Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Наши пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Калайчева Медули Давидовна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности направлен на расширение, систематизацию представлений детей о птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №193»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

на тему «Наши пернатые друзья» в старшей группе  5-6 лет

Педагог: Калайчева Медули Давидовна


Цель: расширение, систематизация и закрепление представлений о птицах.

Задачи приоритетной образовательной области

Познавательное развитие: сформировать представление детей о строении птиц и классификации на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи, познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда и Красной книгой Ивановской области.

Задачи в интеграции образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам; формировать интерес к общению между взрослыми и детьми, навыки сотрудничества, умения слушать сверстника.

Речевое развитие: развивать речевую активность, диалогическую речь, побуждать детей говорить полными предложениями; продолжать обогащать словарь детей новыми словами: орнитологи, насекомоядные, зерноядные; совершенствовать грамматический строй речи.

Физическое развитие: обогащать опыт двигательной деятельности детей, координацию движений, крупную и мелкую моторику.

Развивающая предметно-пространственная среда: в группе: картины с изображением перелётных птиц; кормушка и скворечник в природном уголке (в свободной деятельности дети лепят фигурки птиц); выставки детских работ на тему «Птицы прилетели», «Скворечник», «Птица вьёт гнездо»; размещение в книжном уголке книг: из серии для детского сада «Как появляется птица», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Д. Кайгородов «Из царства пернатых».

Цель применения ИКТ в НОД

  • внесение разнообразия в образовательную область;
  • использование яркой, красочной формы представления информации.

Методы и приёмы

Метод демонстрации: демонстрация презентации с изображением птиц и их гнёзд, показ перьев птиц;

Словесный метод: рассказ воспитателя о птичьих гнёздах, беседа об оказании помощи птицам в разное время года и правилах поведения в природе, вопросы;

Игровой метод: получение письма от орнитологов, дидактические игры «Разрезные картинки», «Угадай по клюву», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы и птенцы».

Планируемые результаты

Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями об окружающем, владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания.

Предпосылки УД

Коммуникативные: умение слушать взрослого и отвечать на вопросы; умение участвовать в совместной деятельности.

Познавательные: умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира.

Личностные: умение сохранять заданную цель; бережное отношение ко всему живому.

Регулятивные: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Материалы, оборудование

Для педагога: проектор, экран, компьютер, подборка материала «Гнёзда птиц», письмо от орнитологов и карточки с заданиями, Красная книга Ивановской области.

Для детей: по количеству детей – разрезные картинки, пуховые и маховые перья, материал для дидактических игр «Узнай по клюву», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы и птенцы», медали с надписью «Юный орнитолог».

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы о птицах.

2. Рассматривание иллюстраций с птицами.

3. Рассказ педагога в свободной деятельности о зимующих и перелётных птицах, почему их так называют.

4. Наблюдение за птицами во время прогулок.

Содержание:

1. Получение письма от учёных. Чтобы узнать изучением кого они занимаются, детям необходимо выполнить задание.

2. Выполнение заданий от учёных-орнитологов (при выполнении каждого задания обращается внимание детей на пользу, приносимую птицами людям и необходимом бережном отношении к птицам):

  • «Внешний вид птиц»,
  • «Угадай по клюву»,
  • «Зимующие и перелётные птицы»,
  • «Гнёзда птиц»,
  • «Птицы и птенцы».

3. Посвящение детей в «Юных орнитологов», показ и дальнейшее знакомство с Красной книгой Ивановской области.


       Деятельность воспитателя

         Деятельность детей

            Вводная часть (мотивация подготовительный этап)

Цель этапа: ознакомление детей с орнитологией, наукой, занимающейся изучением птиц.

Дети, сегодня по дороге на работу, я встретила почтальона, который передал вам письмо от орнитологов нашего города Иванова. Вы знаете, кто такие орнитологи?

А хотите узнать?

 Орнитологи – это учёные, а вот кого они изучают, вы узнаете, когда соберёте картинки.

Ребята, кто изображён на картинках?

Так кто же такие орнитологи?

А вам хочется послушать, что они вам пишут?

Тогда давайте прочитаем это письмо.

«Дорогие дети! Нам стало известно, что ваш детский сад называется «Голубок». И мы предположили, что вам будет интересно узнать что-то новое о птицах, а также выполнить задания, которые мы для вас приготовили. И, справившись с ними, вы будете приняты в ряды юных орнитологов. Удачи!»

Ребята, а у вас есть желание стать юными орнитологами?

Что для этого необходимо сделать?

Тогда давайте приступим.

Цель этапа: включение в образовательную деятельность.

Нет, не знаем.

Из разрезных картинок (на каждого ребёнка), дети составляют  целую картинку.

На картинке изображены птицы.

Орнитологи – это учёные, которые изучают птиц.

Да, хотим.

Дети слушают.


Да, огромное.

Выполнить задания, которые подготовили орнитологи.

                                                    Основная часть

Исследовательская деятельность «Части тела птицы и его покров»

Цель: закрепление знаний детей о строение птицы, развитие наблюдательности, познавательного интереса в процессе исследования, устанавливание причинно -следственной связи.

Цель: проявление  инициативы с целью получения знаний исследование особенностей строения пуховых и маховых перьев,

На экране появляются изображения птиц.

Дети, назовите, пожалуйста, части тела птицы.

А чем  покрыто тело птиц?

Воспитатель обращает внимание детей на коробочку, стоящую на столе.

Вам интересно узнать, что лежит в коробочке, давайте заглянем в неё. Что это?

Посмотрите внимательно на перья, что вы можете о них сказать.

Перья, покрывающие тело птицы разные и предназначение их тоже отличается. Я предлагаю вам взять по одному маленькому пёрышку, потрогайте его. Что вы можете сказать о  своём пёрышке, какое оно?

Эти пёрышки называются пуховыми, они покрывают всё тело птицы и согревают её.

А как человек использует пуховые перья?

Теперь возьмите по большому перу. Какое оно?

Обратите внимание: у большого пера толстый стержень. Большие перья помогают птицам летать и называются они маховыми. Посмотрите на изображение птицы и назовите части тела, которые покрывают маховые перья.

Особенности строения птиц принесли человеку огромную пользу.

Так, ещё с древних времён, наблюдая за полётом птиц, человек сам хотел научиться летать. И прошло много-много времени, прежде чем человек построил самолёт. И не смотря на то, что во время полёта, в отличии от птиц, крылья у самолёта жёстко закреплены на корпусе, самолёт летит именно благодаря им, а также двигателям.

Наличие у самолёта крыльев, корпуса и шасси не случайно, так как конструируя самолёт, люди в первую очередь ориентировались на строение и способы полёта птиц.

Дети называют части тела птиц:

голова, на которой расположен клюв; шея; туловище; хвост; два крыла; две лапы с когтями.

Тело птиц  покрыто перьями.

Дети рассматривают содержимое коробочки.

Да это же перья.

Дети описывают перья.

Перья отличаются по цвету. А ещё  размер: одни маленькие, другие – большие.

Дети берут по одному маленькому пёрышку, ощупывают и отвечают:

-Маленькое пёрышко мягкое, нежное, пушистое…

Пуховыми перьями набивают подушки, одеяла, утепляют одежду.

Дети берут по большому перу, ощупывают его и отвечают:

Большое перо гладкое, более жёсткое.

На экране появляется изображение птицы, у которой отчётливо видны маховые перья. Дети рассматривают изображение.

Маховые перья покрывают крылья и хвост.

На экране появляется изображение птицы в полёте и самолёта в небе. Дети сравнивают их.

Дидактическая игра «Угадай, чей клюв»

Цель: закрепление  у детей представлений о связи между характером корма и строением клюва птиц.

Цель: установление причинно – следственной связи

На столе лежат карточки с изображением разных клювов.

Дети, клюв птицы – это её рот. Иногда клюв называют носом, но это неверно. Какой только формы и величины не бывают клювы у птиц. Изображения некоторых из них лежат перед вами. Опишите клюв птиц, подберите картинку, на которой изображено какую пищу удобно употреблять соответствующим клювом и картинку с изображением птицы.

А как птицы разными способами  питания помогают людям?

Дети в парах рассматривают карточки с изображением клювов разной формы, подбирают соответствующие карточки и аргументируют свой выбор.

Коротким, толстым и крепким клювом удобно склёвывать семена, ягоды. Это зерноядные птицы.

Коротким, изогнутым клювом с крючком на конце удобно отрывать куски мяса. Это хищники.

Плоским клювом удобно захватывать порцию ила со дна, затем процеживать и оставлять только съестное. Это всеядные водоплавающие птицы.

Прямым, удлинённым острым и тонким клювом удобно ловить насекомых.

Это насекомоядные птицы.

Птицы поедают вредных насекомых, грызунов, семена сорняков. Распространяют семена растений.

 Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы»

Цель: закрепление  у детей представлений о зимующих и перелётных птицах, развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии, готовности прийти на  помощь зимующим птицам.

Дети, давайте подумаем: в какое время года птиц больше?

Как называют птиц, которые улетают от нас осенью и возвращаются весной?

А тех, которые остаются с нами?

А почему многие птицы улетают? Может они боятся морозов?

Значит, если птицы питаются насекомыми…

Ребята, а хотите поиграть в игру, которую вам предлагают орнитологи?

Попробуйте расселить птиц в нужные домики: зимующих птиц в домик со снежинкой, а перелётных – с солнышком.

Не смотря на то, что зимующим птицам насекомые не нужны, добывать себе зёрнышки и ягодки зимой очень трудно. Как мы помогаем  птицам зимой?

 Физкультминутка «Грачи прилетели»

Цель: переключение детей на двигательную деятельность, снятие напряжения, восстановление умственной работоспособности.

Цель: установление причинно – следственной связи; приобретение знаний  с целью оказания  помощи птицам в зимний период.

Весной и летом, потому что возвращаются птицы из теплых стран.

Таких птиц называют перелётными.

Их называют зимующими.

 Нет, они больше боятся голода. Птицы едят ягоды, семена, насекомых, рыбу и т.д. А сенью насекомые исчезают: они прячутся или погибают, а ягод и вовсе не. Рыба, уходит глубоко под воду и птицы не могут их достать.

То зимой им есть нечего и поэтому им приходится улетать в теплые края, где насекомые не прячутся.

Да, хотим.

Дети берут по одной карточке с изображением птицы, называют её и заселяют в «соответствующий» домик.

Сколачиваем, мастерим из бросового материала или обновляем кормушки, закрепляем их на деревьях  и ежедневно засыпаем туда крупу, хлебные крошки, вешаем кусочки сала.

Цель: повторение стихотворения, выполнение движений.

Ребята, когда зима закончится, какое время года наступит?

Я предлагаю вам провести физкультминутку про то, как поведут себя грачи, когда прилетят к нам весной.

Весна наступила, грачи прилетели,

На лужайку сели,

Походили, поклевали,

Крыльями помахали

И в гнёзда полетели.

Наступит весна.

Дети имитируют движения птиц.

                          «Гнёзда птиц»

Цель: обогащение знаний детей о строение птичьих гнёзд, развитие наблюдательности, Воспитание бережного отношения к природе (деревьям).

Цель: проявление инициативы с целью обогащения  знаний о птичьих гнёздах, бережном отношении к природе (деревьям).

На экране демонстрируются презентация с  птицами и их гнёздами.

Много забот и хлопот весной у птиц. Сначала надо отремонтировать старые или построить новые гнёзда.

Послушайте и посмотрите, что нам об этом хотят рассказать орнитологи.

Ласточка. Своё гнездо не вьёт, а лепит из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляет всё это дождевой водой или липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. Свой домик ласточка устраивает под карнизами домов, под крышами сараев, а сестрёнки ласточки-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.

Грач. Живут грачи большими шумными компаниями. Вьют гнёзда на вершине высокого дерева или ремонтируют старые. Гнездо строят из сухих сучьев, выстилают сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также используют различный мусор.

Аист. Устраивает гнездо на видном месте – крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших веток и прутьев.

Жаворонок. Своё гнездо вьёт в лугах или засеянных полях из стеблей травы, тонких корешков, дно устилает небольшим количеством шерсти, конским волосом и пухом.

Скворец. Селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким пухом, мхом, травинками.

Как вы думаете, чем крепятся скворечники к дереву, приколачивают гвоздями?

А тогда как это сделать?

Верно, ребята, вы всё  правильно понимаете, молодцы!

Дидактическая игра «Птичьи гнёзда»

Цель: воспитание у детей желания оказывать помощь птицам в постройке гнёзд.

Дети, орнитологи предлагают вам игру «Птичьи гнёзда» .

В коробочке лежат различные предметы, которые они вам послали: вата, веточки, солома, болтики, ложки, камушки, кусочки

глины и т. п. Вам нужно выбрать из этих предметов только те, которые птицы могут использовать при строительстве своих гнёзд.

Дети, давайте подумаем, какую пользу птицам в строительстве гнёзд мы можем оказать во время прогулки?

Дети рассматривают слайды и слушают рассказ педагога.

Крепить скворечники гвоздями к дереву нельзя, это может нанести ему вред.

Крепят их с помощью деревянного шеста и проволоки.

Цель: приобретение знаний  целью оказания помощи птицам в постройке гнёзд.

Дети выбирают из различных предметов только пригодные для строительства гнезда и аргументируют свой выбор

Развесить на кусты ватку, маленькие тряпочки, комочки шерсти…

Дидактическая игра «Птицы и птенцы»

Цель: обогащение знаний детей о предназначении и разнообразии  птичьих гнёзд; совершенствование грамматического строя речи; закрепление представлений о правилах поведения в природе.

Цель: проявление инициативы с целью обогащения  знаний о правилах поведения в природе; проявления знаний о названии птиц и их птенцов.

Дети, а зачем птицам нужны гнёзда? Летали бы, кушали насекомых, семена, ягодки…

Назовите птицу, изображённую на картине, затем как называется её птенец и птенцы.

А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалёку, они покидают свои гнёзда и стараются увести врагов подальше от своего домика и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А ещё, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Постарайтесь запомнить и рассказать  своим друзьям и родителям о правилах поведения в лесу. Договорились?

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю-

Ни ловушками, ни в сетки,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Не обижу в жизни я!

Вы со мной согласны?

Я рада.

В гнёздах птицы откладывают яйца, высиживают их и растят птенцов.

Дети выбирают по одной картинке, называют птицу и её птенца, сначала в единственном числе, затем – во множественном.

Дети слушают, высказываются сами.

Да, обязательно!

Да.

Заключительная часть «Посвящение в орнитологи»

Цель: ориентация детей на самостоятельную деятельность вне рамок НОД, организация рефлексии.

Цель: получение положительных эмоций.

Воспитатель читает обращение орнитологов к детям:

«Дети, если вам читают наше обращение, это значит, что внимательно слушали рассказы о птицах и выполнили все наши задания. И мы принимаем вас в ряды юных орнитологов и дарим Красную книгу Ивановской области. В эту книгу занесены исчезающие и редкие виды птиц и других животных нашего края. Любите и берегите природу. Орнитологи города Иванова».

Воспитатель   вручает медальоны с эмблемой  «Юный Орнитолог», знакомит с  некоторыми птицами из книги. Задаёт вопросы:

-Дети, интересно вам было выполнять задания орнитологов?

-Что нового вы узнали?

Воспитатель благодарит детей за  то, что дети успешно справились со всеми заданиями и предлагает  дома узнать ещё больше информации и рассказать  при следующей встрече.

 Дети внимательно слушают.

Дети высказывают своё мнение о том, что им было интересного и что нового они узнали.

Дети изъявляют желание  узнать ещё больше информации о птицах и рассказать.

Дети по желанию: рассматривают Красную книгу Ивановской области, играют, танцуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

Цель: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пре...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Наши пернатые друзья". (старшая разновозрастная группа)

Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на ...

Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию на тему: «Наши пернатые друзья» в старшей группе «А»

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, расширять представления о перелетных и зимующих птицах....

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы №3 Тема «Наши пернатые друзья»

Актуальность проекта: Птицы первые и самые надежные помощники человека. Некоторых из них мы можем встречать каждый день возле своего дома, другие водятся в лесах, садах, в поле, возле рек. Одни птицы ...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Наши пернатые друзья»

Возраст воспитанников: старший дошкольный возрастВиды детской деятельности:  социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое  развитие, двигательнаяЦель: обобщить знания о...

Конспект занятия на тему "Наши пернатые друзья"

Цель: создание условий для систематизации знаний воспитанников  о зимующих птицах.Задачи:Обучающие: -познакомить с характерными особенностями птиц (цвет, части тела);-научить раскрашивать силуэт ...


 

Комментарии

Спасибо большое! замечательный конспект!!!