре и без кожуры.

- Какой тяжелее? (в кожуре).

- А теперь отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы.)

Пригласить 2-х желающих один проводит эксперимент, второй зарисовывает на мольберте.

Экспериментатор должен рассказать, что произошло и почему так случилось. - Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)

- Почему так получилось? (Ответы)

Воспитатель подводит к правильному объяснению (несмотря на то, что мандарин  в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь  в его кожуре есть много пузырьков воздуха, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды). 

Вывод: в кожуре есть воздух, он легче воды  и поэтому он выталкивает мандарин на поверхность.

- Где используется это свойство воздуха (спасательные круги, матрасы для плавания и т.д.).

Зарисуем результат на мольберте.

Слайд 10         Чтение художественной литературы

Умеете решать задачи.  Попробуйте решить экспериментальную задачу.

Она на слайде. Что произойдёт? (Ответы).

Вызвать 2-х человек: один проверяет ответ, второй зарисовывает.

- Как называется рассказ, где этот опыт помог птице? (рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка»).

- Как этот опыт ей помог? (она напилась воды).

(заполнить технологическую карту). 

Слайд 11 Чтение художественной литературы

 моделирование  ситуации с помощью маленьких человечков МЧ 

Вспомним, что вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные (схемы на слайде)

При чтении отрывка сказки «Приложил Иван –Царевич ухо к земле, слышит –погоня уже близко».

- Давайте разберемся, почему Иван - Царевич услышал погоню, когда приложил ухо к земле, а некогда стоял.

Ваши версии (потому что маленькие человечки стоят близко друг к другу.

Проведём эксперимент.

Вставайте в 2 команды по 5человека (Одни встают по всей группе - воздух, а другая близко друг к другу- земля). Вот вам по одному мячику – это звук.

Какая команда быстрее передаст. Почему? Близко стоят друг к другу.

 - А где нет воздуха? (в космосе). Можно там что-то услышать? (нет, так как нет МЧ).

- Что надо космонавтам, чтобы услышать друг друга? (рации).

- Их мы сделаем в следующий раз, когда будем играть в космическое путешествие.

Слайд 12  Двигательная деятельность

 Физкультминутка «Парашют»

А сейчас полетаем на парашюте. Выходите в центр.

- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Это будет парашют. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

- Что помогло надуть нам парашют? (воздух).

- Почему мы его не видим? (он невидим)

Слайд 13  Игровая деятельность

Использование  для возникновения игровой ситуации

(сюжетно-ролевая  игра «Поиск сокровищ»)

- Сундучок мы открываем,

  Что в нём сейчас узнаем! (открываю)

Загадка

Висит Окошко.
В Окошке - Антошка.
Отошёл Антошка.
Пустое Окошко.
(Зеркало.) 

- Ребята, здесь не только зеркало, но и письмо.

- Что увидел Антошка? (отражение). Да, совершенно, верно. Возьмите зеркала и улыбнитесь своему отражению.

- Пройдите по группе и найдите предметы, которые могут отражать. (системная паутинка зарисовать под зеркалом варианты). А  посмотрите на ковёр. Почему мы не видим своё отражение? (он не гладкий и не блестящий)

Вывод: Дети в ходе экспериментов приходят к выводу: предметы, имеющие гладкую, блестящую поверхность, дают хорошее отражение, а предметы шероховатые – значительно худшее. При этом есть множество предметов, которые вообще не позволяют увидеть собственное отражение – это ткань, лист бумаги и др.

- Продолжим. Раз зеркало хорошо отражает, попробуем написать своё имя,  глядя в него.

Практическая деятельность. Положите перед собой лист бумаги. Поставьте перед листом бумаги, зеркало. Смотря только в зеркало, но не на бумагу, напишите на ней свое имя. Прочитайте своё имя.

- Что у нас получилось? Большинство, а может быть, даже все буквы, оказались перевернутыми. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

(Педагог объясняет принцип этого действия)

Вывод: когда мы пишем, глядя в зеркало, где буквы выглядят обычным образом, на бумаге они оказываются перевернуты. Правильно написанными будут лишь буквы Н, О, Е, В – те, которые выглядят одинаково и в зеркале, и на бумаге, хотя изображение в зеркале перевернуто.

- Теперь прочитаем письмо.  Дети читают с помощью зеркала (карта сокровищ). Собирайтесь на поиск сокровищ

 

Слайд 14 Конструктивно - модельная деятельность

Применение знаний.

Сундучок мы открываем,

Что лежит в нем, мы узнаем.

Загадка: 

        Я белая как снег,
              Дружу с карандашом.
 
              Где он пройдет –
              Заметочку на мне  кладет. 
(Бумага)

Опыт "Мост из бумаги"

Во время игры у  нас возникла проблемная ситуация: не хватило деталей для моста, есть только лист белой бумаги.

Вызвать человека. Может бумага выдержать матрёшку, проверьте (нет). Почему? (бумага прогибается, потому что гибкая).

- Как быть? Теперь сложите этот лист гармошкой и снова постройте мостик. Проверьте?  Что получилось? (матрешка стоит на мостике). Как это получилось?

Объяснение воспитателя: складки бумаги стали ребрами жесткости, которые распределили нагрузку и значительно укрепили наш мостик.  Ребра жесткости используются в строительных конструкциях.

(заполнить технологическую карту) 

Слайд 15 Выводы

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для развития детей, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Слайд 16 Перспектива

Экспериментирование в ЧХЛ

 

Слайд 17 Используемая литература.

Список литературы

  1. Владимирова Т.В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы / под ред., И.Я.Гуткович, - Ульяновск, 2002.
  2. Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.) /под ред., И.Я.Гуткович, - Ульяновск, 2001-108с.
  3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г. 
  4. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. - М., 2005г. 
  5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г. 
  6.  Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. 
  7. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г. 
  8.  Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М., 2006г.
  9. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М., 2005 г. 
  10. Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004 г. 
  11. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. - М., 2005 г. 
  12. М.П.Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках».
  13. Н.В.Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.
  14. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  15. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
  16. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.
  17. Чистякова А.Е., «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста».
  18. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.
  19. Интернет ресурсы: http://detochki-doma.ru/zagadki-pro-vodu/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года -2018" - "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года -2018": "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"...

Мастер-класс "Использование театральных кукол в различных видах деятельности"

Мастер-класс "Использование театральных кукол в различных видах деятельности"...

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Мастер-класс на тему: «Динамические паузы между видами деятельности»

Цель: Представление опыта использования динамических пауз и физминуток в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1. Напомнить методику проведения физкультминуток и динамических пауз...