ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мошкова Марина Леонидовна

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Присоединяющиеся к действию, образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего, действенного экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Меня, как педагога, заинтересовал один из типов детского исследования - путешествие по “реке времени”. Эта технология направлена на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: жилища, транспорта, истории своей семьи). Она интересна  тем, что во время таких “путешествий” дети становятся более раскрепощенными в общении, внимательными, активными и любознательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_raznogo_vremeni.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Животные разного времени».

Возрастная группа: дети от пяти до шести лет.

Форма НОД: Занятие - исследование «Путешествие по «реке времени».

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.; Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: книга для воспитателей детского сада  - М.: Просвещение, 2004.

Цель:  Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста активной жизненной позиции и бережного отношения к живой природе.

Средства: Наглядные – панно «Река времени», набор картинок животных разных времен для сравнения и выстраивания временных рядов, одноразовые картинки – «символ времени» для наклеивания на панно; мультимедийные - слайды, отображающие животных разных времен, причины нанесения ущерба природе и живому миру; раздаточный материал – кисти, стеки, перчатки (для раскопок), клеевой карандаш; оборудование – песочница, песок, окаменевшие останки животных (имитация).

Планируемый результат: у детей сформировано представление об историческом времени (прошлое и                                                                                                                                                                      настоящее); сформировано представление о вымерших животных и причинах этого;  представление детей  о влиянии человека на живую природу позволяет делать необходимые умозаключения; знакомятся с новой профессией – палеонтолог; бережно относятся к живой природе; умеют сочувствовать и сопереживать; любознательны и познавательно активны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Автор и исполнитель:  Мошкова Марина Леонидовна, воспитатель, первая квалификационная категория, МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского городского округа.                               

ЗАДАЧИ образовательной программы

1.Формировать представление детей о животных в историческом времени (прошлое и настоящее).

2. Развивать у детей представление о причинах исчезновения некоторых видов животных.

3. Развивать способности выстраивать умозаключения и выводы.

4. Познакомить детей с профессией – палеонтолог, пополнить словарь: ископаемые, раскопки, вымершие, окаменевшие.

5. Продолжать знакомить детей с Красной книгой, формировать понимание значимости Красной книги для сохранения и защиты животных.

6. Развивать любознательно-познавательную активность.

7. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство ответственности, желание сохранить богатство животного мира.

Этапы

деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия детей,

выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1. Обсуждение реального события

  - Ребята, вчера вечером я по телевизору увидела рекламу нового фильма о динозаврах, но, к сожалению, не запомнила названия. Никто из вас случайно не видел эту рекламу?  

- Может быть, вы знаете другие фильмы или мультфильмы про этих животных?

- Да, существует много разных передач, кинофильмов и мультфильмов. Как вы думаете, они до сих пор живут на нашей планете?

- Да, к сожалению, в наше время их уже нет на Земле, они жили и вымерли очень давно, когда  не было людей на Земле, поэтому они и называются вымершими.  Но откуда известно тогда, что они были именно такие, какими мы их видим на экранах и в книгах?

- О вымерших животных известно благодаря одной профессии – палеонтолог. Вы слышали о ней? Вам хотелось бы узнать?

Просмотр слайдов с 2 - 11

- Палеонтологи - это ученые, которые ищут и изучают останки вымерших животных, из останков они собирают скелеты, по которым становится видно, как выглядели эти животные. В мире есть несколько специальных музеев, которые могут посещать обычные люди и рассматривать скелеты вымерших животных.

- инициирует общее обсуждение

 - эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание

- проявляет свое отношение к факту

-использует информационные средства

- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

- обращают внимание

- отвечают на вопросы

- рассказывают

- объясняют

- эмоционально положительный настрой

- речевая активность

- возникновение интереса

- включение детей в совместную деятельность

2. Планирование

совместной деятельности

- Вам хотелось бы посетить такой музей?

- А вы хотите больше узнать о животных, которые жили в далеком прошлом, какие животные населяют нашу планету в настоящем времени, и как они живут?  

- Ребята, как вы думаете, где можно найти ответы на ваши вопросы о жизни всех животных?

- Конечно, мы можем пользоваться интернетом, энциклопедиями и телевидением. Но я предлагаю вам найти ответы на ваши вопросы в путешествии. Кто хочет, может присоединиться ко мне и отправиться в далекое прошлое, когда жили вымершие животные по «реке времени». Присаживайтесь на стульчики – это наша лодочка.

- задает вопросы, стимулирующие к активной постановке цели

- стимулирует к принятию предложения

- эмоционально включает в действие

- выражают свое мнение по вопросу

- проявляют заинтересованность

- принимают предложение

- активное участие в постановке цели

- принятие цели

- развитие любознательной инициативы детей

- эмоциональное принятие предложения

3. Актуализация знаний детей

(слайд 12)

- Посмотрите, какие большие динозавры, какие они все разные, в каких природных условиях они жили.

- Динозавры были разные, и питание у них было разное. Чем питались динозавры? Динозавров, которые питались травой и растениями, как называют травоядными (слайд 13). Кроме этих мирных гигантов были динозавры – хищники, они питались мясом (слайд 14). Хищники охотились на травоядных, убивая их с помощью острых зубов и когтей. Если травоядным не удавалось спастись бегством или у них не было защитного панциря, то у них не оставалось ни единого шанса на спасение.

 - Как вы думаете, смогли бы люди жить рядом с такими животными? Почему?

- Вы знаете, почему они вымерли?

- А хотите больше узнать, почему это произошло?

- использует интерактивную доску

- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

- стимулирует любознательность, интерес

- выражают собственные мысли по вопросу

- предположения детей по поводу возникших вопросов, проблем

- активное обсуждение демонстрационного материала

- представление детей о животных в историческом времени (прошлое и настоящее).

- знание о древних животных

- обогащение словаря

- элементарные аналитические умения

4. Получение нового знания

- Ученые считают, что на Землю упал очень большой метеорит (слайд 15 и 16) и на планете начался ледниковый период. Земля покрылась льдом, исчезла вода, пища и все эти большие животные вымерли. Но может быть (слайд 17-19) на Землю выпал метеоритный дождь, начались пожары, погибло очень много животных, а которые спаслись от огня умерли от голода.

- Ребята, вы хотели бы стать палеонтологами? А теперь немного пофантазируем и представим, что вы ученые, которые ведут раскопки, чтобы найти окаменевшие кости. Но есть одно условие, пользоваться специальным инструментом нужно очень осторожно, чтобы не ничего не разрушить.

- использует слайд - шоу

- развивает у детей представление о причинах исчезновения животных прошлого времени

- конструктивно корректирует работу детей

- наблюдает за детьми во время выполнения задания

- организует, поддерживает, советует

- предлагает  детям предметный материал, обеспечивающий исследование

-проявляют сопереживание

- выражают собственные мысли

- выражают свое мнение по вопросу

- предположения детей по поводу возникших вопросов, проблем

- активно проявляют любознательность

- знания о влиянии изменений в природе на жизнь животных

- обогащение словаря

- проявление любознательности

- активизация речи

- проявление знаний и предположений

- проявление переживания к данному событию

5. Введение нового знания в деятельность

- Как вы думаете, что произошло через много лет на планете, когда закончился ледниковый период?

- После ледникового периода прошло очень много времени и наступило потепление. На нашей планете снова появились различные животные.

- А вы ребята знаете, какие животные живут на Земле в настоящее время?

- А хотите больше узнать, какие еще животные населяют планету?

- Чтобы это сделать, давайте вернемся в наше время по «реке времени», присаживайтесь на стульчики.

(Просмотр животных настоящего времени слайды 20-23)

- предлагает продолжить путешествие

- эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание и рассматривание

- использует слайд – шоу

- активизирует речь детей

- выражают собственные мысли

- выражают свое мнение по вопросу

- активно проявляют любознательность

- предположения детей по поводу возникших вопросов, проблем

- проявляют заинтересованность

- познавательное общение

-самостоятель-ные умозаключения

- изложение различных точек зрения

- проявление переживания к данному событию

6. Постановка проблемного вопроса

- Ребята, очень много разных животных мы встретили, пока путешествовали по «реке времени», но некоторых  животных становится все меньше и меньше, а некоторые виды  начали совсем исчезать.

- Как вы думаете, что влияет на исчезновение и гибель животных?

- Как человек наносит вред животному миру?

(Просмотр слайда 24)

- Как вы думаете, мы можем сохранить животных, как мы можем о них заботиться? (Просмотр слайда 25)

- А вы знаете, как называется основной государственный документ для защиты редких и исчезающих животных? (Просмотр слайда 26)

- А почему она так называется?

-формирует у детей активную позицию в решении вопросов

- активизирует процесс  мышления путем вопросов

- активизирует речь

- с уважением принимает все предположения

- демонстрирует слад - шоу

-формирует представление о влиянии человека на жизнь животных

- демонстрирует Красную книгу

- активно включаются в общение

- активизация знаний

- объясняют

- анализируют

- делают выводы

-размышление о причинах исчезновения животных

-проявление позиции защитника животных

-активное участие в решении проблемы

- обсуждение

- объяснение

- выводы

7.

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

- Ребята, вам интересно узнать, что лежит на столах?

-  Это «река времени», она длинная и меняет цвет.

- Как вы думаете, почему она меняет цвет?

- Я вам предлагаю самостоятельно расположить на реке символы времени и картинки животных. Животных надо расположить так, чтобы они оказались в своем времени, пользуйтесь клеевым карандашом.

- знакомит с панно и символами

- инициирует обсуждение

- вовлекает детей в совместную деятельность

- вводит элемент новизны

- проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов

- делают выбор

- активно включаются в совместную деятельность

-  собирают «реку времени»

- дети осуществляют контроль (взаимоконтроль)

- обозначение цели деятельности детьми

- находят пути решения

- применение приобретенного опыта

-  правильное расположение картинок на панно

8. Сопоставление результатов исследования

- Как вы думаете, почему будущее время на нашей реке осталось без картинок с животными?

- Как вы думаете почему?

- Я предлагаю продолжить эту работу, когда вы нарисуете животных бедующего, и пополните ими «реку времени».

- Что вы нового узнали сегодня?

- побуждает детей оценить собственную деятельность

- выражает искреннее восхищение

- упорядочивают

- обобщают

- отвечают на вопросы

- ребенок способен оценить результат собственной деятельности

9.

Практическая деят-ть

- Ребята ученые - палеонтологи помогают очень многое узнавать о динозаврах. Но окраску динозавров до сих пор не могут восстановить. Я вам предлагаю попробовать восстановить окраску динозавров. Для этого возьмите цветные карандаши и раскрасьте динозавров (дети раскрашивают рисунки динозавров под музыку песни “Динозаврики”).

- предлагает  детям образцы динозавров на формате А4 для раскрашивания

- проводит рефлексию

- активно включаются в деятельность

- проявляют заинтересованность

- эмоционально положительный настрой

- включение детей в  деятельность

Конкурсные материалы Мошковой Марины Леонидовны, воспитателя

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского городского округа

Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени». Тема «Животные разного времени»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт

Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....

Технологическая карта к занимательной деятельности " Путешествие во времени"

·        Развивать у детей интерес к миру предметов, истории создания предметов·        Формировать понимание того, что не д...

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

Технологическая карта -конструкт мастер класса "Путешествие во времени"

МАСТЕР-КЛАСС«Организация РППС как средство музыкального воспитания дошкольников»...

Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...

Технологическая карта конспекта музыкального занятия "Путешествие по временам года Антонио Вивальди"

Дети отправляются к временам года, что бы найти месяц Днекабрь, помочь наступить Зиме....