Описание опыта работы на тему: "Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Виденина Светлана Петровна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 12 «Буратино города Смоленска»

Описание опыта работы

на тему:

«РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Выполнила: старший воспитатель Виденина Светлана Петровна

Описание опыта работы

на тему:

«РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир

 природы с безграничным  богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

 Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Человек — часть природы: он не может жить отдельно от нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования  системы дошкольного образования. Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет ДОУ перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новых методик. Развитие дошкольного учреждения, переход в новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.

Так в чём же сущность понятия интеграция?

О.А. Скоролупова, Н.В. Федина отмечают: «Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса        

Педагоги нашего дошкольного учреждения поставили задачу – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложили целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области в другую.

Этот подход дает ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.

 Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.

Количество видов деятельности определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности:

Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи  в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

Педагоги ДОУ применяют различные формы работы с семьей: консультации, викторины, папки-передвижки, конкурсы, выставки совместных работ, акции  экскурсии, походы и другие.

Организация интегрированного образовательного пространства требует от педагогов формирование  новой профессиональной позиции,  готовности  осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией, а так же предполагает  перестройку педагогического мышления.

Выстраивая работу  педагогов в инновационном режиме,  встала проблема организации более эффективной методической работы, направленной на формирование и повышение педагогической компетентности у педагогов нашего детского сада.

На наш взгляд, самыми эффективными в плане профессиональной активизации воспитателей  и  создания у них мотивации к успешному овладению знаниями и навыками в работе,  являются интерактивные  формы работы.

Такие как  обмен положительным опытом, совместный анализ проблемных педагогических ситуаций, проведение семинаров – практикумов, мастер-классов, деловых игр и др.

Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.

Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

- Формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среды жизни человека.

 - Формировать экологическое сознание и мышление, нравственно- этического восприятия природы.

- Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

 - Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.

- Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

 Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду реализуется на основе парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая дополняет раздел «Ознакомление с миром природы» Образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 12 «Буратино». Экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года во всех образовательных областях, через различные формы работы.

В Целевых ориентирах ФГОС ДО достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

 Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, дети должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ

• применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;

• экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

• экологизация предметно – развивающей среды;

Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях.

Через образовательную область «Познавательное развитие»  дети получают элементарные, но очень обстоятельные знания из области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы, являющимся частью пространства жизнедеятельности дошкольников в детском саду и семье.

Например. Формирование представлений о домашних животных и их детенышах; воспитания бережного отношения к животным, трудолюбия; необходимость домашних животных для человека.

Дидактические игры: «Подбери пару», «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Поможем козе с козлятами», «Найди маму», «Назови животное», «Весёлая ферма», «Помоги Незнайке», «Найди что покажу (назову)», лото «Животные».

Словесные игры: «Кто как кричит?», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет», «угадай по голосу».

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование сенсорных эталонов (форма, цвет, величина).

Дидактические игры: «Назови самое высокое (низкое) животное», «Кто больше?», «Кто какого цвета?», «Подбери по цвету», «Трафареты», «На что похоже», «Кого сколько?», «Больше – меньше».

Через образовательную область «Речевое развитие»

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Всё формируется в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью. Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.

Например: Игры на развитие речевого дыхания:

Игра «Бабочка» (формирование направленной струи воздуха; обогащение знаний о бабочках; закрепление в речи глаголов «летает», «перелетает», «садится»).

Игра «Помоги колобку» (формирование длительного выдоха; закрепление знаний о диких животных).

Игра «Одуванчик» (формирование умения выдыхать направленной струёй воздуха; закрепление знаний об одуванчиках)

Игра на развитие фонематического слуха  «Послушай звук» - формирование умений различать звуки, соотносить звуки с явлениями природы и звуками, издаваемыми животными.

Игры на закрепление звукопроизношения:

Игра «Волшебные кубики» (формирование умений выкладывать слоги и проговаривать чистоговорки; обогащение словарного запаса детей).

Игра «Назови картинки» (формировать умение правильно называть изображения на картинках с заданным звуком).

Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Например: традиционное для детского сада сенсорное обследование овощей и фруктов побуждает детей не только запоминать, но и активно употреблять в своей речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы, гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести - огурец; оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом - апельсин и т.д.).

 В группах ДОУ подобрана библиотека художественных произведений, сказок, стихов, энциклопедий в соответствии с возрастом дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе. Проводят беседы, обсуждают прочитанное. При знакомстве с поэзией детям легче и проще даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение её в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребёнок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувства.

Например. Расширение словарного запаса детей (животное, ферма, корм, двор, подворье, детеныши); обучение рассказыванию (придумывание загадок, пересказ); развитие памяти (заучивание стихов, потешек, песенок); знакомство с художественной литературой (чтение «Три поросенка», слушание «Козленок» С. Буранбаева, заучивание Кисонька – Мурысенька); развитие мышления (разгадывание загадок о животных).

Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая вместе с взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми живыми существами), учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе т.е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации.

Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и обитателям. А помогают в этом игры экологической направленности:

 Игра «Аукцион» (уточнение правил поведения на природе).

 Игра «Узнай и назови» (закрепление знаний о растениях и месте их произрастания).

 Игра «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепление знаний об обитателях суши и воды; уточнение правил безопасного поведения на природе).

 Игра «Береги природу» (воспитание бережного отношения к природе).

 В становлении экологического воспитания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра. Обучение, активизация познания происходит в игровой форме.

Игра «Теремок», формирует у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации проявления заботы, сострадания, сочувствия, отзывчивости, а также зачатки экологического идеала русских народных сказок о животных, где добро побеждает зло.

В трудовой деятельности дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент. Учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.

Формируется у детей представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Дети начинают понимать, что в природе всё взаимосвязано (одно и тоже растение может быть ядовитым для человека, и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т. д.).

Дидактические игры: «Рассели животных», «Найди домик», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Накорми животное», «Построй домик», «Выбери нужное», «Береги природу», «Что лишнее», «Узнай и назови».

Словесные игры: «Похожи – не похожи», «Цепочка», «Игра в слова», «Да – нет», «Что было бы, если…».

Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы - это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.

Знания по экологии, полученные через театрализованную деятельность, где ребёнок проживает конкретный образ какого-то зверя, насекомого, растения, он начинает осознавать и чувствовать что его персонаж боится. Чему-то радуется, как выживает, как развивается, как взаимодействует с человеком и окружающим миром. В театрализованной деятельности роли меняются, развивая способность быть другими понимать другого. В качестве примера хочу привести сказку по мотивам В. Сутеева «Под грибом». Суть этой сказки: в трудный, опасной ситуации (в данном случае ливень в лесу) показаны поведения и мудрые взаимоотношения зверей и насекомых друг с другом и с окружающим миром. Через персонажей дети конкретно переживали эту опасную для животных ситуацию в природе. И как образец поведения для человека – в этой опасной ситуации животные не вредят друг другу.

Экологическое воспитание дошкольника в рамках образовательной области «Физическое развитие» предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания. Это может быть включение в содержание занятий: различных упражнений и подвижных игр;

 формирование знаний, способствующих сохранению и укреплению здоровья;

 организация и проведение походов, прогулок – экскурсий на природу;

 спортивно – экологические праздники и развлечения;

 обучение правилам безопасности во время прогулок – экскурсий и походов.

Игры – медитации («Я – солнце», «Я – дождь», «Я – ветер», «Я – облако»)

 Подвижные экологические игры

 Музыкальные подвижные игры

 Танцевальные игры – превращения

Наряду с выполнением физических упражнений, дети, под руководством инструктора по физической культуре, проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями. В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности: упражнения дыхательной гимнастики: «Одуванчик», «Морозко», «Радуга обними меня». Общеразвивающие упражнения: «листопад», «поймай снежинку»,   «подснежник», «колокольчик».

Подвижные игры: «перелёт птиц», «льдинки, ветер и мороз», «скворечники», «цветы и ветерки».

Эстафеты: «Сбор картофеля», «бегущие ручейки», «эстафета пчёлок».

 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в дошкольном учреждении является экологическая предметно-развивающая среда

В нашем детском саду создана предметно-развивающая  среда, которая может быть использована в познавательных, оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического образования дошкольников. В группах созданы «Уголки природы» с подбором комнатных растений с учетом программных требований, где дети могут выращивать, ухаживать и длительное время наблюдать за растениями. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и «Огород на подоконнике». Здесь есть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками. В каждой группе размещены лабораторно - исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой. В детском саду организован мини-музей «Времена года»,  где представлены экспонаты из природного материала: коллекции камней, гербарии, поделки из дерева, лозы, соломы и др., подбор видео - аудио материалов, диафильмов о природе.

На территории дошкольного учреждения создана экологическая тропа. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, воспитатели стараются использовать как можно больше  интересных объектов.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Наше дошкольное учреждение активно работает  с социумом города по вопросу экологического воспитания детей, так

Сотрудники ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье», проводили беседы, лекции с использованием презентаций, показом фильмов, различных зарисовок.

Педагоги и ученики МБОУ ДОД «Детская художественная школа им. М. К. Тенишевой», организовали выставки для старших дошкольников на тему: «Природа родного края», «Весна - красна» и т.д.

Сотрудники ГБУК «Смоленская областная детская библиотека им. И.С. Соколова-Микитова», проводили праздники, развлечения, беседы, викторины.

Сотрудники ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник» Музей Природы и экологии проводили экскурсии, беседы с показом экспонатов.

Сотрудники МБОУ ДОД ДЭБЦ Смоленский зоопарк  проводили экскурсии, где знакомили детей с условиями содержания питомцев зоопарка.

Каждый год Смоленский зоопарк  проводит акции «Очистим дом от ненужных вещей! Обогатим среду обитания питомцев Смоленского зоопарка!», «Покормите птиц - зимой», «Праздник урожая» и др., наши педагоги и воспитанники активно участвуют в этих мероприятиях.  

Заключение:

В результате проведенной работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом принципа интеграции образовательных областей, можно сформулировать следующие выводы:

Использование интегративно – тематических занятий, целевых прогулок, экспериментирования помогает в закреплении, систематизации и формировании знаний у дошкольников.

Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Синтез разных видов деятельности на одном занятии будет являться оптимальным и эффективным средством умственного развития и нравственно – эстетического воспитания детей.

Мероприятия интегрированного характера должны планироваться систематически, целенаправленно и охватывать все виды деятельности дошкольников.

Список литературы

1. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. Изд.  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М. 2017

2. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада  5-6 лет. Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М. 2017

3. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М. 2017

4. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. Программа повышения квалификации дошкольных работников. Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М. 2003

5. Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников» Экологические праздники, викторины, занятия и игры. Волгоград. Изд. «Учитель» 2017-10-30

6. Занимательные эксперименты и опыты. М. Айрис. 2016

7. Природа вокруг нас. Занимательные материалы. Изд. «Корифей»2008

8. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. М.: АрКТИ,2001.-128 с.

9.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.-М., 2003.

10. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему :"Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников."

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, прио...

консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания....

«Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»

Интеграция экологического образования с образовательными областями способствует усвоению детьми конкретных сведений о живой и неживой природе, позволяет прививать им экологические навыки и уважительно...

Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ на тему: " Экологическое воспитание дошкольников".

.Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»Дошкольный возраст &nd...

Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников"

Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников"...

Консультация для педагогов «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»

Целенаправленная и согласованная деятельность всех педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и эко...

Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»

Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя &nda...