Конспект НОД : "Наши умные помощники – органы чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»: "Наши умные помощники – органы чувств"

Цель занятия: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему:

"Наши умные помощники – органы чувств"

Цель: 

Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

  • Образовательные:

- закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств  при восприятии им окружающего мира.

- пополнить словарный запас детей за счёт качественных прилагательных (сладкий, солёный и т.д.)

  • Развивающие:

- развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

  • Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Интеграция образовательных областей:

Познание, художественное творчество.

Словарная работа:  

качественные прилагательные (сладкий, солёный, кислый, горький, мягкий, гладкий и т.д.),  ежедневно.

Методические приёмы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
  • Практические (упражнения)
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
  • Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, массаж ушей.

Материал и оборудование:

  • Демонстрационный материал  (рисунок  с грустными коротышками,
  • Баночки с водой, различными на вкус, флаконы с разными запахами.
  • Музыкальные инструменты ( барабан, бубен, металлофон)
  • Раздаточный  альбомный лист с контуром лица, цв.карандаши.

Предварительная работа:

  • Чтение и рассматривание книг "Азбука здоровья", "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра". Чтение книг Г. Остера "Вредные советы"
  • Рассказы воспитателя «Чудесное яблоко, или  «зеркало нашей души»», «Самая быстрая улитка в мире», « Для чего человеку нос?»
  • Д/игры "Угадай, кто тебя позвал", "Определи на вкус", "Пальчики - узнавальчики", "Таинственные флаконы", "Твердый- мягкий".
  • Разучивание стихотворения об уходе за органами слуха.

Ход занятия:

Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель читает письмо жителей цветочного города. ( Самый умный коротышка Знайка пишет: малыши и малышки  разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Они  просят детей помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.)

Воспитатель: дети назовите, пожалуйста, какие органы чувств вы знаете?

Дети: рот, нос, глаза, уши, кожа

Воспитатель: Я вам  загадаю загадки:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам…(
глаза)

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет…
(нос)

Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши…(
ушки)

Чтоб попробовать компот,
Есть у человека…(
рот)

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…(
кожа)

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте , что мы с вами в Цветочном городе…  Наша первая остановка у  дома Тюбика.

Как вы думаете, что больше всего любит делать Тюбик.

Дети: рисовать.

 Воспитатель: А кто он по профессии?

Дети: художник.

 Воспитатель: Правильно. Гусля разучился пользоваться глазами, и теперь его картины никому не нравятся.

Дидактическая игра “Что художник нарисовал неправильно?”

 Педагог предлагает детям взглянуть на рисунок художника и найти ошибки.

Воспитатель:  Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

Дети перечисляют правила:

•        Нельзя тереть глаза грязными руками.

•        Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

•        Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

•        Нельзя долго играть в компьютерные игры

•        Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Воспитатель: Вика нам расскажет стихотворение про правила охраны зрения.

Глаз поранить очень просто,

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лёжа книгу не читай!

На яркий свет смотреть нельзя,

Тоже портятся глаза!

Телевизор в доме есть –

Упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Воспитатель:  Спасибо Вика за стихотворение. Если ваши глаза устали смотреть телевизор нужно выполнить гимнастику для глаз.

ЛУЧИК СОЛНЦА

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.(Отводят взгляд вправо.) 

Дети подходят к домику Гусли.

Воспитатель : кто он по профессии?

Дети: Музыкант

Воспитатель: Правильно, Гусля - музыкант. Он разучился слышать и совершенно запутался в звуках разных музыкальных инструментов. Что нам помогает слышать?”

Дети: Уши.

Воспитатель: Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Давайте вспомним что для этого нужно делать.

Дети: - нужно их мыть;

- чистить;

- не ковырять в ушах;

-уши не любят шума;

-нельзя засовывать мелкие предметы в уши;

-защищать от сильного ветра

Воспитатель :- А еще, Андрей знает стихотворение про то, как нужно мыть уши.

Уши ( Э. Мошковская)

 - Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?..

Отвечает доктор:

- ЕЖЕ... -

Отвечает доктор гневно:

- ЕЖЕ –

ЕЖЕ -

ЕЖЕДНЕВНО!

Воспитатель :А ещё наши уши любят когда им делают массаж.

Массаж:

Мы ладошки разотрём

Смело ушки мы возьмём

Сверху вниз мы их пощиплем

Пальчиками разотрём.

Воспитатель :ребята, ваши уши готовы сыграть в игру « Какой муз.инструмент звучит?»

Дети: да!

Дидактическая игра"Какой музыкальный инструмент звучит?"

Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог просит одного ребёнка пройти за ширму и  поочередно сыграть  на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.

Дети продолжают путешествие по городу и подходят к домику Синеглазки.

Воспитатель : Знайка написал ,что Синеглазка разучилась определять запахи. Как вы думаете, почему?

Дети: она заболела, у неё нос забит.

Воспитатель : Действительно у Синеглазки- насморк, и  она совершенно разучилась распознавать запах. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?”

Дети: Его нужно понюхать, для этого у человека есть НОС.

Воспитатель :- Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носы нам в этом помогут.

Дид.Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Огурец, апельсин, лекарство, масло ели, духи)

После выполнения задания педагог совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос.

Воспитатель : Дети ,а что нужно делать что бы нос чувствовал запахи?

Дети: Лечить насморк;

-Гулять на свежем воздухе;

Воспитатель : А теперь давайте сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус. )

Дети подходят к домику Сиропчика.

 Воспитатель: Сиропчик любит угощать своих друзей чем-нибудь вкусненьким. Но не смог ничего приготовить , потому что не может определить где у него сироп, где рассол, а где подкислённая вода для лимонада… Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду?

Дети: попробовать на вкус.

Воспитатель: Какой орган чувств есть для этого у человека?

Дети: язык.

 Воспитатель: Какие 4 вкуса вы знаете?

Дети: Сладкий, соленый, кислый, горький.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дидактическая игра “Узнай на вкус”.

 После выполнения задания педагог с детьми делает вывод о том, для чего человеку нужен рот.

Физкультминутка. Игра малой подвижности “Четыре стихии”

Воспитатель: Ребята, а о каком органе чувств мы с вами ещё ничего не сказали?

Дети: о коже.

Воспитатель : правильно об органе осязания .Давайте узнаем насколько чувствительна кожа на кончиках ваших пальцев .

 Д/и «Чудесный мешочек»

-Выберите игрушку в мешочке и скажите, какая она: мягкая или твёрдая, гладкая, шершавая или пушистая.

Воспитатель :Пальчики размяли, а теперь я вас приглашаю к столам. Посмотрите перед вами лицо, на котором художник не успел дорисовать органы чувств. Посмотрите внимательно,  чего не хватает на рисунке и дорисуйте.

Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и представьте , что перед вам на большом экране телевизора показывают наше путешествие, что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель:

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим добрые пожелания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"

Крнспект занятие с применением социо-игровой технологии...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств" .

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств"Цель:сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира;о...

Конспект игрового занятия по познанию в старшей группе «Наши умные помощники – органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние), уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.Задачи:Сформировать ...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности «Наши умные помощники - органы чувств» в старшей группе

Обобщение представлений детей о возможности восприятия окружающего мира через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Наши умные помощники – органы чувств"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему:"Наши умные помощники – органы чувств"...

Конспект по познавательному развитию на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"

Цель: познавательное развитие детей 5 – 6 лет в процессе познавательно – исследовательской деятельности при исследовании органов чувств у человекаЗадачи:сформировать у детей представление ...

Конспект занятия "Наши умные помощники - органы чувств" (для детей старшего дошкольного возраста)

Цели:1. Сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы назыв...