Научный кинозал как средство активизации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников
материал (старшая группа)

Дё Светлана Васильевна

Такая форма работы с использованием ИКТ как  «Научный кинозал»  помогает сделать образовательный процесс более наглядным и интересным,  побуждает детей к поисково - исследовательской деятельности, привлекает пассивных детей к активной деятельности, способствует проявлению детской инициативы и самостоятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nauchnyy_kinozal.ppt2.26 МБ
Файл nauchnyy_kinozal_praktika.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научный кинозал как средство активизации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. МБДОУ Новосёловский детский сад «Росинка» № 24 Дё Светлана Васильевна

Слайд 2

Цель : создание дополнительных условий для активизации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. Задачи: 1. определить регламент работы "Научного кинозала" в структуре образовательного процесса и организовать работу согласно регламента; 2. осуществить поиск и отбор научно - познавательных фильмов для просмотра в соответствии с возрастом детей и ООП учреждения (комплексно - тематического планирования); 3. описать методы и приемы использования "Научного кинозала" ; 4. вовлекать родителей в единое пространство детского развития, поддерживать их стремление участвовать в познавательно- исследовательской деятельности детей.

Слайд 4

Фильмы, просмотренные в «Научном кинозале» «Как делают макароны?» «Откуда к нам книга пришла?» «Космос и звездное небо» «Откуда к нам хлеб пришел?» «Как делают бумагу?» «Как возникли олимпийские игры?»

Слайд 14

№ Результат Критерий измерения 1 Определен регламент работы "Научного кинозала", работа организована согласно регламента. Составлена циклограмма, расписание, определены ответственные 2 Сформирована фильмотека для "Научного кинозала" в соответствии с возрастом детей и ООП ДО При организации проектной деятельности воспитатели активно используют фильмы "Научного кинозала". В течение года все группы старшего дошкольного возраста обратились к фильмотеке "Научного кинозала" 3 Данная практика оформлена и описана в образовательной программе. Педагоги используют данную практику в своей деятельности 4 Родители проявляют желание посетить "Научный кинозал", предлагают свои услуги по подбору материала познавательного характера. Увеличилось количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях, направленных на развитие познавательно - исследовательской деятельности детей (в проектной деятельности, итоговых мероприятиях по теме).

Слайд 15

№ Результат Критерий измерения 5 После просмотра фильма у детей наблюдается познавательная активность, проявление самостоятельности, интере с к различным способам решения поставленных образовательных задач. Под влиянием информации с экрана увеличивается количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности. После просмотра фильма в «научном кинозале» ребенок - задает вопросы познавательного характера по теме просмотренного; - активно включается в продуктивную деятельность, выражает свои впечатления, эмоции, делится опытом; - дома рассказывает родителям об увиденном, просит их найти материалы по возникшему детскому вопросу – интересу; - рассказывает детям в группе о том, что узнал дома из других источников по теме проекта (фильма), приносит книги, картинки, показывает их детям; - предлагает посмотреть или прочитать о чем-либо, заинтересовавшем его.



Предварительный просмотр:

Научный кинозал "Хочу все знать" как средство активизации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Дё Светлана Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосёловский детский сад "Росинка" № 24

        

        Одной из задач дошкольного образования является создание условий для развития познавательной активности детейразвития их познавательных интересов. Поэтому  мы тщательно продумываем подбор и использование наиболее приемлемых для этого форм и методов обучения и  воспитания. В группах организованы центры исследования и экспериментирования, педагоги активно используют методы проблемного обучения, метод проектов,  информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В 2016 -2017  учебном году педагоги начали использовать (апробировать) новую форму работыс использованием ИКТ - "Научный кинозал". С этой практикой мы познакомились на фестивале дошкольного образования в г. Красноярске. Коллеги из г. Сосновоборска представляли свой опыт работы по технологии БИнGO (больше информации - вперед!). "Научный кинозал" очень нас заинтересовал. Это не просто просмотр мультфильма  в группе. Суть в том, что для детей это событие, есть определенное место, куда нужно идти, есть определенный ритуал. Дети погружаются в роль исследователей, которые смотрят серьезный научно – познавательный фильм, чтобы найти ответы на вопросы, возникшие в ходе работы над проектом.и мы предположили, что эта форма работы повысит познавательный интерес у детей, активизирует их познавательно - исследовательскую деятельность.  Для того, чтобы организовать работу в детском саду, собрали творческую группу, определили цели, задачи работы,     результат, который  хотим получить,  продумали регламент работы "Научного кинозала", форму его организации и стали пробовать на практике.

Цель: создание дополнительных условий для   активизации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

1. определить регламент работы "Научного кинозала"  в структуре образовательного процесса и организовать работу   согласно регламента;

2. осуществить поиск и отбор научно - познавательных фильмов для просмотра в соответствии с возрастом детей  и ООП учреждения (комплексно - тематическим планированием);

3. описать методы и приемы  использования "Научного кинозала";

5. вовлекать  родителей в единое пространство детского развития, поддерживать их стремление   участвовать в познавательно- исследовательской деятельности  детей.

Данная практика реализуется в нашем детском саду второй год. Предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Работа научного кинозала заключается в том, что  один  или два раза в месяц в соответствии с тематическим планом недели или реализуемым в детском саду проектом для детей организуется просмотр научно - познавательного фильма. Тема фильма определяется вместе с детьми в ходе обсуждения проекта по "Методу трех вопросов" С.М. Оберемок. Подбор фильма осуществляет ответственный за это дело специалист. Но неоднократно были такие случаи, когда подбор фильмов осуществляли родители воспитанников по своей инициативе, так как педагоги делают все возможное, чтобы родители всегда были в курсе реализующихся проектов, их тематики и проблематики, и активно включались в их реализацию вместе с детьми. Очень важно подобрать фильм в соответствии с возрастом детей, чтобы он был доступен по содержанию, вызывал интерес и положительные эмоции, давал ответы на вопросы детей, возникшие в ходе реализации проекта (изучения темы) и укладывался во временные рамки 5-15 минут. Накануне  просмотра в группы вносятся афиши с названием фильма и билеты для детей. Воспитатель   вместе с детьми вспоминают о тех вопросах, проблемных ситуациях, которые мотивировали детей на просмотр фильма, активизирует их познавательный интерес. В заданное (обозначенное в афише) время, как правило, во вторую половину дня, ребята приходят в «Научный кинозал», который организуется в музыкально - спортивном зале, со своими билетами и  занимают места.  В зале могут находиться атрибуты, плакаты, оформление в соответствии с тематикой фильма (проекта), которые так же вызывают интерес у детей, побуждают их задаваться вопросами, инициируют высказывать свои версии, предположения относительно проблемы, обозначенной еще в группе перед походом в кинозал. Кроме того, на примере  установленных правил культуры поведения в «Научном кинозале»  у детей     формируются   правила культурного поведения   в зрелищных и культурно –просветительских учреждениях в целом.  

Организатор (ведущий) сообщает детям название фильма, напоминает о правилах поведения, дает установку на дальнейшую работу после просмотра фильма. Время просмотра может составлять от 5 до 15 минут, после чего,  уже  в группах, дети обсуждают увиденное и  отражают свои впечатления  в рисунках и поделках. Это могут быть как индивидуальные рисунки, так и коллективные коллажи, книжки - раскладушки и т.д.

Например, в ходе реализации проекта "Путешествие в космос"  ребята старшей и подготовительной групп посетили «Научный кинозал» и посмотрели познавательный фильм "Космос и звездное небо" из серии "Видео энциклопедия для малышей от Дошколят", который познакомил с наукой астрономией, учеными - астрономами, со звездами, созвездиями, небесными телами. Ребята увидели, как космонавты попадают в космос, как живут на космической станции, как едят, выходят в открытый космос. Увидели планету земля из космоса.  После просмотра фильма было бурное обсуждение увиденного, многие  дети из фильма получили ответы на свои вопросы, а у некоторых возникли новые вопросы, на которые нужно снова находить ответы из разных источников.  В итоге, каждый ребенок нарисовал то,  что  запомнил, то, что ему больше всего понравилось,  впечатлило. Все рисунки, работы сначала вывешиваются  для того, чтобы ребята могли рассмотреть их, поделиться впечатлениями друг с другом и родителями, а затем собираются и подшиваются в "научную книгу", которая пополняется в течение года после каждого просмотренного фильма.

Таким образом, в группах формируются книги - энциклопедии, сделанные самими ребятами. Они находятся в центрах исследования и экспериментирования и ребята всегда могут пролистать их и вспомнить то, что они узнавали в течение года.          Ребята с гордостью показывают свою "Научную книгу" гостям, родителям и рассказывают   о ней.

Нужно отметить, что «научный кинозал» существует не сам по себе, а является составляющей   проектной деятельности, дополнительным средством активизации познавательно-исследовательской деятельности детей. Очень важно соблюдать определенный алгоритм, который заключается в организации работы перед просмотром научно – познавательного фильма и после него.

«Научный кинозал» работает в нашем детском саду второй год, мы видим, что данная форма  работы с детьми помогает сделать образовательный процесс более наглядным и интересным,  побуждает детей к поисково - исследовательской деятельности, привлекает пассивных детей к активной деятельности, способствует проявлению детской инициативы и самостоятельности.

Результат

Критерий измерения

1

 Определен регламент работы "Научного кинозала",      

работа организована согласно регламента.

Составлена циклограмма, расписание, определены ответственные

2

 Сформирована фильмотека для "Научного кинозала" в соответствии с возрастом детей и ООП.

При организации проектной деятельности воспитатели активно используют фильмы "Научного кинозала".

В течение года все группы старшего дошкольного возраста обратились к фильмотеке "Научного кинозала"

3

Данная практика оформлена и описана в образовательной программе.

Педагоги используют данную практику в своей деятельности

4

Родители проявляют желание посетить "Научный кинозал", предлагают свои услуги по подбору материала познавательного характера.

Увеличилось количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях, направленных на развитие познавательно - исследовательской деятельности детей (в проектной деятельности, итоговых мероприятиях по теме).

5

После просмотра фильма у детей наблюдается познавательная активность, проявление самостоятельности, интерес к различным способам решения поставленных образовательных задач.  Под влиянием информации с экрана увеличивается количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности.

После просмотра фильма в «научном кинозале» ребенок

- задает вопросы познавательного характера по теме просмотренного;

-  активно включается в продуктивную деятельность, выражает свои впечатления, эмоции, делится опытом;

- дома рассказывает родителям об  увиденном,  просит их найти материалы по возникшему детскому вопросу – интересу;

- рассказывает детям в группе о том, что узнал дома из других источников по теме проекта (фильма), приносит книги, картинки, показывает их детям;

- предлагает посмотреть или прочитать о чем-либо, заинтересовавшем его.

На основе наблюдений в течение двух лет можно сделать вывод, что систематическое применение данной   практики, позволяет активизировать у детей познавательный интерес,   способствует    проявлению у них  любознательности, умению задавать  вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться  причинно-следственными связями,   получать начальные знания и представленияо природном и социальном мире, в котором они живут.

Дети учатся находить и отбирать нужную информацию из различных источников ( в данном случае из просмотра фильма) и использовать ее по назначению.  Наблюдение показало, что дети стали больше стремиться выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов. После просмотра фильма наблюдается  познавательная активность, проявление самостоятельности, интерес к различным способам решения поставленных образовательных задач.  Под влиянием информации с экрана увеличивается количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности.

Все больше родителей включаются в поиск информации вместе с детьми, многие (по опросам)  стали внимательнее относиться к тому, что смотрят их дети дома,   увидели способ  обучать и воспитывать через познавательные фильмы и передачи.

Используемая литература:

1. Еремина Т, Ещенко С. 4 способа использования ИКТ в художественно - эстетическом развитии детей // Справочник старшего воспитателя. - 2016.- № 12.

2. Любавина О., Яковлева А. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя. - 2016. - № 11.

3. Овинникова О. В. Использование ИКТ в работе с дошкольниками // Молодой ученый. — 2016. — №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новая образовательная технология  пришла к нам из Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш мент...

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей. прививать интерес к самостоятельной исследовательской ...

Игры-путешествия,как эффективное средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. 

Чтобы ребенок вырос любознательным, умным и сообразительным, с ним нужно заниматься. Но простых скучных занятий недостаточно – упражнения должны быть интересными, захватывающими, запоминающимися...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Познакомить воспитателей с опытом работы по внедрению экспериментирования в  образовательную деятельность доу....