Конспект занятия на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гибескул Мария Валерьевна

Крнспект занятие с применением социо-игровой технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Обо всем на свете: «Наши умные помощники-органы чувств»

Задачи:

  1. Формировать представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.
  2. Развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно-двигательное восприятие.
  3. Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
  4. Активизировать словарь за счет качественных прилагательных.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, кто готов меня слушать, хлопните в ладоши. Сегодня хочу пригласить вас в лабораторию по изучению органов чувств. Хотите побывать в настоящей лаборатории в роли исследователей?

Дети отвечают.

Мозговой штурм

Воспитатель(быстро): а кто такие исследователи?

Дети отвечают.

Воспитатель:  лаборатория эта находится очень далеко. Но чтобы нам не было скучно идти повторяйте за мной.

Разминка:

Раз, два, три, четыре, пять

тело будем изучать. (шагать на месте) 

Вот спина, а вот животик, (показать обеими руками свою спину, затем живот) 

Ножки. (потопать ногами) 

Ручки, (протянуть вперёд руки и покрутить кистями) 

Глазки, (указательными пальцами обеих рук показать глаза) 

Ротик, (указательным пальцем правой руки показать на рот) 

Носик, (указательным пальцем правой руки показать на нос) 

Ушки, (указательными пальцами обеих рук показать уши) 

Голова, (положить руки на голову) 

Показать успел едва (покачать головой из стороны в сторону) 

Шея крутит головой - (обхватить шею ладонями) 

Ох, устала! Ой-ой-ой

Лоб (пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам) 

И брови (указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам) 

Вот реснички, (указательными пальцами обеих рук показать реснички) 

Запорхали словно птички (поморгать глазами) 

Подбородок кочкой, (ладонями погладить щёки от носа к вискам и закончить движения на подбородке)

Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы) 

Как травы луговые

А теперь взгляну пониже, 

Назову я, что увижу:

Плечи, (дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого) 

Локти (не убирая рук с плеч, выставить вперед локти) 

И колени, (похлопать по коленям) 

У меня, Ульяны, Лены… (выпрямиться, жестом показывая на детей).

Воспитатель: вот мы и пришли в лабораторию по изучению органов чувств. Присаживайтесь на стульчики. Ребята, у каждого из нас есть очень важный орган, без которого мы не смогли бы жить. Как вы думаете, что это за орган?

Дети отвечают

Воспитатель: А где находится головной мозг?

Дети отвечают

Воспитатель: Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга. На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга)

Мозг отвечает за память и может запоминать на долгие  годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? 

Дети отвечают

На доску вывешивается таблица

мозг                ухо, нос, глаз, рука, язык

Воспитатель: Правильно, это глаза, уши, нос, язык, кожа. Они посылают в наш мозг сигналы о предметах и их особенностях. Мозг их обрабатывает и запоминает.

А почему органы чувств называют еще «нашими помощниками»?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, в этой лаборатории есть человек, который не обладает ни одним из названных вами органов чувств (воспитатель достает бюст без глаз, носа и т.д.). Он не может видеть красоту, окружающую нас вокруг, чувствовать тепло дружеских объятий.  Хотите помочь человеку увидеть мир так, как видим его мы?

Дети отвечают.

Воспитатель: для этого нам следует разделиться на команды

Воспитатель достает коробку, в которой лежат цифры от 1 до 5. Ребята поочередно достают свой номер и встают к столу с соответствующим номером. Так происходит деление детей на команды.

Дети выполняют.

В группах по 4 круга разных цветов, которые воспитатель предлагает надеть на шею. Таким способом дети разделены на посыльных.

Воспитатель: а теперь поработаем немного в группах. Сколько всего у нас получилось групп?

Дети отвечают

Воспитатель: молодцы, групп у нас получилось столько же, сколько и органов чувств у человека. Поэтому каждая команда будет отвечать за одного из «наших помощников».  А узнать, про какой орган чувств  будете рассказывать другим группам, вы сможете с помощью загадки.

Первая группа:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются... (Глаза)

Вторая группа:

Между двух светил в середине я один… (Нос.)

Третья группа:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят…(Уши.)

Четвертая группа:  

Мы в нее зимой и летом 
        С головы до ног одеты, 
       Даже на ночь снять не можем, 
      Потому что это… (кожа.)

Пятая группа:

Всегда во рту,

Да не проглотишь. (Язык).

Дети отвечают

Воспитатель спрашивает мнения других команд. Другие команды либо соглашаются (большой палец поднят вверх), либо нет (большой палец опущен вниз) и предлагают свои варианты. Затем педагог просит круги синего цвета достать из-под  стола конверт и посмотреть ответ в виде рисунка.

Воспитатель: Молодцы, быстро отгадали мои загадки. Подойдите ко мне круги зеленого цвета.

Дети выполняют.

Воспитатель дает таблицы красного и зеленого цвета.

Дети относят в группы.

Воспитатель: Ребята у вас в командах две таблицы. В красную таблицу вы должны приклеить те действия, которые вредят нашим органам чувств. А в зеленую – которые помогают поддерживать здоровье.

Дети выполняют.

Воспитатель: договоритесь у себя в группах, кто про какую карточку будет рассказывать. Каждый человек в команде должен высказаться.

Дети выполняют.

Обсуждение начинается с команды, которая первая подготовилась.

Приблизительные ответы детей:

Воспитатель: ребята, перед вашим выступлением хочу задать один вопрос: а  зачем человеку нужны глаза?

  1. команда: мы подготовили рассказ про орган зрения.
  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
  • Нужно есть морковь и чернику
  • Нужно носить очки, если у тебя плохое зрение.

После презентации 1 команды, педагог предлагает участникам других команд дополнить ответы детей.

Воспитатель: молодцы 1 команда. А сейчас предлагаю всем ребятам сделать гимнастику для глаз. Представьте, что в нашей лаборатории открылось окно, и подул холодный ветер. Вы замерзли так сильно, что не можете ничем пошевелить. Только ваши внимательные глазки способны двигаться. Посмотрите внимательно на картинку и пройдитесь взглядом от одной точки до другой.

Дети выполняют.

Воспитатель: ребята со второй команды объясните нам, зачем человеку нужен нос?

Дети отвечают.

  1. команда: мы подготовили рассказ про орган обоняние
  • нельзя засовывать мелкие предметы в нос
  • нельзя пользоваться чужим платком
  • нужно содержать нос в чистоте
  • нужно делать дыхательную гимнастику

После презентации 2 команды, педагог предлагает участникам других команд дополнить ответы детей.

Д/и «узнай по запаху»

Воспитатель: молодцы 2 команда. А сейчас проведем небольшой эксперимент. Для этого попрошу подойти ко мне круги красного цвета и забрать подносы с киндерами в свои группы.

Дети выполняют.

Воспитатель: наша задача, при помощи обоняния попробовать выяснить, что же спрятано в этих киндерах.

№1 чеснок

№2 лимон

№3 апельсин

Дети выполняют

Воспитатель: следующими были готовы ребята из третьей команды. Для чего же нам нужны уши?

Дети отвечают

  1. команда: наш рассказ посвящен органу слуха
  • Нужно содержать уши в чистоте
  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине
  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух
  • Нельзя часто слушать громкую музыку

После презентации 3 команды, педагог предлагает участникам других команд дополнить ответы детей.

Д/и «Что слышно»

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в одну игру. Вы закрываете глаза руками и пытаетесь услышать, что звучит в этом отрывке.

Дети выполняют.

Воспитатель: следующими готовы были ребята из четвертой команды. Для чего нам нужен язык?

Дети отвечают

  1. группа: мы хотим рассказать об органе осязания – языке
  • Нужно после приёма пищи прополоскать рот
  • Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм
  • Нельзя брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
  • Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки

После презентации 4 команды, педагог предлагает участникам других команд дополнить ответы детей.

Д/и «Угадай на вкус»

Воспитатель: подойдите ко мне круги желтого цвета. Возьмите поднос со стаканами и отнесите их в свои группы.

Дети выполняют.

Воспитатель: ребята, возьмите каждый стаканчик и определите воду на вкус.

Дети выполняют.

Воспитатель: Какая она?

Дети отвечают.

Воспитатель: нам осталось прослушать рассказ про еще один орган – осязание. Ребята, прежде чем вы начнете свой рассказ, напомните нам, для чего человеку нужна кожа?

Дети отвечают.

  1. команда: мы хотим рассказать про орган осязания – про кожу
  • Нужно кожу надо содержать в чистоте
  • Нужно мыть руки с мылом перед едой и после туалета
  • Нужно носить чистое бельё
  • Нужно содержать в чистоте и подстригать ногти
  • Нельзя ранить, обжигать, обмораживать кожу

После презентации 5 команды, педагог предлагает участникам других команд дополнить ответы детей.

Воспитатель: ребята с синими кругами подойдите ко мне и принесите в свои команды лупы.

Дети выполняют.

Воспитатель: про кожу мы с вами поговорили, а теперь внимательно ее рассмотрите с помощью лупы и скажите, какого она цвета?

Дети отвечают

Воспитатель: Что еще на ней есть?

Дети отвечают.

Воспитатель: ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Давайте встанем в круг передадим рукопожатие  друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Наши умные помощники – органы чувств.

Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы на...

Конспект занятия по познавательному развитию " Наши помощники-органы чувств"

- закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние ).- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.- формировать начальные ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Наши умные помощники – органы чувств"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему:"Наши умные помощники – органы чувств"...

НОД на тему: «Наши умные помощники – органы чувств» для детей подготовительной группы

1. Познавательное развитие.- Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.- Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь детям ...

Конспект по познавательному развитию на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"

Цель: познавательное развитие детей 5 – 6 лет в процессе познавательно – исследовательской деятельности при исследовании органов чувств у человекаЗадачи:сформировать у детей представление ...

ОД познавательное развитие на тему: «Наши умные помощники – органы чувств»

Программное содержание:1. Познавательное развитие.- Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.- Определить роль органов чувств в восприятии окружающ...